О бюджете Литвы на 2024 год без оптимизма

Валерий Иванов-Виленский 22
Литовское информационное агентство BNS, подводя некоторые итоги завершающегося финансового года Литвы, распространило информацию о готовящемся бюджете страны на следующий 2024 год. Вот некоторые выдержки из этой информации и комментарии.
Прежде всего, как сказала премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните дефицит бюджета в 2024 году будет расти. Прогнозируется, что государственный долг по итогам 2023 года составит 30 202 миллиарда евро, или 38,8% валового внутреннего продукта (ВВП) страны. По мнения члена Сейма от оппозиционной Партии труда Витаутаса Гапшиса, «не всё так уж просто». Он подчеркнул BNS: «Это не обещает ничего хорошего в будущем, это консервирует проблемы. Хоть правительство и инвестирует в будущее Литвы, по крайней мере оно так громко заявляет, но эти инвестиции, похоже, не достигают цели». Продолжая, В. Гапшис добавил, что после президентских выборов в Литве весной 2024 года: «Последующим правительствам достанется сложная ситуация, которую придётся решать». Здесь необходимо указать, что финансовая столица Евросоюза Брюссель планирует увеличить финансовую помощь Литве в наступающем году на 14,6%, или - до 2,487 млрд евро. Заметим, что, как проинформировало Министерство финансов Литвы превышение расходов – 20,5 млрд. евро, над доходами – 17 млрд. евро составляет 2,5 млрд. евро.
Другими словами, уже более десяти лет Литовская Республика живёт в долг, и он постоянно растёт. Что не удивительно, поскольку крупная промышленность в Литве: машиностроение, кораблестроение, электронная, а также лёгкая и пищевая, вместе с успешными колхозами и совхозами, - была разрушена новыми национальными политиками и сдана на металлолом местными предпринимателями уже в течение первых 10 лет после выхода из состава СССР.
Напомним, опиралась на ежегодные миллиардные финансовые дотации Центробанка СССР, экономика Советской Литвы развиваясь благодаря дешёвым энергоносителям, сырью и огромному общесоюзному рынку, на базе единых научно-технических государственных стандартов, принятых в Советском Союзе и не соответствовавших аналогичным западным стандартам. Многие квалифицированные рабочие и их семьи покинули в связи с промышленной и сельскохозяйственной разрухой свою родную Литву и выехали на заработки за границу на Запад и на Восток. Подчеркнём, в 1990 году население Литовской ССР составляло около 3 млн. 800 тыс. человек - сегодня реально оно едва дотягивает до 2 млн. Это особенно видно на провинции, где опустели районные центры и другие населённые пункты. В настоящее время в связи с отказом Литве в собственной дешевой атомной электроэнергии (Литва закрыла Игналинская АЭС по указанию Брюсселя в 2009 году), а также в дешевых энергоносителях из России и транзита грузов в порт Клайпеды из Белоруссии, предприятие «Ахема» и химический комбинат «Азотас», Клайпедский морской порт практически остановили и сильно сократили свою работу вместе с железнодорожными линиями – массово увольняются рабочие, которые вынуждены будут пополнить ряды трудовых эмигрантов. Такая эмиграция, хотя и сокращает социальное напряжение в литовском обществе, но не добавляет прибыли от выпускаемой продукции и перевозок в бюджет страны. А пенсии никто не отменял и их надо платить. Из чего? – вопрос не риторический. Правда, и количество пенсионеров резко падает и в связи с их отъездом за рубеж с детьми и из-за резко ухудшившегося медицинского обслуживания населения – очереди к врачу длятся до несколько месяцев, а массовый уход врачей в частную практику практически не позволяет пенсионеру получить своевременное медицинское обслуживание, поскольку частный врач стоит очень дорого. Официальная статистика констатирует, что в Литве более половины населения проживает за чертой бедности, т.е. ежемесячный доход составляет в районе 300 евро, т.е. ниже чем прожиточный минимум при современных значительно выросших ценах на продукты питания и энергоносители.
Вместе с тем объявлено, что в готовящемся бюджете планируется добавить ещё 100 млн. евро для повышения зарплат бюджетникам – служащим, а 340 млн. евро – на помощь Украине, а она в общем объёме, как сообщалось, в нынешнем году превысила 1 млрд. евро.
Ожидается, что на обеспечение безопасности будет выделено около 400 млн. евро (около 2% бюджета).
Более 688 млн. евро предназначено для повышения заработной платы работникам культуры и искусств, пожарным, медикам, прокурорам, служащим законодательных органов, социальным работникам и судьям.
В результате средний прирост доходов для самых низкооплачиваемых слоёв населения составит 75,2 евро. Пенсию по старости предполагается увеличить на 12%, т.е. в среднем на 66 евро, что коснётся более 623 тыс. человек – приблизительно одной трети реального населения Литвы.
……………………………………………………………………………………………………