Подросток

Никита Литвинов
    На уроке истории, ученик 9 класса, Александр Сергеевич, внимательно слушал учителя. Он любил уроки истории, он углублялся в них так, словно он участник событий: он видел себя Наполеоном гонящим свою армию на Александрию, и в тоже время представлял себя в окопах – обычным советским солдатом, рядовым, отражающим пули под Москвой.

    Однако было одно обстоятельство: он совсем не мог задать никакого вопроса учителю. Подходя к преподавателю после уроков, он встречал в свою сторону крики и фразу: “все вопросы – на уроке”, задавая вопрос на уроке: “все вопросы – после уроков” – и так почти со всеми предметами, исключение – физкультура.
Прозвенел звонок и все ученики отправились по домам.

    Саша шёл домой по заснеженным февральским улицам, хоть и жил он на юге страны, но всё же снегопады встречались. Он поднялся на лифте в своём доме, открыл дверь квартиры, где его с ужином ждала мама.

    На следующий день, в 8 часов утра, он отправился в школу и, перед уроком математики, как обычно, занимался дурью со своими приятелями. Он вообще был на хорошем положении в своём классе, да и среди учителей – тоже. Но и ему случалось попадать в передряги: драться, кого-то поддержать или кого унизить – но так он не считал – считал всё это простой шуткой.

    Так и проходил весь его девятый класс, да и все прошлые восемь – тоже. Но тут уже подошли экзамены и с лета, распрощавшись с одноклассниками, он готовился к поступлению в десятый класс…

    Он перешёл в десятый класс в той же школе, где провёл девять лет – это стоило ему больших усилий, ведь аттестат был не сладким, но – достойным, а потому пришлось поступать по нестандартной методике.

    Новый класс был неплохим, однако там были и отдельные особы – ему было не совсем комфортно.

    Не стоит объяснять, чем всё это закончилось, и, спустя два месяца, он перешёл в другую школу.

    (Ну не срослось у парня в коллективе – с кем не бывает).

    Новая школа была ничуть не примечательней…

    По началу всё было неплохо (школа была кстати частной), но – суть дальнейшего вам ясна – он был глубоко несчастен и страдал.

    И вот он, уже второй месяц одиннадцатого класса на домашнем обучении, шёл по осенней улице, на которой так приятно веяло южным ветром «и эта природа – замечательная вещь – говорил он».

    Он в душе своей был неплохим парнем, и не понимал: “за что ему всё это?”. И вот он встретил, тяжело идущего, старика. Он решил помочь Иосифу Макаровичу – так представился он юноше, и помог ему дойти до дома, тот в свою очередь пригласил юношу на чай с вареньем. Они зашли в какой-то старый шестиэтажный домик – “сталинка”, зашли в старенький, но довольно хорошенький и чистенький подъезд и поднялись на третий этаж в квартиру дедушки.

    Это была небольшая двухкомнатная квартирка. Иосиф Макарыч проводил Сашу в маленькую кухоньку, посадил его за маленький столик, поставил старый чайник советского типа и сел напротив.

    Старику много не нужно было, чтобы визуально оценить бедного паренька и его ситуацию – он знал, что имел ввиду.

    Старик сделал добродушную улыбку и начал рассказывать Александру о литературе, живописи. Александр внимательно слушал, охотно он слушал об истории, и даже сам подключался к рассуждениям. Старик отвёл его в гостевую комнату, где показал ему полку с книгами, одну даже на прощание дал Саше – “Преступление и Наказание” Достоевского.
 
    Юноша заинтересовался теми ценностями, что показал ему Иосиф Макарович. Он никогда не слышал ни о Гёте, ни о Шиллере – всё это было для него ново.

    Он продолжал общение со стариком и каждый раз брал у него по одной книге, которые он с неутолимой жаждою читал, и  приносил обратно прочитанные.

    Читая книги, ходя с Иосифом Макарычем на выставки, бывало, что даже и в театр – он начал чувствовать какое-то облегчение. Книги, которые он читал, стали для него путеводителем по жизни – он внимательно прислушивался к советам писателей девятнадцатого и двадцатого веков, и впоследствии, начал видеть красоту во всём: в природе, в животных, и даже – людях. Он сразу понял, в школе – все ему лгали. Он испытывал такие чувства, которые поймут люди находившиеся в подобном состоянии – ему открылись все врата мира, рая и ада. Он отделял ложь от правды. Однако прекрасно осознавал – всё это иллюзия, но речь не о ней.

    И вот он – идучи с гордо поднятой головой, идёт домой с букетом роз, идёт и вдыхает запах той жизни, которую чуть не потерял навсегда.