Концепция охраны и использования водных объектов н

Владислав Ячменев
   
                Экологический ежегодник, № 3, 2009 г., Челябинск, 2009, с.43-48.

Концепция охраны и использования
водных объектов (на примере Челябинской области)               
                В.А. Ячменев,                зав.кафедрой биоэкологии ЧелГУ

 В современном урбанизированном мире чистая природная вода становится все большим дефицитом. Учитывая, что по экспертным оценкам некачественная вода является прямой или косвенной причиной более 80 % болезней, явно назрела необходимость разработки и реализации соответствующих целевых программ.
 В настоящее время одним из наиболее актуальных направлений принято считать разработку целевых программ различного уровня, связанных с обеспечением населения чистой питьевой водой (программа «Чистая вода»). Качество и количество исходной воды водных объектов, используемых для целей водоснабжения, является немаловажным фактором при получении питьевой воды нормативного качества (а иногда и главным, как, например, в случае децентрализованного водоснабжения). Поэтому повышение качества воды в природных водных объектах является неотъемлемой частью таких программ (аналогичные мероприятия разрабатываются и в рамках стандартных природоохранных программ). Следует учитывать и тот факт, что водные объекты воздействуют на человека (и не всегда положительно) и при рекреационном их использовании. Многочисленные виды использования водных ресурсов могут противоречить целям водоснабжения и приводить к ухудшению качества природных водных объектов.
 Разработка общей Концепции охраны и использования водных объектов (далее –Концепции) позволяет получить хорошую основу для разработки и увязки различных программ, связанных с использованием водных ресурсов.
 Как мы уже указывали ранее [1], необходимо различать цели и задачи  Концепции от целей и задач рассматриваемой сферы деятельности.
 Цель Концепции – определение стратегии и приоритетных направлений государственной политики Челябинской области в сфере охраны и использования ее водных объектов.
Задачи Концепции:
1.Выявление основных проблем в сфере охраны и использования водных объектов, расположенных на территории Челябинской области;
2.Постановка целей и задач государственной политики Челябинской области в сфере охраны и использования водных объектов;
3.Определение основных принципов политики в сфере охраны и использования водных объектов;
4.Установление приоритетов политики в сфере охраны и использования водных объектов;
5.Определение основных направлений государственной политики в сфере охраны и использования водных объектов;
6.Разработка механизма реализации Концепции.

   Основные проблемы в сфере охраны и использования водных объектов

 Выявлению основных проблем в сфере охраны и использования водных объектов предшествует анализ состояния водных объектов и их использования (здесь приводится очень кратко). Он состоит из анализа состояния как поверхностных водных объектов (реки, озера, водохранилища, болота, особо охраняемые водные объекты), так и подземных. Специфика местных поверхностных водных объектов – большая территориальная и временная неравномерность распределения водных ресурсов, часть из которых имеет повышенное загрязнение. Значительная часть подземных водных объектов имеет повышенное содержание железа, марганца, увеличенную минерализацию.
 Использование водных ресурсов поверхностных и подземных водных объектов осложнено ограниченностью водных ресурсов (на одного жителя области приходится в 16 раз меньше поверхностного стока, чем в среднем по России) при наличии развитой промышленности и сельского хозяйства. Это создает достаточно напряженный водохозяйственный баланс области. В целом водные ресурсы используются для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (централизованное водоснабжение – около 97 %, из поверхностных источников – порядка 55 %), для добычи водных биоресурсов (в основном рыбных), для целей сброса сточных вод (порядка 680 млн.м; в год), для лечебных и оздоровительных целей, для рекреационных целей, для обеспечения пожарной безопасности.
 Водные объекты оказывают и определенное негативное воздействие, к наиболее опасным из которых относятся затопление (чаще всего – весеннее половодье) и подтопление территории области.
 Таким образом, в сфере охраны и использования водных объектов выделяется три группы основных проблем.
 Первая группа связана с повышенным загрязнением водных объектов, частичным истощением вод и необходимостью сохранения уникальных водных объектов в их естественном состоянии.
 Вторая группа проблем связана с интенсивным использованием водных ресурсов и обусловлена, в том числе, наличием противоречий в интересах различных потребителей.
 Третья группа проблем формируется вокруг негативного воздействия вод на население, территорию и объекты экономики.
 Выявленные основные проблемы позволяют сформулировать цели и задачи соответствующей политики Челябинской области.

                Цели и задачи государственной политики Челябинской области
                в сфере охраны и использования водных объектов

 Целями государственной политики Челябинской области в сфере охраны и использования ее водных объектов являются:
1.Сохранение и восстановление водных объектов;
2.Рациональное использование водных ресурсов;
3.Предотвращение и ликвидация негативного воздействия вод.
 Для достижения цели сохранения и восстановления водных объектов необходимо решить следующие задачи:
1.Снизить химическое, микробиологическое, радиоактивное, механическое и термическое загрязнение водных объектов;
2.Принять меры по сохранению запасов поверхностных и подземных водных объектов;
3.Осуществить меры по сохранению и дальнейшему развитию особо охраняемых водных объектов.
 Для достижения цели рационального использования водных ресурсов необходимо решить следующие задачи:
1.Улучшить использование водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
2.Оптимизировать использование водных объектов для иных (кроме водоснабжения) целей;
3.Принять меры по более экономному расходованию водных ресурсов.
 Для достижения цели предотвращения и ликвидации негативного воздействия вод необходимо решить следующие задачи:
1.Защитить население и объекты экономики от затопления;
2.Защитить территорию и объекты экономики от подтопления;
3.Принять меры по борьбе с разрушением берегов водных объектов, заболачиванием и другими негативными воздействиями вод на население, территорию и объекты экономики.
 Общей задачей для осуществления целей Концепции является совершенствование системы управления в сфере охраны и использования водных объектов.

            Принципы государственной политики Челябинской области
               в сфере охраны и использования водных объектов

 Третьей задачей Концепции является определение основных принципов политики в рассматриваемой сфере.
 В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об охране окружающей среды» [2] законодательно закреплены принципы охраны окружающей среды, которые необходимо соблюдать в сфере экологической политики. Часть из них может быть применена и для сферы охраны и использования водных объектов.
 Наиболее значимыми для рассматриваемой сферы являются следующие принципы:
1.Соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
2.Обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
3.Научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
4.Охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
5.Ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
6.Платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
7.Презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
8.Обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
9.Обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;
10.Организация и развитие системы экологического образования, воспитания и формирование экологической культуры.
 Водный Кодекс Российской Федерации [3] определяет ряд дополнительных принципов, которые должны учитываться в сфере охраны и рационального использования водных объектов на региональном уровне:
11.Значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представлении о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав;
12.Приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду;
13.Сохранение особо охраняемых водных объектов;
14.Целевое использование водных объектов. Водные объекты могут использоваться для одной или нескольких целей;
15.Приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования. Предоставление их в пользование для иных целей допускается только при наличии достаточных водных ресурсов.
16.Участие граждан, общественных объединений в решении вопросов, касающихся прав на водные объекты, а также их обязанностей по охране водных объектов. Граждане, общественные объединения имею право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на водные объекты при их использовании и охране. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия;
17.Регулирование водных отношений в границах бассейновых округов (бассейновый подход).
18.Регулирование водных отношений в зависимости от особенностей режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей;
19.Регулирование водных отношений исходя из взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему;
20.Комплексное использование водных объектов. Использование водных объектов может осуществляться одним или несколькими водопользователями.
Учитывая особенности Челябинской области, имеющей напряженный водохозяйственный баланс, региональная политика в сфере охраны и использования водных объектов дополняется еще рядом принципов, повышающих ее эффективность:
21.Экономия водных ресурсов;
22.Перенос центра тяжести от борьбы с последствиями негативных явлений к борьбе с причинами их возникновения;
23.Учет приоритетности принимаемых мер и проводимых мероприятий.

    Приоритеты политики в сфере охраны и использования водных объектов

 Необходимость выбора приоритетов в сфере охраны и использования водных объектов обусловлена, с одной стороны, многообразием проблем, которые необходимо решить, с другой стороны – ограниченностью ресурсов, которые можно направить на их решение. Существуют и временные ограничения, которые влияют на актуальность принятия управленческих решений.
 Наличие тесных взаимосвязей между природой (водной средой), экономикой и социумом ведет к тому, что каждое мероприятие или управленческое решение в сфере охраны и рационального использования водных ресурсов имеет определенный экологический, социальный и экономический эффект. Конкретная величина такого эффекта значительно варьирует в зависимости от экологического, экономического и социального состояния той территории, на которой оно реализуется.
 В общем случае наиболее приоритетными являются мероприятия, обладающие наибольшей совокупной эффективностью. В отдельных случаях значительный эффект от реализации какого-либо мероприятия по одному из критических параметров может перевешивать совокупные оценки других мероприятий, не обладающих такой критичностью.
 На выбор приоритетов влияет и система показателей, которая должна использоваться как для оценки состояния территории, объекта, проблемы, так и для оценки эффективности реализуемых мероприятий. Разработка такой системы показателей должна производиться одновременно с разработкой соответствующих целевых программ.
 Обязательно учитываются и общественные предпочтения, которые могут значительно варьировать как по территории области, так и во времени. Важным фактором, влияющим на общественные предпочтения, является система экологического воспитания, образования и просвещения.
 В целом оценка приоритетности тех или иных мероприятий производится по следующим основным направлениям:
1.Экологические факторы:
1.1.Экологические стандарты;
1.2.Воздействие на местообитания животных и растений;
1.3.Устойчивость водных экосистем.
2.Социальные факторы:
2.1.Степень воздействия на здоровье;
2.2.Численность населения, охватываемого мероприятием;
2.3.Безопасность населения;
2.4.Рекреационное значение;
2.5.Эстетическая ценность.
3.Экономические факторы:
3.1.Экономическая эффективность;
3.2.Возможная потеря природных ресурсов;
3.3.Технологическая модернизация производств;
3.4.Потребность в инфраструктуре.
 Процедура выбора конкретных приоритетов в общем случае носит многоступенчатый характер (с учетом выбранных критериев и методов экспертных оценок), зависит от вида планируемых мероприятий и должна иметь публичный характер.

               Основные направления государственной политики Челябинской области
               в сфере охраны и использования водных объектов

 Предлагаются следующие основные направления политики Челябинской области в сфере охраны и использования водных объектов:
1.Снижение загрязнения водных объектов:
1.1.Сокращение сброса неочищенных сточных вод, в том числе, повышение эффективности работы существующих очистных сооружений (включая ремонт и реконструкцию), строительство новых очистных сооружений;
1.2.Сокращение поступления загрязняющих веществ с водосборной площади, в том числе:
1.2.1.Борьба с засорением водосборов (для подземных водных объектов – зон питания), берегов и акваторий водных объектов;
1.2.2.Обустройство водоохранных зон и прибрежных защитных полос, зон санитарной охраны водных объектов;
1.2.3.Сбор и очистка ливневых вод с городских территорий;
1.2.4.Мероприятия по уменьшению водной эрозии (плоскостной и линейной).
1.3.Уменьшение загрязнения водных объектов атмосферными выпадениями от выбросов промышленных предприятий;
1.4.Мероприятия по предотвращению выноса радионуклидов из зоны загрязнения ФГУП «ПО «Маяк»;
1.5.Защита водных объектов от загрязнения при возникновении чрезвычайных мероприятий.
2.Сохранение запасов водных ресурсов поверхностных и подземных водных объектов (борьба с истощением):
2.1.Контроль за изменением заболоченности, распаханности и залесенности водосборной площади водных объектов;
2.2.Защита малых рек;
2.3.Организация мероприятий по пополнению водных ресурсов в период половодий и паводков;
2.4.Контроль за использованием подземных вод в пределах их возобновления.
3.Развитие системы особо охраняемых водных объектов:
3.1.Защита существующих особо охраняемых водных объектов;
3.2.Создание новых особо охраняемых водных объектов.
4.Улучшение питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения:
4.1.Выполнение соответствующих мероприятий по снижению загрязнения водных объектов, используемых для целей водоснабжения, в том числе разработка и реализация мер по уменьшению цветения водных объектов;
4.2.Обустройство зон санитарной охраны водных объектов – источников централизованного водоснабжения;
4.3.Повышение эффективности работы действующих водозаборных сооружений (в том числе ремонт, реконструкция, изменение технологии водоподготовки, усовершенствование водозаборных устройств или изменение мест забора воды), строительство новых водозаборных сооружений;
4.4.Строительство гидротехнических сооружений;
4.5.Улучшение состояния водоразводящих сетей и водопроводных сетей жилого фонда;
4.6.Защита систем водоснабжения от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и резервирование источников питьевого водоснабжения;
4.7.Обеспечение населения, использующего для хозяйственно-питьевых целей децентрализованные источники водоснабжения (шахтные и трубчатые колодцы, каптажи, родники), водой нормативного качества;
4.8.Повышение надежности водоснабжения населенных пунктов в районах с недостаточной водной обеспеченностью
5.Оптимизация использования водных объектов для иных (кроме водоснабжения) целей, в том числе:
5.1.Использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод;
5.2.Использование водных объектов для целей рыболовства и рыбоводства (добычи биоресурсов) и охоты;
5.3.Использование водных объектов для лечебных и оздоровительных целей;
5.4.Использование водных объектов для рекреационных целей;
5.5.Использование водных объектов для обеспечения пожарной безопасности.
6.Экономия водных ресурсов:
6.1.Снижение водопотребления в промышленности;
6.2.Оптимизация водопотребления в сельском хозяйстве;
6.3.Экономия водных ресурсов при использовании в хозяйственно-бытовых целях.
7.Защита населения, территории и объектов экономики от негативного воздействия вод:
7.1.Защита населения и объектов экономики от затопления, в том числе:
7.1.1.Строительство гидротехнических сооружений;
7.1.2.Регулирование речного стока;
7.1.3.Проведение мероприятий по повышению пропускной способности речных русел;
7.1.4.Повышение безопасности функционирования напорных гидротехнических сооружений.
7.2.Защита территории и объектов экономики от подтопления, в том числе:
7.2.1.Изучение гидрологического и гидрогеологического режима территорий, подверженных подтоплению;
7.2.2.Строительство гидротехнических сооружений;
7.2.3.Мероприятия по предотвращению разрушения берегов водных объектов, заболачивания и других негативных воздействий вод на население, территорию и объекты области.
8.Совершенствование системы управления в сфере охраны и использования водных объектов:
8.1.Уточнение полномочий органов исполнительной власти Челябинской области и усиление межведомственной координации;
8.2.Совершенствование нормативно-правовой базы в сфере водных отношений;
8.3.Совершенствование финансово-экономического механизма водопользования;
8.4.Разработка Схем комплексного использования и охраны водных объектов;
8.5.Осуществление государственного контроля за охраной и использованием водных объектов;
8.6.Мониторинг состояния водных объектов и качества питьевой воды;
8.7.Кадровое обеспечение водохозяйственного комплекса области;
8.8.Развитие экологического образования населения в сфере охраны и использования водных объектов;
8.9.Организация взаимодействия с общественностью по вопросам охраны и использования водных объектов.

                Научное обеспечение государственной политики Челябинской
 области в сфере охраны и использования водных объектов

 Приоритетными направлениями научных исследований в сфере охраны и использования водных объектов на территории Челябинской области предлагается признать:
1.Исследования по оценке состояния и устойчивости водных экосистем, в том числе в условиях радиоактивного загрязнения;
2.Оценка влияния качества водных ресурсов на здоровье населения;
3.Разработка методов борьбы с интенсивным цветением питьевых водоемов области;
4.Разработка индикаторов оценки эффективности деятельности в сфере охраны и использования водных объектов;
5.Определение потенциала водных биоресурсов и оценка их состояния.

                Механизм реализации Концепции

 В целях реализации Концепции разрабатывается план реализации Концепции охраны и использования водных объектов.
Реализация Концепции осуществляется путем:
1.Разработки плана реализации Концепции охраны и использования водных объектов;
2.Разработки и принятия нормативно-правовых актов Челябинской области в сфере охраны и использования водных объектов;
3.Разработки законодательных инициатив по изменению федерального законодательства в сфере охраны и использования водных объектов;
4.Совершенствования системы управления в сфере охраны и использования водных объектов;
5.Подготовки предложений и обращений в федеральные органы государственной власти по проблемам в сфере охраны и использования водных объектов, решение которых находится вне компетенции органов государственной власти Челябинской области;
6.Разработки и реализации практических мер в сфере охраны и использования водных объектов, в том числе разработки областных целевых программ по отдельным направлениям;
7.Участия и оказания помощи федеральным органам власти в решении отдельных проблем федерального уровня в сфере охраны и использования водных объектов;
 
                Ожидаемые результаты

 В соответствии с поставленными целями, реализация Концепции позволит:
1.Улучшить состояние водных объектов Челябинской области;
2.Повысить эффективность использования водных ресурсов, в том числе, улучшить питьевое водоснабжение населения области;
3.Уменьшить негативное воздействие вод на население, территорию и объекты области.

 Рассмотренный выше вариант Концепции (с некоторыми изменениями) лег в основу  «Концепции охраны и использования водных объектов Челябинской области на 2008-2020 годы» [4], рассмотренной и одобренной на заседании Правительства Челябинской области. Часть разделов одобренной Концепции стали базой для последующей разработки областной целевой программы «Чистая вода». Представляется, что рассмотренные выше подходы могут использоваться и в других субъектах Российской Федерации.
               
Список литературы
1.Ячменев В.А. К вопросу о Концепции экологической политики Челябинской области.
Экологический ежегодник, 2007 г. № 1,  с. 18-21.
2.Федеральный Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды». 10 января 2002 г. № 7-ФЗ.
3.Водный Кодекс Российской Федерации. 3 июня 2006 г, № 74-ФЗ.
4.О Концепции охраны и использования водных объектов Челябинской области на 2008-2020 годы. Постановление Правительства Челябинской области от 22.05.2008 г, № 133