Выбор

Геннадий Моисеенко
(сказка)

   Вдалеке от столицы Речи Посполитой города Кракова, в местечке, название которого не сохранила история, жили простые польские крестьяне. Пахали землю, ходили на охоту и платили оброк своему пану Болеславу Лысогирскому.
   В соседних домах этой деревни жили молодые Катарина и Франтишек. Впрочем, ничем они не выделялись из таких же молодых крестьян, как и они, и если бы не история, произошедшая с ними (которую я хочу вам рассказать), никто бы не вспомнил об их существовании на древней польской земле.
   Скот в деревне пасут по очереди, а так как дома семей Катарины и Франтишека стояли по соседству, то и очередь их подходила одновременно. В поле принято отправлять самых молодых, а так как наши герои были младшими в семьях, то пасти отправляли их, и хоть дальше дружбы отношения ещё не зашли, но родители тайно надеялись, что молодые люди обязательно поженятся.
   Однажды в июне Катарина и Франтишек выгнали стадо на общинное поле. Невдалеке на пригорке стоял панский замок. Он словно парил над макушками деревьев, растущих по краю поля.
   - Интересно, должно быть, живут в замке паны, - неожиданно сказал Франтишек.
   - Да чего ж там интересного? Пан только и занят тем, что кормит дракона, а бедная панночка сидит взаперти.
   - А разве у пана Болеслава есть дочка?
   - Ты что никогда не слышал о пани Шаролте?
   - Нет.
   - Вся округа только и судачит о ней. Говорят, такой красавицы, как она, не сыскать на всём свете. Только старый пан очень ревнует дочку к парням, которые заглядываются на неё, и потому держит её взаперти. А охраняет её тот самый дракон, о котором рассказывают,  что пан его привёз из Шотландии. И где эта Шотландия находится? Я не знаю. Говорят, пани Шаролта томится в одиночестве и рвётся на свободу.
   - А что если я освобожу панночку и увезу из замка.
   - Но для этого тебе надо убить дракона.
   - Ради красивой девушки можно совершить и не такие подвиги.
   - А я для тебя недостаточно красивая? – обиженно спросила Катарина.
   - Ты, это ты, а там ясновельможная панночка. Ради неё стоит рискнуть головой.
   - Размечтался, глупый, - засмеялась Катарина, - за пани Шаролту сватаются знатнейшие рыцари Европы. А ты кто? Голь перекатная!
   - А вот возьму и пойду в замок освобождать Шаролту.
   - Ну, иди, кто тебя держит.
   - Быть по сему! – воскликнул Франтишек и побежал в сторону замка.
   Тропинка, петляя, струится через лес, огибая небольшие холмики и пересекая ручейки. Франтишек хорошо знал эту тропу (ему много раз приходилось помогать старшим, относить оброк к замку), и тем большим удивлением явилось для него, когда за очередным поворотом он увидел небольшую избушку. Франтишек был готов поклясться святым Стефанием постником, что всего пару дней назад на этом месте стоял муравейник, но глаза говорили другое – вот он дом, причём такой старый, словно он стоял здесь много десятков лет.
   Любопытство – вот порок, свойственный человеку, особенно, когда он молод. Как было устоять и не заглянуть в таинственную избушку. Дверь скрипнула, и Франтишек переступил порог.
   - Заходи, я тебя жду, - раздался голос из полутёмного угла.
   - Кто здесь есть? – испугался молодой пастух.
   - Не бойся, я друг, - на свет, пробивающийся в узкие закопченные окна, вышел из угла старец. – Присаживайся, в замок ты ещё успеешь.
   - Откуда Вы знаете, куда я иду, - удивился Франтишек.
   - Ты не идёшь, ты – бежишь, и даже не подумал, в каком виде ты появишься перед красавицей Шаролтой.
   - Я иду освобождать её, а не красоваться, - заносчиво возразил пастух. Ах, молодость, не терпит замечаний, но на то она и старость, чтобы мудро не замечать молодецкой заносчивости.
   - Всё правильно, но будет лучше, если я немного помогу тебе.
   - Зачем это Вам?
   - Это старая история. Мы с паном Болеславом Лысогирским старые враги. Так и передашь ему, что ты пришёл от старого Градомира. Одно это имя приведёт его в трепет.
   - И что же Вы хотите, чтобы я сделал для Вас?
   - Неужели трудно догадаться? Ты убьёшь пана Болеслава и получишь наикрасивейшую девушку в мире.
   - Так это правда, то, что говорят о её красоте? – спросил Франтишек.
   - Шаролта прекрасней, чем можно пересказать самыми изысканнейшими словами.
   - Я всё сделаю, как Вы скажете, пан Градомир, - пылко воскликнул юнец.
   - Тогда возьми эти латы, - сказал старик и протянул Франтишеку кованые доспехи, - и этот меч тоже. В них ты будешь выглядеть, как настоящий рыцарь. У дверей тебя ждёт осёдланный конь.
   - Скажите мне, но откуда взялась здесь эта изба?
   - Эх, молодёжь, всё-то вы хотите знать сразу. Погоди, поживёшь с моё – перестанешь удивляться таким пустякам, как появление и исчезновение вещей. Раз появился – значит так надо. Бери доспехи, они отныне твои. Скачи в замок и не оглядывайся. Всё, что было у тебя, ты уже потерял, что ты приобретёшь – зависит только от тебя.
   Разве будет ломать голову молодой человек над смыслом изречения. Франтишек надел латы и выскочил из дома. У крыльца стоял, переминаясь с ноги на ногу, белый конь, накрытый красной с золотым шитьём попоной. Что там думать – вперёд к замку.
   Мост через ров был опущен, и Франтишек беспрепятственно въехал в замок. Во внутреннем дворе тихо; куры клюют зерно; собака лежит в тени, и больше никого. Очень странная тишина для обиталища дракона. Молодой пастух не обратил на это обстоятельство внимания и, отважно соскочив с коня, побежал разыскивать прекрасную Шаролту. Никто его не остановил, и после недолгих поисков он нашёл панночку в её опочивальне. Не веря в лёгкую удачу, Франтишек воскликнул:
   - Я пришёл, чтобы спасти тебя и дать свободу!
   Надо сказать, что Шаролта действительно оказалась очень красивой. Впрочем, красота – дело вкуса, но не будем спорить. Так вот, эта красотка поджала губы и спросила:
   - Свободу? От кого!
   - Я освобожу тебя из заточения, в котором тебя держит отец. Мои душа и сердце принадлежат тебе.
   - С чего ты взял, что меня держат в заточении?
   - Как же, вся округа только и говорит об этом.
   - Ха-ха-ха. Какая глупость. О каком плене ты говоришь. Я свободна в выборе. Что я буду делать, если пойду за тобой? Пасти коров? За меня сватаются богатейшие и знатнейшие женихи мира, а ты суёшься ко мне с такой мелочью, как душа и сердце. Кому они нужны!
   - Но как же дракон, который стережёт замок?
   - Глупые россказни суеверных крестьян. У меня есть всё. И ты хочешь, чтобы я отказалась от благополучия. А вот и мой отец. Вы только послушайте, папа, до чего додумались эти деревенщины.
   - Я всё слышал, - ответил вошедший в спальню пан Болеслав Лысогирский.
   - Но откуда Вы узнали, что я не рыцарь, а из деревни?
   - Ты не слышишь себя со стороны. Так говорят только в деревнях. У панов речь более плавная.
   - Да, кстати, Градомир просил передать Вам, что я пришёл от него.
   - Даже так? Этот старый колдун никак не может успокоиться. Для меня ты не представляешь никакой опасности…, но за твою «заботу» о моей дочери я награжу тебя. На, возьми сто злотых. Таких денег ты не заработаешь и за всю жизнь. Отправляйся в свою деревню и не верь больше в сказки.
   Онемевший от неожиданного поворота дел Франтишек схватил деньги и поспешил покинуть замок.
   Назад той же тропой он вернулся на поле, где его ждала Катарина. Соскочив с коня, Франтишек протянул девушке деньги.
   - Я теперь богат, выходи за меня замуж.
   - Ты что же, хочешь купить мою любовь за деньги? Ты что же думаешь, что я так дёшево стою? Нет, я стою намного дороже. Мне нужна твоя душа и сердце, а на меньшее я не согласна.

----------------

   Прошли века. В старый покосившийся сарай, в который запрещали ходить взрослые, так как он мог обрушиться, залезли дети Марыля и Збигнев, приехавшие из города Кракова отдохнуть на природе, подышать свежим воздухом, не загазованным выхлопными газами.
   В углу, там, где на стене висели двуручная пила и сбруя, под соломой дети нашли странные ржавые пластины железа.
   - Что это может быть? – заинтересовалась Марыля.
   - А вдруг это рыцарские доспехи, - мечтательно ответил Збигнев.
   - Скажешь тоже, откуда им здесь взяться. Это какие-нибудь запчасти от старого трактора. Валяются никому не нужные.
   - Скорее всего, ты права, - как быстро мысль человеческая уходит от истины, - жаль, что это не рыцарские латы. Мы бы отнесли их в школьный музей.
   - Кому нужны эти ржавые железяки. Пойдём отсюда, пусть ржавеют тут в углу…
   Вот так часто соприкасаемся мы с тайнами истории и проходим мимо, так и не узнав, что посчастливилось нам встретить на пути, не веря в жизнь, не веря в сказку.

03-04,14.05.1999
Геннадий Моисеенко