Проповедь в день памяти мучеников Сергия и Вакха

Роман Овчаренко
Друзья, давайте мысленно перенесемся в Рим эпохи императора Галерия. Что это была за эпоха? В некотором смысле она удивительна. Ведь вместо наследников известных патрициев нас встречают императоры плебеи, из весьма простых сословий, в лучшем случае из солдатского звания. То есть рассчитывать на образованность особо не приходится. Рим раздирают противоречия. И император Диоклетиан принимает весьма сомнительное решение разделить империю на четыре части, так называемую тетрархию. В одной из частей он ставит своего человека – Галерия. Это бывший командир римской армии, заслуживший личное доверие императора. Чтобы еще больше привязать его к себе, Диоклетиан женит его на своей дочери Валерии. В целом правление Диоклетиана отмечено положительно, если бы не это деление и не жестокое гонение на христиан, которое он устроил по всей империи под конец своей жизни. И вот, когда Диоклетиан, по состоянию здоровья, добровольно складывает с себя полномочия императора (кстати, единственный случай в истории), на престол вступает его зять Галерий. Несмотря на свою неграмотность и порой суровость, император Галерий обладал рядом прекрасных качеств таких как твердость и решимость в принятии действий, ответственность, умение приближать к себе нужных людей, отсутствие властолюбия и тщеславия, забота больше о других, чем о себе.
Правление императора Галерия было отмечено рядом войн с дакийцами, персами и сарматами. В бою он всегда рассчитывал на помощь самых проверенных своих военачальников. Были у него и фавориты – это два командира по имени Сергий (старинное родовое этрусское имя «Sergius» с латинского языка переводится как «знатный, высокочтимый») и Вакх (с древнегреческого языка «;;;;;;» переводится как «шумный, веселый»). Они занимали важные должности при императоре Галерии, и были его фаворитами до тех пор, пока не стало известно, что они тайные христиане. Стало это известно из-за тайного доноса, который поступил на имя правителя. Видимо в армии, среди офицеров были завистники и недруги этих двух друзей.
Император Галерий не желая сразу верить доносу, призвал к себе своих любимчиков и попросил их при нем принести жертву в его честь на алтаре. Здесь стоит пояснить, почему жертву приносили в честь императора. Дело в том, что император считался наместником бога на земле и уже при жизни получал полу-божеские почести, не только как верховный правитель, но и как верховный жрец – Понтифик («Pontifex» – с латинского языка «имеющий власть совершать жертвоприношение», кстати сейчас этот титул носит папа Римский). Чтобы принести ему жертву нужно было бросить несколько зерен ладана на кадильницу перед статуей императора. Казалось бы, пустяк, но не для христиан. Раз, отказавшись от всего языческого, они не желали возвращаться к былому. Сергий и Вакх не стали приносить жертву, чем очень разгневали своего покровителя, и не таясь признались в вере Истинному Богу. Не подумайте, что Галерий считал себя богом. Нет, он не настолько глуп. Просто эти двое подрывали его авторитет для остальных граждан, для которых император – это верховный жрец. Разъяренный Галерий забыл о своей дружбе и приказал снять с Сергия и Вакха знаки их воинского сана, одеть в женские одежды и водить по городу с железными обручами на шее, в посмеяние народу. Унизив их, император опять призвал Сергия и Вакха и пытался отвратить их от христианской веры, но святые были непреклонны.
Будучи не в состоянии самостоятельно вынести им приговор, что еще раз говорит нам о не самом плохом характере Галерия, он отсылает их к правителю Сирии – Антиоху. Об этом человеке ходили легенды. Он был настолько бесстрашен и смел, что в одиночку ходил на врага. Будучи беззаветно преданным короне и престолу, он особо рьяно выполнял приказ Диоклетиана, а потом и Галерия о поимке христиан и суду над ними. И вот наши друзья Сергий и Вакх прибывают в Сирию. Антиох встречает их, но он совершенно не рад тому, что услышал. Дело все в том, что свой пост он получил благодаря протекции этих двух фаворитов. Он очень уважал их за ум и храбрость, и никак не мог понять, как они докатились до христианства. Но приказ есть приказ. И он начинает над ними свой страшный суд.
Получив отказ от святых сменить веру, разгневанный Антиох приказал бить Вакха бичами, после чего он умер, так и не издав ни одного звука. Палачи были в страхе и недоумении, как такое можно терпеть?! А вот смерть Сергия была отложена. Антиох подумал, что, увидев смерть своего друга, он испугается, но нет. Обутый в железные сапоги с длинными и острыми внутри гвоздями, Сергий должен был сопровождать Антиоха в разные города, куда он отправлялся по делам службы. Потерявший много крови и истощенный, он прибыл в город Ресафа (развалины недалеко от современного сирийского города Ракка). Здесь Антиох снова предложил ему отказаться от христианства и получив отрицательный ответ, приказал казнить его как римского гражданина отсечением головы. Смерть мучеников Сергия и Вакха относят к 305 году.
Пройдет еще немного времени и в 313 году христианство объявят одной из разрешенных религий Римской империи. Христиане найдут мощи святых и поставят первые церкви в их честь, и не только в Ресафе, но и в двух столицах Риме и Константинополе. Мощи святых мучеников Сергия и Вакха, первоначально находившиеся в Ресафе, уже давно покинули этот опустевший город (в XIII веке он был оставлен жителями и постепенно превратился в руины). В настоящее время мощи святых находятся в Венеции.
Имя мученика Сергия имеет очень важное значение для нас, не только само по себе, но и в приложении. Дело в том, что наш преподобный Сергий Радонежский был пострижен в монашество в день Сергия и Вакха и получил имя этого безусловно достойного человека. И не только не опозорил его, но и превознес. Теперь это одно из самых любимых русских имен.
Церковь Сергия и Вакха в Константинополе имеет весьма интересную историю. Дело в том, что она была домовым храмом семейства будущего императора Юстиниана. Он очень полюбил необычную архитектуру этого храма и в когда сам стал правителем, то воссоздаст облик этого храма, только в более помпезном виде, в соборе Святой Софии. Церковь Сергия и Вакха стоит и сейчас, только превращена в мечеть. Турки называют её – «K;;;k Ayasofya» (что в переводе с турецкого «Малая София»).
Мы часто жалуемся на то, что нам тяжело жить и подражать добродетелям святых прошлых времен. Насколько же мы стали беспомощны и слабы. Ведь их век не сравнить с нашим. Нас никто не гонит за нашу веру, никто не угрожает смертью за неподчинение. А мы боимся даже признаться окружающим в своем мировоззрении. Нам стыдно кто и что о нас подумает. Есть три типа отношений с Богом. Первый тип «рабский»: Господи, я все буду делать, только не наказывай меня. Второй тип «наемнический»: Господи, я буду делать добрые дела, а Ты уж меня не забудь, приготовь там местечко рядом с Собой. И, наконец, третий самый правильный тип «сыновий»: Господи, мне ничего от Тебя не надо, только дай мне возможность Тебя любить, буду делать все, чтобы Тебя не оскорбить, не опозорить перед другими людьми и перед всем миром. Выбор за нами. С праздником, дорогие друзья.