Пятая графа

Степан Хаустов
       Уж сколько лет прошло, а в памяти то и дело всплывают эпизоды из школьных шестидесятых...
       Помнится, четвёртый-пятый класс или того около. Новые предметы, учителя... На первом же уроке - знакомство. Приподняв крышку парты, мы поочерёдно поднимаемся и доводим до сведения учителя свои персональные данные. Тот, в свою очередь, внимательно всматривается в наши, ничего не понимающие доверчивые лица, после чего переводит взгляд на классный журнал, аккуратно вписывая только что полученные сведения.
       ‘А’, ‘Б’... ‘И’... - в алфавитном порядке. Процедура обычная и, пожалуй, необходимая. За летние каникулы много чего утекло: фамилия, место жительства...

       Таня К. - девочка темноволосая, веснушчатая... В среде сверстников - более чем активная и общительная. Если память не изменяет, даже ‘староста’. Да-да... была такая классная должность (а к ней и нарукавная нашивка с полосками). Были и галстуки красные с комсомольскими значками: в те времена - аксессуары как обязательные, так и весьма потребные, поскольку запросто могли ушатать даже итоговую по ‘поведению’.

       - Еврейка.
       В классе - абсолютная тишина, прерываемая лишь слёзными всхлипами распластавшейся на парте Тани...
       Сценка довольно-таки впечатлительная и неожиданная. Тем более для нас, не видящих никакой разницы между национальностями, коих в магаданских лагерях по тем временам завалялось немеренно. Все в одной лодке плыли. По течению.
       Да, анекдоты... Так и про ‘ЦК’ не меньше было.

       Менялись времена, фамилии, границы... ‘серпасто-молоткастый’. Не менялась лишь ‘пятая графа’. Вплоть до 1992-го. Гласность, как-никак, перестройка.
       И в лодках поплыли в разных. И не по течению.

20.10.2023