Рафаэль Санти. Святой Георгий и дракон

Алина Алексеева-Маркезин
      Рафаэль Санти. Святой Георгий и дракон. Около 1506 года. Дерево, масло. 28,5 ; 21,5 см . Национальная галерея искусства, Вашингтон( некогда находившаяся в собрании Эрмитажа и выставлявшаяся в Военной галерее Зимнего дворца)

      На момент написания этой картины Рафаэлю было немногим больше двадцати лет, но к этому времени он уже считался одним из самых известных мастеров в Италии. В его «Святом Георгии» нет ничего драматичного.

      Образ христианского воина превращен в прекрасного сказочного рыцаря «без страха и упрека», идеальное олицетворение мужества и благородства. Легкая фигура мужчины на боевом коне, мечтательный образ молящейся принцессы - все это на полотне живописца проникнуто сказочной поэзией и волшебством.
      
     Даже сам дракон скорее забавен, чем страшен. Хотя сцена динамична, ей свойственна композиционная уравновешенность и то чувство гармонии, к которому всегда стремился Рафаэль. Лирическая тонкость пейзажного мотива с хрупкими деревцами и холмами округлых очертаний, покрытыми светлой, нежной зеленью, указывает на ранний период творчества художника.

     Известно, что даже самые незамысловатые живописные композиции Рафаэль тщательно прорабатывал в многочисленных подготовительных рисунках.Картина иллюстрирует общехристианский сюжет «Чудо Георгия о змие», в православии он описан в древнерусской повести «Чудо Георгия о змие», в католичестве известен по «Золотой легенде» Якова Ворагинского.


      В окрестностях Бейрута в озере жил змей, нападавший на людей. Народ, напуганный чудовищем, пришёл к царю, который предложил составить список горожан и по очереди отдавать своих детей на растерзание змею, пообещав, когда придёт его очередь, отдать на смерть свою дочь.

      Исполняя своё обещание, царь «нарядил свою дочь в пурпур и виссон, украсил золотом и драгоценными камнями, и перлами» и повелел отвести к змею. Воин Святой Георгий, проезжая мимо города, увидел плачущую царевну и спросил у неё о причине её скорби. Узнав о чудовище он, со словами «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», устремился на коне своём на змея и поразил змея копьём. Впечатлённые подвигом воина король и жители Бейрута приняли христианство.
      
     Одной из необычных черт картины является синяя подвязка на покрытой доспехами ноге, на которой видно слово «HONI», расшифровываемое как начало французского выражения Honi soit qui mal y pense (Пусть стыдится подумавший плохо об этом) — это выражение стало девизом британского рыцарского ордена Подвязки, покровителем которого является Святой Георгий.
      
     Заказчик картины урбинский герцог Гвидобальдо да Монтефельтро был посвящён в рыцари этого ордена в 1504 году королём Англии Генрихом VII. На конской сбруе подпись художника: RAPHELLO. Картина принадлежала к серии миниатюрных панно, написанных Рафаэлем около 1506 года во Флоренции по заказу урбинского герцога, и предназначалась в подарок королевскому послу Гилберту Тэлботу.
ИСТОРИЯ ПРОДАЖИ.
      
      В 1772 году «Святой Георгий и дракон» вместе со всей коллекцией Кроза была приобретена российской императрицей Екатериной II и с тех пор на протяжении более 150 лет она находилась в Эрмитаже.
      
      В конце 1920-х годов картина была отобрана для продажи за границу и передана в контору «Антиквариат», выставлялась на продажу в берлинской галерее Маттисона, затем в лондонской галерее Кольнаги и наконец в марте 1931 года в нью-йоркской галерее Недлера её купил американский миллионер Эндрю Меллон.
       В 1937 году вся коллекция Меллона была подарена Национальной галерее искусства в Вашингтон