Z значит Захария

Александр Науменко 3
Z значит Захария.

Не могу пройти мимо этой книги, которая была написана ещё в 70-х годах. Роберт К. О'Брайен, детский писатель, написал повесть в жанре постапокалипсиса.

Вот издательская аннотация.

Шестнадцатилетняя Энн Бёрден живёт совершенно одна. Ядерная война унесла всех её близких. Мира, такого, каким она его знала, больше не существует. Целый год она живёт в замкнутой долине и считает себя единственным человеком на Земле. Но однажды она видит поднимающийся в отдалении столб дыма. Кто-то выжил и идёт к ней в долину. Кто этот человек? Чего он хочет? Можно ли ему доверять? Вскоре Энн убеждается, что есть вещи пострашнее, чем остаться последним человеком на планете...

* * *

Скажу честно, книга меня чем-то зацепила. И да, давно не читал ничего в таком стиле. Сейчас не станем обсуждать различные ляпы и несуразности, так как речь не об этом.

Книга написана от первого лица, в виде дневника, который ведёт шестнадцатилетняя девочка. Стиль написания довольно приятный, напомнивший классиков в этом жанре.

Книга в первую очередь учит тому, что в любой ситуации надо оставаться человеком, даже если мир рухнул, а на всей земле остались лишь мёртвые города.

Энн следит за появившимся в долине человеком, мужчиной, на котором надет защитный костюм. Лумис, так зовут этого пришельца в долину, который тащит за собой тележку с кое-какими припасами и счётчиками Гейгера. Вначале девушка не решается к нему приблизиться, просто наблюдая с безопасного расстояния. Но потом происходят некие обстоятельства, когда мужчина и девочка сближаются. Энн, по-видимому, испытывает некие чувства к Лумису, в отличие от него самого. Всё это видно по различным деталям, которые описывает автор. Здесь очень похоже на синдром заложника, когда сам заложник пытается оправдать негодяя. В конце концов, Энн больше не может находиться рядом с Лумисом, и происходят дальнейшие события, которые описывать не стану, чтобы не портить впечатления тем, кто ещё не прочитал эту книгу. Скажу лишь, здесь есть не только фантастика, но и триллер, а также драма. Последнего гораздо больше, чем остального. Взаимоотношения двух оставшихся людей на земле. Энн хочет одного, а вот Лумис, совсем другого.

Сам антураж постапокалипсиса играет не главную роль в этой повести, но и не последнюю. Конечно, без всего этого, книга бы не получилась. А если бы и получилась, то совсем иной. Кто-то может задаться вопросом, как Энн могла самостоятельно водить трактор, разбирать двигатель. Я могу сказать одно, если жизнь прижмёт, то можно сделать ещё и не такое. Впрочем, автор решил описать её именно такой, и почему бы и нет?

Мне страшно.

Сюда кто-то идёт.

То есть, я так думаю, что кто-то идёт, хотя не уверена и молюсь, чтобы это оказалось ошибкой. Я ходила в церковь и молилась всё утро. Покропила водой пред алтарём и положила на него цветы — фиалки и ветки кизила.

Но я вижу дым. Уже целых три дня — совсем не такой, как в прошлый раз. Тогда, год назад, он поднялся огромным облаком, далеко отсюда, и стоял в небе недели две. Наверно, где-то в мёртвом лесу полыхал пожар; а потом пошёл дождь и дым улёгся. Но сейчас он совсем другой — просто тонкий столбик, не очень высокий.

Роберт К. О'Брайен умер, не дописав повесть, и её заканчивали по сохранившимся черновикам его жена и одна из дочерей.