Что говорят Святые о вступлении в брак

Анна Колбасова
      
          Кто был в Муромском соборе, тот наверно видел икону и слышал о святых благоверных чудотворцев: князе Давиде и его супруге княгине Ефросинии, в иночестве: Пётр и Феврония.
Святой Давид был сыном князя Муромского, Юрия Владимировича. По смерти братьев, он с декабря одна тысяча двести третьего года княжил в Муроме единолично. Незадолго перед этим он заболел, и, его вылечила дочь бортника, Ефросиния, князь Давид женился на ней.
 При принятии престола вельможи выставили ему на вид ее происхождение и требовали или её удаления, или его отказ от княжества.
 
Святой Давид согласился на последнее; но вскоре возникшие в княжестве раздоры побудили вельмож призвать снова в Муром князя Давида, который отсюда в одна тысяча двести седьмом году ходил с войском против Рязанских князей, а в одна тысяча двести двадцатом году против Волжских Болгар. В самом Муроме правление его было правосудно и милостиво.

 В старости Давид и Ефросиния приняли иночество; скончались оба в один день, на светлой неделе, в апреле одна тысяча двести двадцать восьмом года, и погребены, согласно завещанию, в одном гробу. Мощи их доныне почивают в Муромском соборе. Московским собором в одна тысяча пятьсот сорок седьмом году установлено было местное празднование памяти их, впоследствии оно распространилось повсюду.

В жизни земной были святые Давид и Ефросиния примерными христианскими супругами. И ныне они низводят небесное благословение, вступающим в брак. Вот что по этому поводу советовал Иоанн Златоуст желающим вступить в брак:
«Увещеваю вас, - говорит Иоанн Златоуст, - чтобы желающие вступить в брак, приступали к этому делу с великою осмотрительностью и осторожностью. Прими все меры, чтобы взять жену добрую благонравную и разумную, зная, что должно быть одно из двух: или взять дурную жену, придется, переносить, её злобу, или, не желая этого и отвергнув ее, станешь виноватым в прелюбодеянии. Всяк, говорит Господь, отпущай жену свою, разве словесе любодейнаго, творишь и прелюбодействовати и ежи пущеницу поймет, прелюбодействует.

Обсудив это хорошо прежде брака и узнав эти законы, добрым настроением и соответствующую нашим нравам;  взяв такую, мужчина получит не только ту пользу, что она не будет отвергнута, но и любима, с великою силою, так как повелевает Апостол Павел.

Святой Григорий Богослов прибавляет к сказанному следующее:
«Ты связал себя узами брака, свяжи также и печатию. Сделай своей сожительницей сию охранительницу целомудрия, которая гораздо надежнее любых евнухов, многих придворников. Если ты еще не сопрягся плотию, не страшись совершения; ты чист и по вступлению в брак. Я на себя беру ответственность; я сочетатель, я невестоводитель. Ибо брак не бесчестен потому только, что девство честнее его. Я буду подражать Христу Жениху, Который чудодействует в браке и своим присутствием доставляет честь супружеству»….