Энергоснабжение блокированного Ленинграда

Артем Кресин
         ПРОРЫВ ЗНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА.

На эту тему написано очень много статей и  книг. Почему же я решил так же включиться в эту тему и поработать в ней. Во первых, потому, что я всю производственную жизнь, 40 лет, с 1951 года работал в Ленэнерго. Причем на тех участках высоковольтных сетей, которые в годы войны сыграли главную роль в  прорыве энергетической блокады Ленинграда.   . Первые годы работы в Ленинградской Высоковольтной Сети  я тесно общался с участниками  эпопеи осуществления легендарной  сети от Волховской ГЭС до  блокированного Ленинграда. Кроме того, я сам хорошо помню ленинградскую блокаду из которой  11-летним мальчишкой в конце марта 1942 года, в составе детского дома был вывезен на большую землю по начинающему таять льду Ладоги. Таким образом эта тема всегда меня затрагивала.

Вторая причина: На эту тему написано очень много и достаточно подробно по каждому элементу  этих событий. Но нет общей картины последовательности строительства и монтажа  всех элементов для осуществления  энергоснабжения города .. Я поставил себе задачу   как то увязать некоторые  элементы  этих событий от Волховской ГЭС до блокированного Ленинграда в  единую логически связанную цепь.  Смогу ли я выполнить поставленную мной цель,   будет видно в конце этой работы.

Начнем с общей характеристики  энерговооруженности системы Ленэнерго  перед войной 

Система состояла из 11 генерирующих электростанций.
1 ГЭС на Обводном канале. Мощность 68 мгВт. Топливо — уголь.
2 ГЭС  Новгородская улица. С выходом на Неву. Мощность -23 мгВт. Топливо — уголь мазут.
3 ГЭС  на Фонтанке .  Мощность 5.5 мгВт. Топливо — уголь мазут
4 ГЭС Мощность порядка 4 мгВт предназначена для питания трамвайных сетей. Топливо — Уголь мазут.
5 ГЭС Правый берег Невы. Мощность  111 мгВт Топливо — брикетный торф.
6 ГЭС Гидростанция на реке Волхов . Мощность -84 мгВт
7 ГЭС  Васильевский остров. Мощность — 35 мгВт. Топливо — уголь, мазут.
8 ГЭС  г. Киров. Верховье Невы. Мощность 200 мгВт. Топливо —  брикетный торф.
9 ГЭС Нижнесвирская ГЭС. На реке Свирь. Мощность — 96 мгВт.
10 ГЭС. Гидростанция. Раухиала (Лесогорская). Мощность — 94 мгВт
11ГЭС.  Гидростанция.  Энсо. (Светогорск) Мощность — 93 мгВт.
 
Суммарная установленная  генерируемая мощность  - порядка 800 мгВт.
Из них 360 мгВт  выдавали гидростанции, остальными источниками электроэнергии, порядка 600 мгВт, были тепловые электростанции,  из которых работающих на торфе 311 мгВт,  и приблизительно 300 мгВт на мазуте или угле..

Видим, что одна треть электроэнергии вырабатывается на торфяном топливе. Отметим, что основными поставщиками торфа, причем именно брикетного, то-есть высококалорийного , были крупнейшие торфопредприятия — Назия  и Тесово ( Новгородская область).

После замыкания блокады гитлеровскими захватчиками 8 сентября 1941 года в районе Мги и последующей оккупации берегового участка Невы от  поселка Ивановская до Шлиссельбурга а также продвижения финских армий до старой советско-финской границы на Карельском перешейке,  положение энергоснабжения Ленинграда стало катастрофическим, поскольку все гидроэлектростанции 9, 10, 11 ГЭС оказались либо на территории оккупированной противником, либо отрезанными от системы — 6 ГЭС - Волховская. В оккупации оказалась и крупнейшая тепловая электростанция 8ГЭС в городе Кировск, работающая на торфе.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

В блокированном Ленинграде остались только тепловые электростанции. Однако одновременно оказались перерезаны все пути доставки топлива — угля, нефти (мазута).. В зону оккупации попали также  все  основные торфопредприятия - поставщики торфа, Синявино и Тесово.    Торфопредприятие Назия (поселок Жихарево) оказалось вне блокированной территории

           .  Из приведенных цифр и фактов видим, на первый взгляд, безнадежное положение блокированного города. Но ни руководство страны, ни руководители города, ни тем более сами ленинградцы не собирались сдавать город и поддаваться сложившимся обстоятельствам.. А обстоятельства были  экстремальные и   следует с ними более подробно познакомиться.
 
После выхода немецких войск к Шлиссельбургу у Ленинграда оставались пути сообщения со страной только по Ладожскому озеру через бухту Петрокрепость, благодаря тому, что  южный  и юго-восточный  берега этой бухты оставались под контролем советских войск.

Чтобы лучше понять  катастрофическое состояние энергетики Ленинграда, необходимо рассмотреть  обстановку на фронтах Северо-Запада.
 
Положение на фронтах  оставалось очень тяжелым и, грозило стать трагическими. . В середине сентября 1941 года немецким высшем командованием было принято тяжелейшее решение относительно судьбы Ленинграда, а именно, город должен был полностью изолированным от остальной части страны и принужден к капитуляции

С этой целью полного прекращения всяких коммуникаций  Ленинграда со страной немецким командованием был разработан план создания второго кольца, в соответствии с которым войска Германии должны были развить наступление с рубежа Волхова  в общем направлении на Тихвин и далее на Свирь, где соединиться с финскими войсками. Это второе кольцо полностью лишало бы Ленинград и сухопутных, и водных связей со страной

16 октября 1941 года немецкие войска переправились в двух местах через Волхов и создали плацдарм у Грузино.

5 ноября 1941 года соединения вермахта возобновили наступление в направлении Тихвина и в ночь 9 ноября взяли Тихвин.

Одновременно немецкие войска  продолжали активные действия в направлении  Волхова, но встретив серьезное сопротивление изменило направление на село Шум (Войбокало).  А так же немцы продолжали наступать в направлении города Волхова, и лишь 25 октября 1941 года были остановлены в 6 километрах от него..
Естественно руководство страны понимало опасность осуществления гитлеровских планов и были приняты меры по усилению расположенных в этих районах войсковых соединений, а также было усилено руководства фронта. В результате принятых мероприятий 9 декабря 1941 года  советские войска освободили Тихвин и развили наступление в сторону Будогощи. Одновременно успешно действовали  войска в районе Волхова. Был разгромлен немецкий гарнизон в Большой Вишере, Созданы условия разгрома  волховской немецкой группировки. Немцы начали отступать.

17 декабря 1941 года был создан Волховский Фронт под командованием Мерецкова К.А. К концу декабря 1941 года наши войска вышли к реке Волхов и захватили несколько плацдармов на левом берегу. Полностью была освобождена железная дорога Волхов — Тихвин. Немецкие войска были отброшены на рубежи с которых они уже не могли представлять, описанной выше, смертельной опасности.

При достигнутой стабилизации положения на Волховском фронте, появилась возможность интенсифицировать мероприятия по  жизнеобеспечению блокированного Ленинграда. Объем этих мероприятий был громаден.

Главной задачей было обеспечение Ленинграда  продовольствием, эвакуация населения  и другие мероприятия по жизнеобеспечению города , сюда входило:
.Доставка в город продовольствия, вооружения и других материалов.
Эвакуация  населения.
Обеспечение города электроэнергией.
Передача городу горюче-смазочных материалов.
Осуществление  проводной связи Ленинграда с Большой Землей.

Эту задачу  возможно было решить только  устройством  транспортного  пути  по  воде, под водой,  по льду между западным берегом Ладоги в районе Осиновецкого маяка и деревни Коккорево  с восточным берегом у деревень Кобона и Лаврово.  Имеется много литературы в которой описаны многотрудные, опасные и героические действия советской стороны, по  успешному осуществили намеченные цели

Большой вклад в дело обороны города и дальнейшей победы  вложили связисты, изготовившие и проложившие кабели связи по дну Ладоги между блокированным городом и большой землей.

Неоценима так же роль  проложивших подводную трубу продуктопровода, соединившего блокированный город с « Большой Землей»    и выполнивших другие действия по обеспечению блокированного города горюче-смазочными материалами.

Героические усилия и изобретательность проявили кабельщики, которым предстояло проложить пять кабелей 10 кВ под водой под постоянным контролем и обстрелом с немецкой стороны. Работы велись в основном ночью.

Далее  данная статья будет в основном  будет посвящена  проблеме знергоснабжения блокированного города в целом от Волховской ГЭС  до блокированного берега Ладоги.  Зима 1941-1942 года как для всего  Ленинграда так и для энергетиков была особо тяжелой..
 
.           Так, 25 января 1942 года в энергосистеме работала лишь одна турбина с нагрузкой 3 МВт на ГЭС -1. Руководство Ленэнерго  приступило к мобилизации внутренних энергетических ресурсов, имеющихся в городе.

В первую очередь нужно было интенсифицировать добычу торфа, на торфопредприятиях расположенных  на не оккупированной части Ленинградской области,  на Карельском перешейке,.как Ириновское, Янино. Это были маломощные предприятия, добывавшие  только низкокалорийный  фрезерный торф, но они стали основными поставщиками топлива для тепловых электростанций блокированного города.   Для работы на этих предприятиях использовалась мобилизационная система — привлекались школьники и студенты. Для этой же цели власти приступили к сносу старых деревянных строений для использования древесины  в качестве  топлива.

Здесь считаю необходимым отвлечься и пояснить фразу «брикетный торф» и его отличие от « фрезерного». Это разъяснение понадобится в дальнейшем.
Образования в торфяной массы, происходит за счет  накопления опускающихся на дно водоема отживших растений  без доступа кислорода  и определяется тысячелетиями.  Естественно, что нижние слои были были более плотными и более калорийными. Но добыча этого торфа могла быть осуществлена только гидроразмывом глубокого торфяного слоя, с последующей перекачкой получившейся торфяной гидромассы на специальные поля.. По мере ее высыхания, она нарезалась на брикеты (кирпичики).  Для сушки эти брикеты   укладывались змейкой, затем в «домики», и наконец при полном высыхании в штабеля, откуда шла погрузка в железнодорожные вагоны для отправки на электростанции. Для этой технологии нужны были мощные насосы как для размыва торфа, так и для дальнейшей перекачки. Как видим эта технология довольно сложная и трудозатрадная и могло быть осуществлена только на крупных торфопредприятиях как Назия или Тесово.

На мелких торфопредприятиях а также и на крупных добывали также более дешевый, но менее калорийный торф с верхних недостаточно созревших и несформировавшихся слоев. Он представлял собой крошево, Этот торф назывался «фрезерным».

Весной 1942 года была интенсифицирован  добыча  фрезерного торфа на указанных выше торфопредприятиях, расположенных на Карельском перешейке.

На торфоразработки   было направлено 2500 комсомольцев. В апреле 1942 года на добычу торфа направили 900 человек; в мае на заготовку дров отправили 3 тыс. рабочих и служащих; в июне ещё 2 тысячи направили на дрова и 2 тыс. на добычу торфа. В январе 1942 года в Ленинград из пригородов доставляли ежедневно по 67 вагонов с торфом, в феврале по 92 вагона, в марте по 75 вагонов, 99 вагонов в сутки в апреле, 145 в мае, 176 в июле, 224 в сентябре[149]. Тем не менее объёмы выполненных работ по заготовке местного топлива оказались недостаточными, поэтому с 1 сентября по 1 октября 1942 года на заготовку дров были мобилизовано большинство горожан — мужчины в возрасте от 16 до 55 и женщины в возрасте от 16 до 45 лет. Заготовка производилась как в лесу, так и путём разборки на дрова деревянных строений в городе. Было разобрано 7 тыс. домов в которых проживало 90 тыс. человек, что дало 1,38 млн м; дров. Жильцы переселялись в другие здания. В первой половине 1943 года была окончена разборка деревянных зданий; это дало 331 тыс. м; дров. Из пригородных лесов за весь 1942 год в Ленинград было поставлено 668 тыс. м; дров[.. Весной 1943 года на заготовку дров отправили 6600 рабочих и 7565 на торфоразработки. В мае на добычу торфа мобилизовали 2145 студентов.
Топки оставшихся в городе работавших электростанций — например 5ГЭС, 2 ГЭС и 4 ГЭС были  приспособлены  для работы на угле или брикетном торфе. Пришлось  срочно в условиях блокады реконструировать  топки котлов,, приспособив их для  работы на сжигания фрезерного торфа.  Все эти необходимые меры были недостаточны для выработки необходимой городу электроэнергии.

Вернемся к главной теме — передачи Волховская ГЭС -Ленинград

С ноября по декабрь 1941 года Волховская ГЭС находилась по угрозой захвата. В связи с этим оборудование станции было демонтировано, а сама станция приготовлена к взрыву и затоплению.

Благодаря успешным действиям Советской Армии по освобождению Тихвина, железнодорожного пути Волхов — Тихвин и далее в центр страны,  было принято радикальное решение проблемы обеспечения энергоснабжения Ленинграда. Для этого инженерами Ленэнерго была разработана уникальная схема  передачи электроэнергии с Волховской ГЭС в блокированный Ленинград.

27 декабря 1941 года,   народным комиссаром электростанций СССР был издан приказ о восстановлении Волховской гидроэлектростанции. В первую очередь было необходимо смонтировать три гидроагрегата.

.. Волховская ГЭС оказалась единственной станцией в Ленинградской области, остававшейся на территории, не захваченной врагом, и было решено использовать ее  для энергоснабжения блокированного Ленинграда. Это была очень непростая задача..

          При эвакуации оборудования Волховской ГЭС, большая часть эшелонов после воздушных налетов вражеской авиации были разгружены на промежуточных железнодорожных станциях, поэтому для поиска и комплектации  гидромеханического и электрооборудования ГЭС была создана специальная группа  Этой группе приходилось уточнять — какие вагоны разгружены на промежуточных железнодорожных станциях, в ряде случаев под снегом находить нужное оборудование, проверять его состояние, добиваться получения платформ или вагонов  и организации отгрузки его на Волховскую ГЭС.
Некоторые узлы оборудования были повреждены настолько, что их пришлось изготавливать заново на месте восстановления.
Большие трудности возникли при комплектации электрооборудования и приборов, которые прибыли сильно поврежденными и требовали полного восстановления. Катушки  реле полностью перематывались, заменялись манжеты, пружины и демпферные устройства. Эти работы выполнялись в организованной на месте электромонтажной лаборатории.

. Люди работали на пределе физических сил с риском для жизни под огнем вражеской авиации и артиллерии, хронически испытывая голод, холод и переутомление.
Несмотря на лишения и технологические трудности, поставленная задача была задачей государственного уровня и должна была быть выполнена качественно и точно в срок, и она решалась в жестком и безапелляционном режиме.

В феврале 1942 года прибыли первые эшелоны с оборудованием, был начат его монтаж. 30 апреля 1942 был введён в эксплуатацию гидроагрегат № 4, 14 августа — № 2 и 19 августа — № 3.  Восстановлено была также электрическое оборудование станции и концу августа Волховская ГЭС была готова к выдаче электроэнергии на напряжении  60 кВ.

Нормальная  электрическая схема работа Волховской ГЭС предусматривала выдачу электроэнергии в систему на напряжении 110 кВ.  Повышение генераторного напряжения 10кВ до 110 осуществлялось  группой трансформаторов 10/110 кВ. Для получения напряжения 60 кВ, схема звезды на стороне 110 кВ была переключена на треугольник.   

Технически  разработанная Ленэнерго схема  поставки электроэнергии с  «Большой Земли» состояла из следующих элементов.
  1.Восстановление генераторов с повышающими трансформаторами Волховской ГЭС.
2. Строительства высоковольтной линии от Волховской ГЭС  до Кабоны.
3. Строительство 3 -х электроподстанций: одной на мысе Кареджи  (Коса) на берегу Ладожского озера в районе деревни Кабоны, и две на блокадном  берегу у Коккорево и Осиновца..
4.Прокладка высоковольтных кабелей по дну Ладожского озера, от подстанции Коса (на мысе Кареджи) до подстанций у маяка Осиновец на блокадном берегу Ладоги..
           5.Строительство линий от Коккорево и Осиновца  для соединения созданного источника электроэнергии с существующим сетям Ленэнерго  до города Ленинграда.

Строительство линий эдектропередачи 60 кВ
До войны были построены высоковольтные линии 110 кВ идущие от Волховской ГЭС до Ленинграда.  Участок от станции Апраксин и до станции Ивановская оказался в зоне оккупации.  Возможно было использовать существующий участок от Волхова до Войбокало. Далее до подстанции Коса нужно было строить новую линию электропередачи.  Строительством этого участка руководили специалисты Ленэнерго. Были также мобилизованы трудоспособные жители окрестных деревень, многие из которых в дальнейшем перешли в штат Ленэнерго.  Рубка леса, корчевка пней, планировка трассы и все это под обстрелом немецкой артиллерии и бомбежками. Когда стали устанавливать опоры, немцы засекали появление ее верхней части и тут же посылали снаряды.  Вся трасса составила 80 км. К назначенному  сроку линия 60 кВ от Волховской ГЭС до подстанции Коса была готова.

Несмотря на артобстрелы и налеты вражеской авиации, строительство ЛЭП заняло 45 дней (вместо 56, определенных решением Военного совета).

                Сооружение электроподстанций  Кобоне, Коккорево.
В комплекс сооружений электропередачи Волховская ГЭС  - Ленинград  также вошло сооружение 3-х электроподстанций : понижающая на мысе Кареджи — Коса на восточном берегу у деревни Кобона, и две повышающих на западном берегу Ладоги  у деревни Коккорево и мыса Осиновец.  Здесь полученное по подводным кабелям напряжение 10 кВ повышалось до 60 кВ и затем по также вновь сооруженным воздушным линиям передачи  через подстанцию Ваганово присоединялась к существующим сетям 35кВ  на подстанции «Ржевка» №24, связанная с одной из центральных  подстанций Ленэнерго №16. 

23 сентября 1942 Волховская ГЭС по ЛЭП подключена к системе Ленэнерго, энергетическая блокада Ленинграда была прорвана. 7 ноября 1942 электроэнергию получили около 3 тысяч жилых домов

Особый творческий,  трудовой и можно добавить воинский подвиг, который совершили кабельщики, проложившие по дну Ладоги пять кабельных линий под непрерывным  контролем немецких батарей и авиации.  Итак было уложено пять ниток медного кабеля СКС (3х120).  Длина  каждого кабеля 10 кВ составляла 22, 5 км, из них 21,5  км шли по дну Ладоги.

Простой электрический расчет дает возможность оценить пропускную способность  всей линии электропередачи приблизительно не более 20 мгВт.  Это было немного, но  эти мегаватты  существенно помогли Ленинграду выстоять. Об этом подвиге  кабельщиков написано много интересных воспоминаний.

Таким образом  была сооружена  схема блокадной электропередачи:
           Волховская ГЭС — линии 60 кВ — подстанция «Коса»  60/ 10 кВ на восточном берегу Ладоги у  деревни Кобона, откуда  пять подводных кабелей 10 кВ включенных параллельно выходили на блокадный берег на две повышающих подстанции 10/60 кВ  у деревни Коккорево и Осиновца на западном берегу Ладоги и далее по линиям 60 кВ  идущим в систему Ленэнерго. Указанная схема была включена в работу 23 сентября 1942 года 

Как говорилось выше, Ленинград получил дополнительно порядка 20 мгВт мощности.

В январе 1943 года для увеличения пропускной способности и уменьшения потерь  была введена в работу временно построенная ледовая  воздушная линия электропередачи 60 кВ.  Это было оригинальное и смелое решение. По мере замерзания  льда озера  начали ставить опоры для линии электропередачи. Вначале
 выбивали лунки во льду, вставляли в нее пасынки. Когда пасынки прочно замерзали, к ним крепили стойки и траверзы. По мере готовности опор, подвешивались изоляторы к  которым подвешивались провода.   Это ледовая линия простояла 68 дней. Мне лично пришлось в дальнейшем работать вместе с участниками этого строительства. Много было трудностей.  Я слышал много интересных подробностей, рассказанных участников этой стройки. Это в основном были жители прилежащих к этой местности  деревень.  Они, как деревенские жители, не боялись никакой черной и трудной работы. Большинство из них были в дальнейшем  были приняты в штат Ленинградской Высоковольтной сети Ленэнерго и проработали там на линиях и подстанциях до 80-тых годов, то-есть до выхода на пенсию. Для максимально возможного продления периода ее работы линия 60 кВ не была заранее демонтирована. Она работала до аварийного таяния ледяного покрова озера и лишь в последний момент было обрезаны провода и вся линия- провода и опоры- ушла в озеро.  Как рассказывал один из свидетелей тех дней, у некоторых появились слезы.
 
При рассмотрении  электроснабжения блокированного Ленинграда нужно отметить  напряженную работу энергетиков, находящихся в блокированном городе. И здесь решающую роль сыграл коллектив 5ГЭС. - «Красный Октябрь»
Зимой 1941 – 1942 годов котел № 3 электростанции «Красный Октябрь» был переделан под сжигание фрезерного торфа, который поставляли с торфорпредприятий Всеволожского района. . Пуск котла на «Красном Октябре» позволил повысить нагрузку до 21 – 22 тыс. кВт из возможных 23 – 24 тыс. кВт. Таким образом, 31 марта 1942 года поехали грузовые трамваи, а с 15 апреля по 6 маршрутами стали развозить горожан и пущены пассажирские трамваи.
 
Немцы пытались уничтожить ГЭС -5, сбросив на нее за годы блокады свыше 300 фугасных и 1000 зажигательных бомб, выпустив около 3600 снарядов.  В 1951 году я проходил  студенческую практику на этой электростанции. Тогда там работали еще люди пережившие блокаду. На пульте находился стакан разорвавшегося там снаряда. Его использовали как урну.

Конец 1943 года оказался для пятой ГЭС  (Красный октябрь) самым разрушительным. Станции был нанесен огромный урон - разбита восточная часть пульта управления, разрушена световая схема, вышла из строя охладительная линия главных трансформаторов.. Многие машины и котлы были изуродованы взрывами, на открытой подстанциях в эксплуатации осталось менее 25 процентов оборудования. Но изувеченная станция не сдавалась. Под постоянными обстрелами и шквальными бомбежками "Красный Октябрь" в декабре 1943 года ежесуточно вырабатывал по 23,5 тыс кВтч энергии. Станция продержалась до полного снятия блокады, после чего немедленно началось восстановление.
Но главное событие  страшных блокадных  лет – прорыв  блокады – было еще впереди.