Формула понятия искусства

Евгений Бриммерберг
1.
Хаос, созданный из бездны иррационального сознания, есть подлинный и высший порядок. Ничто не может посягнуть на него, ибо нет силы, способной на это решиться. В основу этого порядка положен принцип максимальной устойчивости в минимальном выражении. Это значит, что чем уничтожительнее отношение, тем прочнее элементы аннигиляции. Предельная устойчивость определяется невозможностью дальнейшего отношения того, что полностью аннигилировалось в остаточных элементах. Эти элементы материал всякой комбинации, хаотическое строение которой есть основа и суть абсолютной подлинности фактического порядка. Это и есть принцип осознавшего себя искусства.

2.
Каждый элемент имеет феноменально-эмпирическое подтверждение, является идеальным фактом. Что такое феноменально-эмпирическое? Это значит, что я вижу исключительное в своей самостоятельности образование. Ни в какое отношение этот идеальный факт вступить не может. Не существует двух идеальных фактов одновременно, поскольку феноменально-эмпирическое подтверждение элементарно. Переход от одного идеального факта к другому есть история мгновения времени. Эта история записывается в процессе создания произведения искусства. Время складывается из таких моментов, а его образ, запечатлевающий историю создания, представляется вечным изображением. Что значит вечность изображения? Это значит, что пустота образа заполнена только один и единственный раз явленным содержанием, и этим содержанием является элементарная простота невыполнимых отношений, путь к которым прокладывается через и сквозь время.

3.
Из принципа идеального факта следует единственно возможное представление о возникновении вселенной из антивселенной. В отличие от вселенной антивселенная сжимается, вещество в ней аннигилируется и превращается в материю. Материя аннигилированное вещество. Исчезновение антивселенной в материи, которая избавляется от своего вещества, доводит ее до состояния черного тела, в котором происходит исчезновение массы. Казалось бы, масса должна увеличиваться, но поскольку материя антивещественна, она уменьшается. Материя расплющивается и выдавливает из себя связующие вещество силы. Так что она постепенно превращается в абсолютно жесткое тело, которое невозможно во вселенной. Это черное тело как продукт аннигиляции вещества и результат исчезновения антивселенной называют точкой большого взрыва или абсолютной черной дырой. Это с точки зрения уже появившейся вселенной. Момент же перехода антивселенной во вселенную никак не определяется. Расплющенная материя в нем уходит в себя, достигая абсолютного ничто. Поэтому вселенская интуиция ума правильно предопределяет материю как ничто еще даже не зная, что это такое. Антивселенная, которая аннигилирует в материи черного тела, достигает в нем бессильной жесткости, нулевого потенциала, так что тело выворачивается наизнанку и приводит к возникновению расширяющейся вселенной. Этот момент выворачивания черного тела есть начало возникновения времени. Время, которое в антивселенной свернулось до материального ничто черного тела, точки, бездны, дыры, вновь развернулось во вселенной. Материя жесткого тела не только антивещество, но и бездна. Правильное понимание бездны заключается не только в аллегориях и метафорах, но и в реальности. Она антивещественная материя черного тела, масса которого уменьшается до ничто, так что взрыв этой бездны происходит не от увеличения и уплотнения массы, достигающей критического значения, как во вселенной, а наоборот: от ее уменьшения. Уменьшенная до ничто масса вещества антивселенной или материя, став жестким телом, в одно мгновение распадается, поскольку его расплющенная материя выделяет из себя все связующие ее в вещество силы. Во вселенной это называется взрывом, который произошел из аннигиляции вещества в точечном эквиваленте. Действительно, ничто невозможно представить иначе, чем в виде условной точки. Так что пульсирующая в веществе и антивеществе материя и есть идеальный факт исчезновения антивселенной и возникновения вселенной. Но именно эта возникшая вселенная исчерпает свое время и станет в момент его окончания антивселенной, уничтожившей свое вещество для нового обновления.

4.
От темного образа Скитальца до светлого образа Лоэнгрина распростерт замысел. Кто мы? Зачем трудимся над созданием неизбывного и невозможного? Куда уходим мы, Лоэнгрины света и Скитальцы тьмы? Прародители фехцестерианского лона будущей истории. Что вам "Квадрат" Малевича? Что вы вцепились в него? Что открывает он вам? Ничего. Он перечеркивает эпоху, выносит ей приговор. Вы ищете в нем смысл? В нем нет смысла. В этом и есть его смысл. Чем отличается Фехцестер от Квадрата? Тем, что Квадрат замыкает эпоху, утверждая: нет ничего, кроме небытия. Фехцестер открывает эпоху, утверждая: кроме бытия ничего нет. Он именно это утверждает, а не: нет ничего, кроме бытия. Между этими двумя утверждениями большое различие. В "кроме бытия ничего нет" утверждается единоличность бытия. В утверждении: "нет ничего, кроме бытия" полагается, что могло бы быть что-то еще, но его нет. Фехцестер открывает подлинность, Квадрат замыкает истину. Истина зависит от человека, поэтому вместе с крушением человеческого сознания гибнет в небытии, в символической тьме Квадрата. Подлинность независима, самобытна. Сознание лишь приспосабливается к ней. Преемственность между фехцестерианством и супрематизмом очевидна: и Фехцестер, и Квадрат лишь символы. Но они предопределяют и определяют умонастроение, устанавливающее искусство.

5.
Истина имеет два значения. В одном значении истина устанавливается как факт неопровержимого знания, в другом - как нечто недостижимое. Истина есть и результат божественного разума, и обращение к Богу как творцу знания. Истина есть путь к Творцу, с одной стороны. С другой - доказательство существования Творца в разумном откровении, в факте его наличия. Ведь чем, кроме как фактом существования Бога можно объяснить высшее состояние ума, в котором логика теряет ориентиры, уступая место откровению? Откровение есть невыразимое состояние ума, потерянность сознания в бытии, в котором истина являет себя во всей своей невыразимой полноте. Откровение есть явление истины в момент божественного замешательства, в момент потери сознания и установления бессознательного бытия в сознании отсутствия его сознания. Истина как искушение познания Творца есть искусство. На пути этого постижения она достигает неопровержимого факта наличия вечности в произведении искусства. Истина этого вечного мгновения и есть творение. Но это творение отсылает в еще большую вечность, чем оно само: в вечность Бога, Творца, который творит прежде творения. Это сотворенное прежде творения и есть Истина, поскольку она сотворена в конкретном произведении и прежде его творения сотворена. Она и влечет своей предсотворенностью в сотворенном: истина никогда не останавливается, хотя и является в законченном виде.
В отличие от нее подлинность есть факт явления того, что в данный момент происходит в силу существования происходящего. И Творец, и Истина в подлинном являются собой такими, какими они в данный момент есть. Они ограничены именно своим переходящим в следующий момент существованием и ничто рядом с ним не успевает обозначить свое существование, чтобы ограничить его. Подлинное как бы вытесняется из несотворенной возможности для обеспечения своего сохранения прежде исчезновения. Познание - живой процесс, который на протяжении всего времени своего существования несет неразвернутую истину в предсотворенном виде. В отличие от истинного искусства, которое сотворенное полагает в конкретном выражении, подлинное устанавливает наличие творца в присущем ему виде, устанавливает время его существования, а не бытие его вечности и не вечность его бытия. В подлинном нет ни смысла, ни бытия. Это предвзятое состояние устанавливающей время вечности, длящейся собой в пространстве самого себя. Если истина устанавливается в человеческом пространстве в стремлении к Богу, то подлинность есть устанавливающее себя установление. В ней нет Творца и человека как связующей их истины. Подлинность неотвратимо пребывает собой. Она непроницаема, ее бездна не раскрыта, ее сущность не явлена: она прежде своего присутствия присутствует. Она узнается лишь в следующий за ее исчезновением момент времени как неузнанная подлинность наступившей подлинности. Искусство фиксирует подлинность в выхождении за пределы уничтожающего ее момента времени, так что искусство в его подлинном, а не истинном значении есть установление архитектуры мира в предельно ясном для жизни выражении.

6.
Для того здорового, что воскреснет в будущем, создается искусство. Оно слишком далеко за пределами общества сейчас. Общественное внимание сосредоточено на исполнении воли вождей, политиков, на наживе и собственном обеспечении. Вопросы нравственности носят антиобщественный характер, поскольку не вписываются в реальность событий. Общество безнравственно, насквозь утилитарно, ломает человека. Но именно человек в  массе своей создает это общество. Так что нравственное искусство человека противостоит безнравственному состоянию общества. Именно в приближенных к человеческому состоянию обществах искусство востребовано; там же, где общество манипулирует человеком, искусство ему враждебно. Оно создает себе кумиров, олицетворяющих его безнравственность, глупость и примитивность. Называет это культурой и искусством. Но это плесень, разъедающая здравый смысл и инстинктивное стремление к красоте и совершенству. Нужно иметь непредвзятую волю, чтобы вопреки нищему и убогому духу общества создавать произведения индивидуальной нравственности, идеального человеческого сознания и подлинного искусства. Будущее возблагодарит современность за тот подвиг, который сумел совершить человек, изъявший себя из системы общественных отношений ради установления облагораживающего жизнь миропорядка. Как это сделали наши предшественники, позволившие судить о происходящем здраво и непредвзято.

7.
Что такое абсолютный дух? Это судьбоносный ум истории, содержащий в себе законы событий, которые неминуемо должны произойти. События кажутся сумбурными и несвязанными между собой, если не рассматриваются в системе ума абсолютного духа. Эта прозрачная стихия материи, раз и навсегда направленная в фатальную неизбежность, творящая себе подобное существо в видимом и умозрительном выражении, охватывает все вещество существенного содержания мира, обеспечивая его связь в уме и устанавливая новые формы познания во все сгущающейся рефлексии ретроспекций, события которых когда-то считались случайными, но на деле оказались основаниями судьбы умственного сознания абсолютного духа. Абсолютный дух - это стихия, которая проносится сквозь историю, утверждая ее в уме, и которая устанавливает сам ум как единственное достояние творения.

8.
Фехцестер, странный путник абсолютного духа. Затерянный в явности событий. Являющий неявное. Не могу забыть я тебя. Одинокий силуэт твой мерцает тенью, сумрачным пятном движется сквозь звезды, светит неотраженным светом. Не дошел ты до конца абсолютного духа, вместе с ним, не зная, куда идет он, идешь. Вера, основанная на абсолютном безверии, ведет тебя. Помимо твоей неизбежной силы ум абсолютного духа уносит тебя, не вознося и не покидая. Ты один и тот же в одном и том же. Ждешь - идя, и идешь - ожидая. Какая тайна связывает вас? Истину абсолютного духа и подлинность фехцестерианского имени? Фехцестерианское выражение абсолютного духа и есть единство истинного и подлинного искусства. Но как назвать то, истина абсолютного духа чего светится умом подлинного? Никак. Искусство неназванного происходит абсолютным духом истории как современное событие в максимальном напряжении рефлексии современённых элементов судьбоносного ума в откровении творения.

9.
Эта вера в наличие абсолютного духа, который правит миром, стала основанием для создания государств. Ведь государство - это именно та организация, которая может создавать законы, а не только своевольничать, пользуясь правом силы. Законы основаны на сознании причастности к высшему уму, во власти абсолютного духа которого находится все живое. К оправданию государства и его устройства стремились философы всех времен. Философией и называлась наука о создании государства на основе системы абсолютного духа. Государство правит реальностью, то есть теми событиями, причиной которых является своеволие. Своеволие подчиняется законам, в которых нуждается, чтобы установить справедливость. Справедливость же есть состояние непосягновения своеволия одного на своеволие другого, регулируемое законами, которые и дают иллюзию свободы, поскольку реальность лишь запрещает наносящее взаимный вред своеволие, а не устанавливает свободу. Свобода должна быть причастна к абсолютному духу, к его уму и традиции, а не к мятежному состоянию души, стремящейся к власти. Мир, таким образом, есть государственное устройство, в котором своеволие реальной личности подчиняется законам совместного существования. И лишь в том случае, когда это своеволие находит аргументы для своего господства и выходит за пределы законопослушания, возникает состояние войны, основанное на своевольном праве судить человека. Своеволие нельзя сдерживать до уровня стагнации общественного сознания, его надо освобождать для союза с другим своеволием. Это взаимопонимание и называется свободой и демократией, законы которой стали совестью абсолютного духа.

10.
Борьба своеволия с государством основана на том, что абсолютный дух еще не утвердил свое понятие в жизни. Хотя он и стал совестью для некоторых, для своевольного большинства он ложный образ или религиозного сознания, или догматического представления о несовершенстве истины. Поскольку абсолютный дух сотворил только себя, но до сих пор не сотворил понятие себя, то и сомнение в справедливости государства обосновано: ведь невозможно отделить законы, которые произведены своеволием находящихся у государственной власти личностей, от законов, продиктованных умом абсолютного духа. А если учесть, что большинство людей стремится к демократической свободе, надеясь лишь на совесть сограждан, то остается ждать, когда истина достигнет состояния подлинного ума в абсолютном духе.

11.
Для полноты искусства необходимо вообразить то, что находится за пределами ума. Целая вселенная никогда не может стать предметом опыта, поэтому она находится во власти воображения. Как и момент ее возникновения. Логика воображения отличается от логики ума тем, что она создает невероятные картины, которые, тем не менее, невозможно исключить из сознания без его опустошения. Эта логика наполняет невероятным смыслом пустоту выходящего за свои пределы ума. Недоступная для опыта, она несет в себе теплоту бытия. Вселенная как предмет логического воображения лишь изредка переходит в область логического ума. Можно вообразить, что существует она в процессе потери своего вещества в материи путем расширения и превращения его в эту материю. Материя единственное, в чем нет различия, поэтому не возникает вопрос о ее границах и пределах расширяющегося в ней вещества. В материи вещество исчезает, так что вселенная должна расширяться до тех пор, пока полностью не потеряет вещество. Можно сказать, что вселенная должна исчезнуть в антивеществе, поскольку материя антивещественна. Но поскольку материя не имеет никаких различий, то и невозможно мыслить или вообразить ее как протяженность. Совершенно естественно она воображается лишенной какой-либо величины, так что вселенная теряет свой размер в антивеществе материи, становясь противоестественной протяженностью того, что не имеет протяженности. Поэтому некоторое время назад и возникла мысль о точечном происхождении вселенной. И хотя с точки зрения логики воображения эта мысль кажется нелепой и примитивной, тем не менее, она согласуется с логикой ума, который не может ее опровергнуть. Но что будет, когда все вещество вселенной перейдет в материальное антивещество? Поскольку расширение вселенной заключается в потере ее протяженности, она естественно в процессе этого расширения суживается, уходит в себя, свертывается до тех пор, пока не исчезнет в себе. Можно сказать, что в процессе расширения она движется в себя, накапливая именно то вещество, которое не исчезло в материи. Сжимая его и уплотняя, она вынуждает его устанавливать связи, способные противостоять материальному антивеществу или той бездне, от которой оно все дальше отдаляется. Так возникает существенная связь элементов, из которых складывается сознание и жизнь. Жизнь как наращивание противостояния материальному антивеществу бездны называется эволюцией. В процессе эволюции возникли все известные нам идеи: от идеи сознания бытия до идеи Бога. Конечной же целью эволюции является создание абсолютного разума в лице Бога. Это и называется творением, средством достижения которого является абсолютный дух.