Великие зодчие Санкт-Петербурга! А. Н. Воронихин

Серж Пьетро
    Великие зодчие Санкт-Петербурга – таланты, опередившие время,
И создавшие мир архитектурного очарования,
увлекающего и ныне в прекрасное будущее время!

    Андрей Никифорович Воронихин (1759 - 1814) – талантливый русский архитектор и художник декоративно-прикладного искусства периода александровского классицизма начала XIX века. С его именем связаны многие выдающиеся постройки в Санкт-Петербурге и Павловске.
    С раннего детства проявил способность к рисованию. Обучался живописи в мастерской уральского иконописца Гаврилы Юшкова. Талант юноши привлёк внимание Строганова, в 1800-1811 годах бывшего президентом Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге.
    В 1777 году по приказу графа Строганова, вместе с братом Ильёй, отправлен учиться в Москву, где работал в «команде» В. И. Баженова и М. Ф. Казакова. В целях заработка выполнял в Троице-Сергиевой лавре небольшие заказы по росписи и реставрации фресковой живописи.
   Затем, с 1779 года в Санкт-Петербурге числился служащим при молодом Павле Строганове (сыне президенте Академии художеств), проживая в Строгановском дворце, где работал над чертежами и рисунками. В 1786 году освобождён от крепостной зависимости и в том же году совершил вместе с Павлом Строгановым и его воспитателем Шарлем Роммом пятилетнее путешествии по России, где изучал русскую народную архитектуру. 
Затем он отправился вместе с ними для обучения во Францию и Швейцарию. Там Воронихин изучал пейзажную живопись и архитектуру, занимался математикой, естественными науками, физикой, механикой и астрономией. Однако молодые люди оказались втянутыми в революционные события во Франции, поэтому приказом императрицы Екатерины II в декабре 1790 года были срочно отозваны домой. Более Воронихин не выезжал за границу, но много и плодотворно работал в Санкт-Петербурге.
  В 1791-1792 годах А.Н. Воронихин приступил к перестройке интерьеров Строгановского дворца на Невском проспекте в новом классицистическом стиле. Он создал великолепный вестибюль, лестницу с мощными «пестумскими» колоннами, Картинную галерею, «Минеральный кабинет» с куполом и верхней обходной галереей.
В «Минеральном кабинете» граф Строганов разместил свою минералогическую коллекцию и библиотеку по геологии и горному делу.
    После того как Андрей Никифорович написал картину «Вид Строгановской дачи» (1797 год), которую он ранее построил в Новой Деревне, ему было присуждено звание академика перспективной живописи.
   Главным творением Воронихина стал Казанский собор в Санкт-Петербурге. Закладка собора состоялась 27 марта 1801 года, работы были завершены в 1811 году.
   В 1799 году указом императора был объявлен конкурс на проект нового собора.
В конкурсе приняли участие иностранные архитекторы. Высочайшее одобрение получил проект Чарлза Камерона, но через несколько недель император отозвал своё решение.
В итоге ни один представленный проект не был утверждён. Через год граф Александр Строганов, бывший в 1800-1811 годах президентом Императорской Академии художеств и куратором строительства, сумел добиться, чтобы работы поручили его протеже, бывшему крепостному, тогда ещё молодому и неопытному Андрею Воронихину. Проект Воронихина получил одобрение, а граф Строганов, стремившийся через своего воспитанника войти в историю строительства знаменательного храма, стал председателем попечительского совета при строительстве собора.
   Воронихин, возможно, использовал какие-то проекты Баженова. На одном из рисунков Баженова из альбома Ф. В. Каржавина, его помощника и друга, «паперть для храма», почти полностью совпадает с северным портиком воронихинского собора. Весьма вероятно, что и «прозрачные колоннады» Чарлза Камерона и Пьетро Гонзаго в Павловске могли оказать влияние на разработку проекта.
    Основная сложность состояла в том, что по церковному канону главный фасад и вход в храм должны находиться на западной стороне, а условия плана — обращённость будущей постройки к центральной магистрали города, Невскому проспекту, требовали раскрытия композиции на север.
   Воронихин разрешил эту проблему, оформив площадь, выходящую на Невский проспект, полуциркульной колоннадой коринфского ордера: 96 поставленных в четыре ряда колонн из пудожского травертина (в Риме в четыре ряда установлены 284 травертиновых колонны).
В обработке пилястрами барабана купола Казанского собора усматривают эллинизмы. Колоннада заканчивается монументальными порталами, выполняющими функцию боковых проездов. Это оригинальная находка Воронихина. Однако возведение боковых проездов-порталов было сопряжено с большими трудностями.
Члены строительной комиссии о главе со Старовым сомневались в их прочности. Для этого была сооружена их опытная модель, которая выдержала испытания на прочность. После этого экспертная комиссия одобрила решение Воронихина. С западной стороны Казанского собора Андрей Воронихин устроил полукружие сада с уникальной по красоте чугунной оградой (1811-1812).
   Другое крупное сооружение Воронихина в стиле александровского классицизма — здание Горного института на берегу Невы (1806-1811).
Фасад здания оформлен мощным двенадцатиколонным портиком дорического ордера. Воронихин в этом проекте вдохновлялся архаическим «ордером Пестум»: конические колонны установлены на ступенчатом подиуме без баз, как в южно-италийских храмах в Пестуме.
Лапидарную мощь, свойственную эстетике архитектуры александровского времени, усиливают две скульптурные группы, фланкирующие фасад здания: «Поединок Геракла с Антеем» работы С. С. Пименова и «Похищение Прозерпины» В. И. Демут-Малиновского. Скульптуры выполнены из зернистого серовато-золотистого пудостского травертина без проработки мелких деталей, что ещё более подчёркивает суровость образа, ассоциирующегося с горным делом.
    В числе других работ Воронихина - колоннады и Эрмитажный каскад в Петергофе, интерьеры дворцов в Стрельне, Гатчине и Павловске, а также отдельные парковые сооружения в этих дворцово-парковых ансамблях.
   В 1803 году в Большом дворце Павловска из-за неисправности дымоходов случился пожар. Вдовствующая императрица Мария Фёдоровна поручила восстановительные работы Воронихину. С этого времени Воронихин стал главным архитектором Павловска. Он восстановил отделку Египетского павильона по проекту Камерона, расширил Светлую колоннаду северного флигеля, стену которой в 1805-1807 годах расписал Пьетро ди Готтардо Гонзаго.
    В 1807 году Воронихин создал одно из лучших своих произведений - кабинет «Фонарик», интерьер с застеклённой полуротондой, выходящей в «собственный садик». Фигуры кариатид выполнил В. И. Демут-Малиновский.
Мебель кабинета также создана по рисункам Воронихина. Другие образцы мебели в стиле раннего русского классицизма и в оригинальной, легко узнающейся воронихинской манере, находятся и в других комнатах, принадлежавших Марии Фёдоровне.
    В 1799 году к северо-западу от Большого дворца в Павловске возвели мост через реку Славянку. В 1805 году по предложению Воронихина мост украсили скульптуры кентавров.
Другой мост, также по рисункам Воронихина, украшают большие вазоны из пудостского известняка. Мост назвали Висконтиевым, по имени строителя — каменных дел мастера П. Висконти.
  В 1807-1809 по проекту Воронихина был возведен фонтан «Грот» на Пулковском шоссе.
По проекту Воронихина в Павловске построили деревянный Розовый павильон. Название появилось в 1812 году, когда вокруг здания устроили клумбы с розами.
Летом 1814 года в Розовом павильоне Мария Фёдоровна устроила праздник встречи сына, Александра I, возвратившегося из Парижа после победы над Наполеоном.
   С 1804 года А.Н. Воронихин вместе с Ж.-Ф. Тома де Томоном числился «дессинатором» (рисовальщиком) Императорских фарфорового и «стеклянного» заводов в Санкт-Петербурге.
Воронихин выполнил множество рисунков изделий из фарфора, цветного стекла, а также уральских цветных камней.
Словосочетание «вазы Воронихина» прочно вошло в историю русского искусства.
    В 1813 году был заложен и в 1820 года освящён храм Николая Чудотворца в Новом Усолье. Церковь сооружена «в воспоминание свыше ниспосланного Церкви и Державе Российской избавления от нашествия галлов и с ними дванадесяти язык», а так же в память о погибшем в бою подпоручике графе Александре Павловиче Строганове (в 1814 году, в феврале, уже на территории Франции, произошло сражение при Краоне, между армией Наполеона и дивизией, возглавляемой отцом Александра Строганова, Павлом Александровичем. Русских было в три раза меньше, однако победу удалось одержать.
В этом сражении погиб девятнадцатилетний, единственный наследник многомиллионного Строгановского состояния, представитель графской ветви рода, Александр Павлович Строганов. Ему ядром сорвало голову. Два дня проискав тело сына, найдя его и испросив разрешения покинуть армию, его безутешный отец отказался от награды за победу и отправился в Петербург, чтобы рядом с отцом и дедом похоронить и своего сына. Граф Александр Павлович Строганов был похоронен на Лазаревском кладбище, Александро-Невской лавры).
Авторство проекта храма различные исследователи приписывают архитекторам А. Н. Воронихину, И. М. Подъячеву, С. Е. Дудину. Храм в плане - крестовокупольный,
с дорическими четырехколонными портиками по сторонам света, лишь с востока портик заменен пилястрами. К храму примыкает двухъярусная квадратная в плане колокольня, увенчанная небольшим куполом с люкарнами, ориентированными по сторонам света, и высоким шпилем. Огромный сферический купол несет на себе маленькую главку с крестом. После реставрации в начале XXI века храм - Никольская церковь Спасо-Преображенского женского монастыря.
   В 1813 году Воронихин руководил работами по устройству в Казанском соборе захоронения М. И. Кутузова.