Как Империя изменяла архитектуру и сознание людей

Анатолий Клепов
« Мы проектируем наши здания. После этого они проектируют нас» - У. Черчилль.

Действительно цивилизация создавала здания с огромными амбициями, но, увы, они, похоже , ответили взаимностью превратив нас в силуэты безразличия и отстраненности, а не в образцы добродетели и величия.



Викторианская эпоха Соединенного Королевства Великобритании и  Северной Ирландии  и его заморской империи охватывает 63-летнее правление королевы Виктории (1837-1901). К этому времени роль монарха заключалась в том, чтобы править, а не руководить. Королева Виктория была номинальным главой нации.

В этот период Британская империя выросла и стала первой мировой промышленной державой, производящей большую часть мирового угля, железа, стали и текстиля. Викторианская эпоха стала свидетелем революционных прорывов в искусстве и науке, которые сформировали мир, каким мы его знаем сегодня.

Эти преобразования привели ко многим социальным изменениям с зарождением и распространением политических движений, в первую очередь социализма, либерализма и организованного феминизма. По историческим оценкам, к концу ее правления каждый четвертый человек на Земле был подданным Британской империи. Но когда Виктория заняла трон, британская монархия была крайне непопулярна. К моменту своей смерти в 1901 году Британская империя занимала  пятую часть поверхности Земли и стала выдающейся сверхдержавой своего времени.

В то время в Великобритании было почти 7000  семей потомственных аристократов, большинство из которых нуждались в улучшении своего материального состояния, и схема «деньги взамен на титул» была для них вполне приемлема, хотя вслух об этом и не говорилось.
Как правило, основной статьей дохода герцогов, графов, баронов и прочих британских обладателей «голубой крови», были обширные земельные владения, на которых выращивалась сельскохозяйственная продукция.

Но в XIX века дешевые пшеница и мясо из Нового Света полностью изменили структуру рынка. Прежних денег у аристократов не было, а расходы не уменьшались. К тому же, необходимо было поддерживать в надлежащем виде ветшающие замки и поместья. И вот в целях приобрести громкий титул богатейшие люди из разных стран мира ринулись в Великобританию в целях получить  громкий и престижный аристократический титул: США, Индия, арабские страны…  Удивительно, но в Соединенных Штатах XIX века деньги не были пропуском в высший свет. Новые богачи, сколачивающие капиталы на биржевых сделках, строительстве, транспортных перевозках, торговле, воспринимались «старой» американской аристократией, как выскочки. Их не принимали в «приличных» домах, а их дочери не рассматривались, как достойные партии для потомков знатных фамилий. Поэтому они все рванулись в Великобританию за получение  аристократических титулов. Как, например, мать У. Черчилля - Дженни Джером. Впоследствии Леди Черчилль.

Имея огромные  богатства новые супер аристократы решили изменить архитектуру Великобритании. Наступила эпоха  Викторианской  архитектуры.

В 19 веке викторианцы построили все: церкви, вокзалы, театры, общественные бани, банки, мосты, суды, ратуши, музеи, замки...

Но единого викторианского стиля не было — они смешали старые стили и превратили их во что-то новое.

Лучше всего начать с их самого известного: викторианской неоготики.



После столетий затишья средневековая архитектура была возрождена викторианцами, которые наполнили свои здания, будь то дома или ратуши, остроконечными арками, сгруппированными колоннами, сводами и витражами.

И, в соответствии с движением прерафаэлитов в искусстве (которые черпают вдохновение в искусстве до итальянского Возрождения), викторианцы наполнили свои церкви неосредневековыми картинами и мозаиками.

Конечно, не было единого стиля готической архитектуры, и викторианцы черпали вдохновение из всех его версий.

Королевские суды во французском стиле, больше похожие на фантастический замок, чем на что-либо еще, имеют флеш, типичный для средневековых французских соборов.

Вестминстерский дворец, спроектированный Огастесом Пугиным (который был главной силой в готическом возрождении), является ярким примером нео-перпендикуляра.

Перпендикулярная готика возникла в Англии 14 века как более строгая форма готической архитектуры с акцентом на вертикальные линии.

Тауэрский мост, построенный в 1894 году, является, пожалуй, самым символичным произведением викторианской архитектуры.

Сочетание готического дизайна с современными материалами и формой создает нечто, хотя и средневековое по внешнему виду, но непохожее ни на что, построенное в средние века.

А еще есть что-то вроде Ковровой фабрики Темплтон в Глазго, вдохновленной Герцогским дворцом в Венеции, который, благодаря чрезвычайно влиятельному критику Джону Раскину, считался многими викторианскими архитекторами самым красивым зданием в мире.

С другой стороны, викторианцы также построили множество объектов неоклассической архитектуры.

Но вместо более чистой формы, популярной в 18 веке и более близкой к реальной греческой и римской архитектуре, викторианцы предпочитали более роскошную неоклассическую интерпретацию эпохи Возрождения.

Было также романское возрождение, которое отличалось закругленными арками и строгой простотой нормандской архитектуры 11 века.

Музей естественной истории в Лондоне, вероятно, является лучшим примером, но, как всегда, он также использовался для строительства небольших зданий всех типов.

Викторианцы также черпали вдохновение из елизаветинской и якобинской архитектуры 16 и 17 веков, особенно загородных домов того времени.

Не было такого стиля, который бы они не переняли в тот или иной момент.

Также была очень популярна народная архитектура эпохи Тюдоров с ее тонкими кирпичными дымоходами и деревянным каркасом.

Вот только здесь деревянный каркас был скорее эстетическим, чем конструктивным, как это было когда-то.

Это сделало его недостоверным? Викторианцев это не волновало.

Было даже Египетское Возрождение!

Эти офисы на льняной фабрике Temple Works в Лидсе получили все атрибуты древнеегипетского храма Эдфу, дополненные папирусными капителями, иероглифическими надписями и барельефами в форме крылатого солнечного диска.

Между тем стиль шотландских баронов восходит к средневековым замкам.

Балморал — самый известный пример с его коническими шпилями, бочкообразными башнями, выступающими башенками, бойницами и зубцами.

Только это королевский дом отдыха, а не «настоящий» замок.

Но, возможно, даже в большей степени, чем архитекторы, викторианцы были инженерами, всегда доводившими современные технологии до предела.

Огромный депо на вокзале Сент-Панкрас, построенный в 1868 году, когда-то имел самый большой неподдерживаемый пролет среди всех зданий в мире.

Одной из определяющих особенностей викторианской архитектуры было использование современных материалов и методов строительства: это была эпоха железа, пара, листового стекла, балок и промышленности.



Викторианцы смотрели как назад, так и вперед.

Они также наполнили свои здания щедрым декором: взрывы цвета и узора, обои, керамика, фрески и кованое железо — не было ни одной поверхности, которую они оставили нетронутой.

Этот вид дикого дизайна интерьера, как и многое другое, до сих пор вызывает споры.

Викторианские здания редко соответствовали историческим стилям, на которых они основывались.

Скорее, они смешали разные стили разных эпох, соединив воедино элементы дизайна, которые никогда не должны были быть объединены.

Именно это делает его уникальным и противоречивым.

Критики того времени (и с тех пор) высмеивали этот викторианский эклектизм, в результате которого различные архитектурные стили были объединены без особого внимания к их истинному назначению и форме.

Для некоторых результат оказался беспорядочным и недостоверным, скорее насмешкой, чем триумфом.

Рассмотрим то, что было раньше: более простые и гармоничные формы грузинской архитектуры.

По сравнению с этим зачастую хаотичная экстравагантность викторианского дизайна, изобилующая деталями и орнаментами, может показаться несколько ошеломляющей.

Но даже если викторианская архитектура черпала вдохновение в прошлом, она также была глубоко современной.

В других странах мира неоготическая архитектура, как правило, была более верна своим средневековым моделям; Между тем викторианские здания были совершенно уникальными для XIX века.

Возможно, самой характерной особенностью викторианской архитектуры является то, что она полностью игнорировала идею о том, что разные типы зданий должны выглядеть по-разному.

Поэтому их банки похожи на замки, ратуши на соборы, фабрики на дворцы, а очистные сооружения на храмы.

Люди вроде Уильяма Морриса, писавшие в 1880-х годах, называли ее «антиархитектурной эпохой» не только из-за эстетики.

Такая критика носила и социальный характер: пока строились эти необычные здания, миллионы людей жили в нищете. Точно как в СССР после развала в 1991 году. Новые русские олигархи строили себе замки и вилы, в первую очередь в Великобритании, а российский народ стремительно нищал.

Викторианская архитектура — это полное противоречие, она смотрит вперед и назад, привязана к прошлому, но не боится вмешиваться в вековые формы, смешивает исторические стили по своему желанию и полностью готова принять современные технологии и методы.