Как прятали взятку

Фархад Аскеров Рамизоглы
В советское время велась серьезная борьба с взяточничеством.
Однако склонные к взяточничеству придумывали различные методы уклонения, рационализаторские предложения, чтобы их не поймали, и с помощью этих методов и способов им удавалось уйти от ответственности. Как говорится, были и такие, которые попадались. Но это, даже не охватывало никакой процент общего положения.
Многие из этих взяточников ушли в мир иной. Однако есть те, кто еще жив и вспоминают ту эпоху с ностальгическими чувствами, а собираясь вместе, с восторгом рассказывают о тех днях.
В одной из чайханы, где обычно собираются пожилые и играют в нарды, несколько человек рассказывали о своих былых подвигах...

Из беседы первого:

Только устроился прокурором в один из районов. Всё искал, за кого взяться. Я же должен был вернуть то, что дал выше.
Бог свёл меня с председателем колхоза. Я много придирался к нему, говорил о присвоении, хищении социалистической собственности, чести, достоинстве... Бедняга, вероятно, каждый раз выпивал бутылку валерианы, когда уходил от меня.
Он давно предложил мне “прийти к согласию”, но я сам намеренно всё откладывал, чтобы немного повысить "ставку". Наконец наступил такой момент, когда мы пришли к единому согласию и определили решающий день: на следующий день мы должны были встретиться в моём кабинете в оговоренное время.
Я ещё с юности был очень осторожен. Меня не так просто было обмануть, заманить в сети. В день назначения на эту должность под окном своего кабинета на втором этаже я разбил небольшой садик и огородил его. Была только одна маленькая входная-выходная дверь, которая открывалась прямо на улицу.
На следующий день, в назначенное время, ко мне в кабинет пришёл председатель колхоза. В руках у него был свёрток. В то время не было «дипломата», как сегодня. Да, мужчина дал мне свёрток и тут же вышел. Я что-то заподозрил. Но я всегда был предусмотрительным.
Я быстро открыл форточку окна и выбросил свёрток в маленький садик. В тот момент там стоял мой человек. Он сразу подхватил свёрток в воздухе и исчез, проскользнув в дверь сада, выходящую на улицу.
Не прошло и минуты, как вошли три человека. С ними и председатель колхоза. Они вежливо поздоровались, представились и сказали, что им следует обыскать кабинет. Я сразу понял, из какой организации они. Никто, кроме них, не имел права проводить обыск в кабинете прокурора.
Без каких-либо возражений я сказал, пожалуйста. И сказал, что могу оказать любую помощь, которая потребуется.
Поиск, который занял несколько часов, не дал никаких результатов. Не осталось места, чтобы они не проверили.
Наконец, все трое устремили взгляд на председателя колхоза. То есть, где? Вы бы видели бедного председателя. Лицо посинело, глаза были подобны глазам мертвой овцы, а сам он весь съёжился.  А я за эти несколько часов ни разу не посмотрел в его сторону…  Когда все трое устремили глаза на председателя колхоза, я тихо спросил:
- Весь этот переполох из-за него? Ведь, я возбудил в отношении него уголовное дело. Он разорил и разграбил имущество колхоза!
Конечно, сотрудники органов чувствовали, что результат обыска вовсе не такой, каким должен был быть на самом деле. Но всё зависело от доказательств.
Они извинились и ушли. Спустя несколько дней, председатель колхоза был арестован за разорение колхозного имущества и «клевету» на меня.

Из беседы второго:

- А у меня был очень простой и оригинальный способ. Работал начальником материальной базы. В день я получал много взяток. Невозможно было часто заходить и выходить. Я подумал и нашел метод, который никогда не оставлял меня в затруднительном положении. На глазах у всех, у входа в кабинет, я поставил большое урно для мусора. Кто бы что ни приносил, я указывал на это урно: то есть, пусть он бросит в него то, что у него есть. А когда уходил домой, забирал всё что было там. Это был очень эффективный метод…

Из беседы третьего:

- Были очень напряженные времена. Я работал на такой должности, где взятки были «крупными». Я должен был вылететь в столицу. Самолёт должен был вылететь через пять-шесть часов. Рано утром мне должны были принести деньги. Горничная пришла пораньше и убрала мой кабинет. Поскольку была зима, она ещё и потопила железную печку. Дубовые дрова горели с треском.
У меня была одна привычка.
Я и сейчас получаю удовольствие, сидеть перед печкой и щипцами ворошить горячий огонь. Дверь открылась, вошёл человек, которого я ждал. Он достал из кармана бумажный пакет и протянул его мне.
Прямо у печки я взял пакет и открыл его. Были две пачки. Для того времени это была очень большая цифра. Я дал ему понять, чтобы он ушёл.
Но я увидел в его глазах беспокойство. Как только он вышел за дверь, не знаю, что взбрело мне в голову, я открыл дверцу печки и сунул внутрь два пакета, и обернутую ими бумагу. И только щипцами вновь начал ворошить огонь, как вошли два человека. Я закрыл дверцу печки и удивлённо посмотрел на них. А сам понял, что это подстава, и если печка привлечёт внимание, то мне конец.
Они усадили меня на один из стульев и обыскали весь кабинет. Но ничего не смогли найти. Ведь, кто бы мог подумать, что в очаге горит именно то, что они ищут.
Поиски не дали результатов, и поэтому они ушли. А я сел в служебную машину и направился в сторону аэропорта. Времени оставалось еще много. До прибытия на место, я подумал: «Ах, ты, бедолага, что ты делаешь? Ведь, позже им может прийти в голову, что они даже не посмотрели в печку. Если они вернутся и проверят, даже по пеплу могут распознать». И тогда, я сказал водителю, что забыл билеты в кабинете. Быстро, разворачивай назад.
Впопыхах вошёл в кабинет. К счастью, дверь кабинета ещё никто не открывал. Наспех открыв дверцу печки, что же я увидел: одна пачка полностью сгорела, а с другой ничего не случилось. Чистую пачку положил в карман. А пепел, завернув в газету, взял с собой, чтобы выбросить по дороге.
Несгоревшая пачка полностью окупила все мои расходы в столице…
Фархад Аскеров (Рамизоглы)