Д. Б. Тьеполо Пир Клеопатры

Алина Алексеева-Маркезин
     Джованни Баттиста Тьеполо.Пир Клеопатры. 1744 холст, масло. 250,3 ; 357 см Национальная галерея Виктории, Мельбурн, Австралия

      Художественный стиль, созданный Тьеполо, — «последний штрих этого радостного великолепия заката венецианской школы. В нём соединились традиции иллюзорных барочных росписей, утончённый аристократизм итальянского маньеризма…

      Но вместе с этим — и религиозная экстатичность, дух контрреформации, так мало подходящие беззаботным венецианцам».
   Мастер декоративной плафонной росписи, Тьеполо свободно владел построением глубокого изобразительного пространства, сложных ракурсов в изображении человеческих фигур и фантастической архитектуры в потоках света и цвета.
    
     Он смело соединял христианские сюжеты с античной мифологией и эстетикой куртизанок, что было вполне во вкусе венецианского маньеризма и особого барочно-рокайльного стиля.
Весьма образно эту особенность творчества Тьеполо характеризовал П.П Муратов на примере росписи плафона на Вилле Стра, которая, по его мнению, относится к счастливейшим свершениям искусства рококо:

     "В лазоревостях и жемчужностях неба раскидываются исторические триумфы Пизани, соединившие дожей, посланников, адмиралов и полководцев с аллегорическими фигурами всех разновидностей славы и преуспеяния, с невероятными пышностями всевозможных убранств, с улыбками женщин, столь неожиданно глядящих на нас из углов огромной залы и столь же соблазнительных, как сама Венеция."
      
     Это первая из трёх больших картин на тему Клеопатры, написанных Тьеполо. Кроме этого, сохранились этюды к каждой из них. Впоследствии Тьеполо вернулся к этой теме несколько лет спустя в Палаццо Лабиа в Венеции со своими фресками, посвященными Антонию и Клеопатре: пир сочетался со встречей Клеопатры и Марка Антония и окружающими сценами богов и служителей. Ещё две большие картины Тьеполо этих сцен находятся в подмосковной усадьбе Архангельское (1747)
      
     На картинае изображён пир под открытым небом или на лоджии с великолепным архитектурным оформлением и с видимым небом. Композиция полотна включает приподнятую террасу, закрывающую заднюю часть живописного пространства.
      
      Сюжет картин — предполагаемый эпизод, описанный как в «Естественной истории» Плиния, так и в «Житиях» Плутарха (Антоний), в котором Клеопатра берет дорогую жемчужину и растворяет её в своем вине, прежде чем выпить.

     Эпизод изображает спартанского римского воина в лице Антония, соблазняемого чувственным богатством Востока, примером которого является Клеопатра. Богатство сцены усиливается присутствием чернокожих слуг, которых в Венеции часто держали в рабстве.

        В 1764 году картина была приобретена Екатериной II в ;;Амстердаме. Работа оставалась в собрании Эрмитажа в Санкт-Петербурге . Картина вошла в советскую продажу картин Эрмитажа и была куплена английским арт-дилером в 1932 году. В 1933 году полотно было приобретено Национальной галереей Виктории за 25 000 австралийских фунтов.