Владимир Сергеевич Володин вторая часть - окончани

Борис Пономарев 3
Владимир Сергеевич Володин (вторая часть — окончание)

24 ноября 1927 года открылся Московский театр оперетты. Его отцом-основателем считается всемирно известный актер и режиссер Григорий Маркович Ярон, великий комик, выступавший в буффонно-эксцентрических ролях, хорошо известный советским кинозрителям по роли Пеликана в кинофильме «Мистер Икс», в котором он блистательно играл с выдающейся комедийной актрисой Гликерией Васильевной Богдановой-Чесноковой, игравшей роль Каролины.

В процессе создания театра оперетты, Г.М.Ярону активно помогал В.С.Володин. Его труды не пропали даром: в декабре того же 1927 года в новом театре Владимир Сергеевич уже играл в первой советской оперетте «Женихи» по пьесе драматургов Сергея Ивановича Антимонова и Николая Альфредовича Адуева, музыку которой написал гениальный композитор Исаак Осипович Дунаевский, причем спектакль шел под гомерический хохот и аплодисменты зрителей. Мало того, в данном театре В.С.Володин проработал всю свою оставшуюся жизнь, то есть свыше тридцати лет, вплоть до момента кончины. «Это был актер от Бога, — вспоминала Народная артистка СССР Татьяна Ивановна Шмыга, — Владимир Сергеевич «брал зал» невероятным обаянием, приводил публику в восторг. И она его просто обожала».

В кинематограф В.С.Володина привел знаменитый уже режиссер Григорий Васильевич Александров, когда приступал в 1936 году на «Мосфильме» к съемкам своего комедийного музыкального художественного фильма «Цирк», основанного на пьесе  Ильи Арнольдовича Ильфа, Евгения Петровича Петрова и Валентина Петровича Катаева «Под куполом цирка», написанной для Московского мюзик-холла. Судя по всему, Григорию Васильевичу очень понравилось работать с Владимиром Сергеевичем, замечательно исполнившим одну из главных ролей — директора цирка Людвига Осиповича, поскольку еще дважды приглашал его участвовать в съемках своих очередных кинокартин, хотя обычно он практически всегда использовал актеров только однократно (исключение Г.В.Александров делал только для своей жены Любови Петровны Орловой, которую снимал в каждом своем фильме). Он совершенно правильно писал: «Искусство смешить — это, пожалуй, одно из самых трудных искусств. Комедийное мастерство требует большого опыта и непрерывной тренировки сценариста, режиссера, актеров». Данный фильм вышел в прокат 23 мая 1936 года, причем в Москве и Ленинграде за первый месяц проката его посмотрели более пяти миллионов зрителей, и в этом была немалая заслуга В.С.Володина, комедийного мастера, к которому вскоре пришла настоящая слава.

Вторым фильмом Г.В.Александрова, в котором В.С.Володину довелось вновь блеснуть своим талантом, стала музыкальная комедия «Волга-Волга», снятая по сценарию Николая Робертовича Эрдмана на «Мосфильме», премьера которой состоялась 24 апреля 1938 года. Этот феноменальный комик советского кино вновь восхитил зрителей своим блестящим исполнением роли старого лоцмана, при этом пел веселые куплеты, написанные композитором Исааком Осиповичем Дунаевским на стихи поэта-песенника Василия Ивановича Лебедева-Кумача, которые вновь начинают звучать в моей старой голове всякий раз, когда я вспоминаю этого незабвенного человека:
Я, моряк, бывал повсюду,
Видел сотни разных рек.
Никогда я врать не буду,
Не такой я человек.
Да, да, да! Я врать не буду,
Не такой я человек.
Мастер нужен в каждом деле.
Я на каждой на реке
Сосчитать могу все мели,
Словно пальцы на руке.
Да, да, да! Могу все мели
Счесть по пальцам на руке!

Третьим фильмом, снятым Г.В.Александровым с участием Владимира Сергеевича, стала музыкальная кинокомедия «Светлый путь», созданная на «Мосфильме» по сценарию Виктора Ефимовича Ардова в 1940 году, в которой В.С.Володин вновь превосходно сыграл роль коменданта Петра Устиновича Талдыкина. Фильм вышел в прокат 8 октября 1940 года, и стал настоящим подарком кинозрителям. Кинокритики назвали фильм культовым, поскольку по нему можно было строить новую жизнь, выбирать модель мировосприятия и поведения.

Когда началась Великая Отечественная война, В.С.Володин, будучи актером Московского театра оперетты, стал выезжать в зоны боевых действий в составе фронтовых артистических бригад для выступлений с концертами перед бойцами, которые практически всегда, сразу после выступления приехавших артистов, шли в бой с врагами. Эти бригады выступали также на заводах и фабриках, находившихся в прифронтовой полосе, и в госпиталях. За такое служение Отечеству в годы войны, он был награжден медалями «За оборону Москвы» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.».

А теперь постараюсь рассказать немного подробнее об участии Владимира Сергеевича в съемках музыкальной комедии гениального советского кинорежиссера Ивана Александровича Пырьева «Кубанские казаки», вошедшей в золотой фонд советского кинематографа. Этот фильм был создан в 1949 году по сценарию драматурга Николая Федоровича Погодина на киностудии «Мосфильм», а его премьерный показ имел место 26 февраля 1950 года.

Съемочный коллектив приехал в Краснодарский край, где съемки, в основном, осуществлялись в казачьей станице Курганная, в колхозе-миллионере «Кубань», в составе которого были винзавод, школа, гостиница и кинотеатр. Власти благодатного края сумели к этому времени справиться с решением продовольственной проблемы, но у его жителей все еще имелись трудности в приобретении культтоваров, одежды и обуви. Все это отразилось на проведении съемок. Много внимания в сценарии фильма было уделено функционированию ярмарки. До войны в тех местах проводились ярмарки, в которых участвовали колхозы, промкооперативы и госпредприятия, на которых предприятия, колхозы и частные покупатели делали необходимые им покупки, а на ярмарочных территориях для участников и покупателей устраивались эстрадные и цирковые представления. Однако, после войны в этих местах такого рода ярмарки еще не устраивались. В связи с тем, что в богатом колхозе можно было использовать для съемок многие имевшиеся в нем здания, пришлось построить только декорации торговых ярмарочных павильонов.

Вдруг в селах данной округи прошел слух о том, что в Курганной построена и начинает функционировать ярмарка по продаже населению именно тех товаров, которые были в большом дефиците. Колхозники стали массово стекаться в данную станицу и, к огромному их разочарованию и раздражению, выяснили, что построенные павильоны являются не ярмарочными «торговыми точками», а декорациями для съемок нового кинофильма. Такая ситуация стала очень неприятным сюрпризом для всего съемочного коллектива и, в особенности, для И.А.Пырьева. Но именно он первым пришел в себя и принял единственно правильное решение для успешного выхода из создавшейся ситуации. 

Иван Александрович был не только выдающимся кинорежиссером, но и чрезвычайно умным человеком с огромным жизненным опытом. Он почти сразу понял, что само Провидение послало ему этих людей, которых он может (и обязан!) снимать в будущих массовках, но для этого ему следует сначала превратить их в своих друзей. И.А.Пырьев, не имевший ни малейшего представления о том, что в США еще в 1936 году психологом и писателем Дейлом Карнеги была опубликована книга «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», на деле доказал, что его ум и жизненный опыт ни в чем не уступают уму и жизненному опыту Дейла Карнеги.

Он пригласил расстроенных колхозников на бесплатное представление импровизированного «Театра одного актера», а этим «одним актером» назначил В.С.Володина. Владимир Сергеевич начал разыгрывать перед ними смешные сценки, шутить, петь, рассказывать остроумные анекдоты, и за короткое время сумел растопить лед в сердцах сердитых людей. Мало того, уже через полчаса после того, как он появился на сцене, его аудитория пришла в восторг от его восхитительного актерского мастерства, то и дело взрываясь от хохота и награждая В.С.Володина шквалом аплодисментов.

И.А.Пырьев оказался провидцем: эти колхозники, действительно стали друзьями съемочного коллектива, а спустя некоторое время начали с огромным удовольствием сниматься в массовках. К их моральному удовлетворению добавилось еще и удовлетворение материальное, так как каждый из них получал за один съемочный день по 25 рублей, а это были для них в то время весьма немалые деньги.

Владимир Сергеевич чрезвычайно успешно снялся в роли предприимчивого завхоза колхоза «Красный партизан» Антона Петровича Мудрецова, за что получил звание лауреата Сталинской премии второй степени. После участия в съемках фильма «Кубанские казаки», В.С.Володин снялся в нескольких художественных фильмах, менее примечательных, чем те, о которых рассказывалось в данном повествовании, озвучивал мультипликационные фильмы и, естественно, играл в спектаклях нежно любимого им Московского театра оперетты.  Он принял решение покинуть театральную сцену только тогда, когда стал резко терять слух и память. Народный артист РСФСР Владимир Сергеевич Володин скончался 27 марта 1958 года, после чего был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Я чрезвычайно сильно любил этого выдающегося актера и замечательного человека. Когда увидел в прессе сообщение о его кончине (некролог был помещен, насколько я помню, в журнале «Огонек»), у меня сразу возникло горькое ощущение, что я потерял родного человека. 

Борис Пономарев