Он жил в Карачарово... Борис Андреевич Губер

Алла Жданова
Он жил в КАРАЧАРОВО с 1918 года. Работал учителем, библиотекарем, организовал любительский театр, начал писательскую деятельность. Участвовал в гражданской войне. БОРИС АНДРЕЕВИЧ ГУБЕР... Это имя мне знакомо по моим литературным и художественным "раскопкам".
И вот стою перед домом 3 в Спасопесковском переулке, где в разное время жили также Илья Сельвинский, Ираклий Андронников, Натан Эйдельман, Г.В.Чичерин, Лиля и Осип Брик... А с 1924 года здесь , в одной коммунальной квартире с Аркадием Гайдаром жил и он – Борис Андреевич и где его арестовали в 1937-м
Никогда не прохожу мимо памятных табличек, маленьких , размером с ладонь, которые установлены на многих московских домах., останавливаюсь, читаю, хотя это не очень просто - таблички небольшие, находятся немного выше роста человека,.не всегда удается прочесть имя...
Фонд увековечения памяти жертв политических репрессий таким образом осуществляет свой проект "Одно имя, одна жизнь, один знак".
Табличка устанавливается на домах, которые были ПОСЛЕДНИМ АДРЕСОМ для репрессированных.
По данным «Мемориала» 11 жильцов этого дома в Старопесковском переулке были в разное время репрессированы. На доме - пять мемориальных табличек
. На одной из них - имя БОРИСА АНДРЕЕВИЧА ГУБЕРА.
Он был арестован 20 июня 1937 года. Тогда же задержали и еще несколько человек, в том числе Иван КАТАЕВА. Менее чем через месяц все они были приговорены к высшей мере наказания за «участие в контрреволюционной террористической организации» и расстреляны как «враги народа» в один день — 13 августа 1937 года. Захоронены в общей могиле на Донском кладбище.
Все они были реабилитированы в 1956 году, а дату и обстоятельства смерти Бориса ГУБЕРА родные узнали только в 1991 году.

Проект "Одно имя, одна жизнь, один знак" реализуется на средства заявителей и пожертвования].
Основным источником сведений о почти 3 миллионах граждан СССР, подвергшихся политическим репрессиям, является база данных общества «Мемориал».
Разве не святое дело – сохранить память о невинно пострадавшем человеке? По месту его последнего жительства и ареста?
И вдруг – в Москве стали исчезать эти мемориальные таблички - «Одно имя, Она жизнь, один знак» и последний адрес…
Узнала об этом случайно.
Часто бываю по адресу ТВЕРСКАЯ 6. Здесь многое связано с той темой, которая интересует в последние годы меня. Много фотографирую. На стене арки, ведущей во двор, пять мемориальных табличек – пять имен, пять жизней. На одной из них имя БОЯРСКИЙ-ШИМШЕЛЕВИЧ Я. И. Нашла о нем в интернете – директор МХАТа! .Расстрелян 2 февраля 1940 года в Москве вместе с В. Э. Мейерхольдом и М. Е. Кольцовым. Реабилитирован в 1956 .
На днях снова была по этому адресу… Нет табличек! Остались только следы от шурупов, которыми они были привинчены...
ЧТО ПРОИСХОДИТ?!
Исчезли мемориальные таблички на Большой Полянке, Новокузнецкой улице, в писательском доме в Лаврушинском переулке…
Старопесковского переулка пока нет в этом списке… Но кто знает…