Экзерсис любви

Евгений Сартинов
Евгений САРТИНОВ               
ЭКЗЕРСИС ЛЮБВИ   
                Введение

Люди пытаются писать книги по двум причинам: от большого ума, или от большой глупости. Умные пишут для себя, стараясь разобраться в себе и в окружающем нас мире. Глупые сразу стараются поучать этот самый мир, выдавая свои истины за единственные верные и незыблемые.
  Трудно сказать, зачем я пишу эту книгу. Вроде бы как поучение для своих детей, но я же прекрасно понимаю, что как и все остальные образцы подобного жанра оно не вызовет ни чего кроме скуки и раздражения. Но прожитые годы толкают в спину, седая голова подтверждает, что прожито уже не мало, характер портится, и начинаешь относиться ко всему бестолковому круговороту жизни с усмешкой и скепсисом, а значит, и думает, что знаешь, что-то такое, что дает право поучать других. Конечно, это не так, со временем и всё нынешнее действие будешь воспринимать как глупость и суету, ненужное мельтешение перед вечностью, но… зуд в пальцах уже нестерпим. Вперед, друзья мои мысли, мужайтесь дети, вам всё это придется читать. Наберитесь немного терпенья и выслушайте эти нравоучения, хотя бы затем, чтобы мгновенно забыть их, ибо природа человека такова, что, видя надпись "Окрашено", он непременно ткнет пальцем, чтобы удостовериться. Собственный опыт он самый верный, тем более что жизнь в начале пути кажется бесконечной, прекрасной поэмой, в конце её, глупым, коротким куплетом, а по завершению – просто эпиграфом к одной эпитафии по поводу несостоявшейся эпиталамы с кратким текстом: "Он, кажется жил"!
    Ну что ж, приступим! Скальпель!.. То есть... перо.
   
Глава 1
ЖИЗНЬ
Вопрос: "Быть или не быть?" свел с ума не одно поколение принцев датских, поэтому минуем его и скажем так: "Раз ты уж есть, то живи. Противоположное ты всегда успеешь". Но самое важное во всей этой повседневной рутине с названием наша жизнь, не, сколько ты прожил, а как ты жил. Один великий сказал красиво: "Прожить жизнь надо как пройтись по лезвию ножа – легко, бережно, и стремительно". Другой великий, горлан и главарь сказал более грубо, но ближе по духу нашего народа: "Что такое жизнь? Это падать с копыт и подниматься заново".
Увы, это именно так. Любая жизнь, по моему разумению, состоит из мелких взлетов и крупных падений. Различие обыденного от великого – в амплитуде колебаний. Например, сосед, дядя Вася пришел после получки весь в грязи и пьяный, получил от жены заслуженное наказание в виде мордобоя, все по заслугам, все по делу.
 А вот Наполеон, проиграв Ватерлоо,  отправляется доживать свой век на Святую Елену. Вроде бы его даже никто пальцем не тронул, но страдать и мучиться он будет до конца своих дней, гораздо дольше дяди Васи, вся скорбь которого пройдет сразу после похмелья. Вот вам разница между пропитой  получкой и проигранной в сражениях Европой.
 Ну, а если еще внимательней присмотреться и все точно просчитать, то окажется, что крупных неприятностей все-таки больше, чем мелких радостей. Память услужливо старается забыть  все неприятное, но и радостного остается в ней не очень много.
 С годами проблемы и неприятности имеют жуткое свойство множиться, к тому же появляется ранее незнакомая про молодости проблема с грустным названием "Здоровье", и, совсем тошно становиться, хоть в петлю лезь. Вроде идешь ты осенью, под дождем, по грязной, разбитой дороге, в кармане ни гроша, а дома ни крошки хлеба. А тут еще рядом носиться роскошные машины, так и норовящие плеснуть в вашу морду порцию ледяной жижи. И воспринимали бы мы ее все именно так, если бы не создала природа, бог, или сатана, а, может, и все трое сразу, огромную и красивую, манящую ловушку с названием простым и безыскусным: "Любовь"!
   
    Глава 2
ЛЮБОВЬ
  Трудно объяснить эфиопу технологию построения эскимосского иглу. Так же трудно объяснить что такое любовь тому, кто ни разу этого чувства не испытал.  Если отбросить все романтичные охи и ахи, то грубое, научное определение объясняет все примерно так: "Любовь, это экстремально-стрессовое состояние организма, предназначенное для продолжения рода данного вида животных". Конечно, обидно объединять в этом поредении Ромео и Джульетту со сварой псов, бегающих по весне, за невзрачной собачонкой, но что поделать, это именно так. Все отличие в том, что у нас это приурочено не только к весне, и, кроме того, мы умеем выражать свои чувство не только собачьим воем.
  Самое ужасное в стихийном состоянии природы получившим название "любовь", что от тебя, в сущности,  ничего не зависит. Живешь спокойно, ровно дышишь, крепко спишь, прекрасно питаешься. И вдруг!... Что-то, где-то щелкнуло, где-то что-то включилось, и сон как рукой сняло, и жрать ничего не можешь, и в мыслях уже только одна эта, с двумя  косичками с соседней парты, с которой дрался по сорок раз на дню, оказавшаяся самой милой и желанной.
 Симптомы болезни у всех примерно одинаковые, хотя есть различия в темпераменте. Но, удивительно то, что любовь приносит те же самые мучения, да еще в большей степени, чем прежде. Ну, можно, можно там сорвать поцелуй, можно что-нибудь еще, но все это мгновения, минуты, секунды радости.  А все остальное время это томление души и тела, эта мука вечная и тоска смертная. Но, всё равно, почему-то хочется жить, и весь мир играет какими-то другими красками, и вдыхается непомерно глубоко, и выдыхается с особенным наслаждением, и кто хоть раз испытал это чувство, будет потом смеяться над собой и другими, но все равно, в душе своей будет тосковать по любви, и жаждать её, заглядывая в глаза всех прохожих – не он ли это?! Не она ли это?! А найдя её, эту любовь, вновь напрочь забудет накопленный опыт и пойдет по той же стезе глупости и ошибок, и повторить их всех вновь все до единой, и, кроме них ещё наделает кучу новых, и вынырнет из этого омута с содроганием, ужасом и стыдом, но только лишь затем, чтобы глотнуть воздуха, и снова нырнуть в этот пьяняще-завораживающее действие под названием красивым, безыскусным и вечным: "Любовь"!
   
ЕВГЕНИЙ САРТИНОВ
ЭКЗЕРСИС ЛЮБВИ   
Глава 3
    Женщины.
  Сын мой! В этом мире нет ничего более прекрасного, чем женщина. Цветы завянут, восход солнца будет закрыт тучами, и только женщины в любое время года и суток будут красивы, милы и прекрасны. У них по сравнению с нами удивительно гладкая кожа, красивые волосы, чувственный рот, запах духов может свести с ума, а глаза простреливают прямо в сердце. Силу притяжения женщин не вычислит ни один Ньютон, и магнит и гравитация сущая ерунда по сравнению с ними. С этой непознанной силой, перед этим взглядом через плечо, и легким покачиванием юбки над самыми красивыми ножками на данном участке улицы. А навстречу уже идет другая, совсем не похожая на предыдущую, но кажущаяся еще более  красивой. А по весне они уже просто идут косяком, как лососи на нерест, и с прогулки с авоськой по магазинам возвращаешься самым несчастным в мире человеком, ибо основной недостаток красивых женщин -  их количество. Самые любвеобильные Донжуаны и Казановы умерли несчастнейшими людьми, ибо они состарились, а эти, в юбках и локонах, подрастали и приходили на смену своим увядающим сестрам, приводя в отчаянье заслуженных ловеласов. "Нельзя объять необъятное", - сказал Козьма Прутков, и он, конечно, прав, хотя человеку свойственно стремиться к невозможному. 
Но, вернемся, однако, к достоинствам и недостатком женского пола. Женщины существуют двух видов: красивые, и очень красивые. Основным оружием для всех них служит так называемая женственность. Хотя порой, они и сами не подозревают об этом, а в последнее время и начали эту самую женственность маскировать мужскими пиджаками, босоножками на танковых платформах, всем тем, что на Западе зовется "унисексом". Когда я вижу женщину, одетую в это создание покойного Версаче, я начинаю понимать, за что его пристрелили. Но даже сквозь все эти чудовищные балахоны пробивается росток женственности, эта плавность жестов, этот наклон головы, при залпе чудных глазок по амбразуре вашего сердца, эта виолончель голоса и колокольчики смеха. И ты уже дуреешь, сам не понимая отчего, и хочешь ещё и ещё видеть, слышать, прикасаться к этому чуду природы, никогда с ним не расставаться. Мужчине актеру легче сыграть женщину, но гораздо трудней женщине сыграть мужчину, ибо женское начало всегда сильней.
Вернемся, однако, к недостатком этого прекрасного пола. Увы, сын мой, и такие совершенные существа, как женщины, не без изъяна. Во-первых, редко найдешь чисто физический эталон красоты. Если хороша фигурка, то на лицо уже наверняка без слез не взглянешь. Если красивое лицо, то фигура, как правило, не ахти. Если красива по обеим параметрам, то  значит дура, наверняка. Женщинам вообще не свойственно такое понятие, как ум. Это чисто мужское качество. Вот Эйнштейн, классический образец мужского ума. Придумал что-то такое, что никто не понимает, но все восхищаются. За это ему и Нобелевскую премию, и внимание телевиденья и газет, посмертные книги, и прочее. Для женщины "ум", это нечто другое. Душевная доброта, особая чуткость души, тактичность, и умение не только говорить самой, но, иногда, даже слушать и его.  Но если в женщине сошлось всё: ум, лицо, фигура, то наверняка она будет обладать самым страшным женским недостатком: абсолютным безразличием к тебе. И будь ты хоть трижды Аполлон, но она предпочтет тебе Квазимодо с соседней парты, и никакой наукой не объяснить, почему она сделала этот свой выбор.
Все остальные, мелкие недостатки женщин хорошо известны и изучены: любовь красиво и дорого одеваться, долго болтать по телефону, и без него, капризность и кокетливость. Кроме того, они имеют ужасный талант спускать огромные суммы на потрясающие безделушки, и самое главное - требуют к себе постоянного, всепоглощающего внимания с твоей стороны. Увы, все эти недостатки женщин служат продолжением их достоинств, так что, смирись, и принимай их такими, какие они есть.

ЕВГЕНИЙ САРТИНОВ
ЭКЗЕРСИС ЛЮБВИ
ГЛАВА 4
МУЖЧИНЫ
Дочь моя! Запомни, прежде всего, что бог создал мужчину первым, поэтому принимай его таким, какой он есть, со всеми присущими этому полу недостатками и недоделками. Лопоухое, грязное, воняющее потом и покрытое шерстью животное – вот, что такое мужчина. Мужчины по натуре своей эгоистичны, лживы, грубы, невежественны. Цель любого мужчины в этой жизни – доставить себе, любимому, побольше удовольствия, и сорвать побольше кайфа за минимально возможный срок. Кайфов для мужчины существует много видов: рыбалка, охота, выпивка с друзьями, ну и это, теплое, в юбке, а желательно, лучше уже без неё. Если для женщины самое главное в этой жизни заарканить понравившегося мужчину, и создать семью, то для мужчины цель жизни – получить удовольствие, и убежать потом как можно дальше, искать следующее удовольствие. Говорят, что это, якобы, все заложено природой: желание мужчин настругать как можно больше себе подобных, хотя сами мужчины об этом толком и не догадываются. Им, как говориться, нравиться начальный период технологического процесса производства детей. Но, если честно, я подозреваю, что эту теорию придумали сами мужчины, чтобы оправдать свои походы "налево".
В мужчинах я нахожу мало достоинства. Конечно, физически они сильнее женщин. Картошки самец упреет больше самки, но в драке с ней наверняка выйдет победителем. Так что, и это его достоинство оборачивается недостатком и полностью перекрывается чудовищной ленью. Мужчины, вроде, и зарабатывают больше женщин, но пропивают, проигрывают в карты, и спускают на запчасти и курево столько финансов, что вся разница между зарплатой мужчины и женщины полностью нивелируется.
Если же тебе всё-таки удалось заарканить, захомутать и окольцевать какого-нибудь мужчинку, то не думай, что он теперь до конца твой, и будут таким всю оставшуюся жизнь. Мужчины видят это все совсем по-другому. Весь торжественный ритуал хождения вокруг самочки с цветами и фруктами кончается вместе с первыми тактами вальса Мендельсона. И когда, уже привыкшая к постоянному вниманию со стороны самца женщина просыпается после первой брачной ночи, рядом лежит уже совсем другое существо. Дело сделано, можно теперь и на рыбалку сгонять! Несчастные женщины чувствуют разочарование, и  становятся несносны и назойливы. Мужчины же этого не переносят органически, и вскоре настоящим домом для них становятся гаражи, пивные, или берег реки. Увы, природа создала нас разными, и это доказывают не только ученые, вроде Фрейда, но и народный опыт, воплощенный в пословицы и поговорки. Что стоит хотя бы вот это: "Баба и кошка в дом, собака и мужик – из дома".
Хорошо, если у них к этому времени появляются дети. Они отвлекают на себя основное внимание женщин, хотя и не избавляют совсем семью от конфликтов.

ЕВГЕНИЙ САРТИНОВ
ЭКЗЕРСИС ЛЮБВИ
ГЛАВА 5
ДЕТИ.
Это самая странная из приманок этой жизни. Если посмотреть со стороны холодным взглядом, то, что такое в этой жизни дети – хлопоты, волнения, беспокойства. И всё равно, зачем-то дети людям нужны. Женщинам, конечно, больше. Всё это заложено в ней с рождения и эта возня с куклами и тряпками с ясельного возраста еще раз показывает, какие мы разные. Мужчины, вроде бы, могли обходиться и без детей, но с возрастом и у них начинает взыгрывать желание увидеть себе подобных, особенно сыновей. К рождению дочери мужчины сначала относятся с легким шоком, но потом привыкают, и привязываются так, как сыновьям и не снилось. Сын – это второе я мужчины и все ошибки и недостатки сына отец воспринимает с досадой и недоумением – как это так, я могу и умею, а он никак! Дочь – это совсем другое. Что-то аккуратное, чистенькое, ангелоподобное, она привязывает к себе даже больше, чем жена. И когда у дочери с возрастом появляется жених, это удар в первую очередь по отцу. «Как, этот долговязый, хлюпающий носом и в прыщах уведет его дочь?! Он будет делать с ней тоже самое, что я делал с её матерью? Да ни за что!» Отсюда все эти конфликты в пору жениховства.
Со стороны женщин безумная любовь к детям еще более удивительна. Если мужчины только косвенно причастны к появлению детей, то женщины вынашивают и рожают их в муках невероятных, и ведь это только начало. Потом кормление, пеленки, ночные бдения у колыбели - и всё это ей одной. А с возрастом хлопоты все увеличиваются: детский сад, болезни, капризы, школа, приготовление уроков, хождение по классным собраниям.  А потом и совсем казенные хлопоты: приготовление приданного, ночные поиски детей по подворотням. Боже, за что это все нам!? Родители с таким нетерпением ждут, торопят время. Ну, когда же!... Когда же он сделает первый шаг, когда скажет первое слово, когда сам сможет натянуть штаны, когда пойдет в школу? И это все их радует! Удивительно! Они просто не понимают истинного положения вещей. Они должны рвать волосы на себе: почему они так быстро растут? Как, он уже встал? Значит - дотянется до ручки телевизора, стащит на себя скатерть с посудой, потрогает горячий утюг. Нет, господа! Все-таки, пока в кроватке и на пузе, хлопот с ними меньше. Что, уже начал говорить? Какой ужас! Он же обо всем начинает спрашивать, он же замучает теперь расспросами, начнет с того, что спросит, ткнув в тебя пальцем: "А это мой папа?" И сразу вопрос пор существу, ибо ты тоже в этом сомневаешься, а кончит самыми ужасными вопросами в мире: "Откуда берутся дети, и почему вы так мало зарабатываете?" А эти двое, с коляской, радуются, наивные. Вы припомните еще это барахтающееся чудо в пеленках шестнадцать лет спустя, пол-второго ночи, маясь у окна, и поглядывая на телефон: куда звонить, в милицию, больницу, или сразу в морг? Мудрость народа беспредельна, а она говорит: "Маленькие дети - маленькие хлопоты, большие дети - большие заботы". И к этому добавить нечего.
И еще одно наблюдение: ни один Песталоцци или Макаренко не подскажет как тебе воспитывать этих конкретных, твоих собственных детей. Всю жизнь вы будите метаться между ремнем и пряником, и, сорвав на ребенке злость, тут же начнете испытывать такое угрызение совести, что, приплясывая перед ним и суя в рот пряники и карамель, вы сразу же этим перечеркнете всю пользу от предыдущей порки. Легко воспитывать чужих детей, о них душа не болит. И запомните, никогда, ни с кем не спорьте, что ваш ребенок красивей, чем их. Родительская любовь не слепа, она близорука. И в этом мире существует только один красивый ребенок - ваш собственный, самый близкий и родной.

ГЛАВА 6.
ОБХАЖИВАНИЕ.
Но, если уж свершилось, стряслось, громыхнуло, и у тебя глаза с плошку, ты ничего не видишь, кроме нее(него), если ты заметно похудел, интеллект угас, а из-под шевелюры явно растут ослиные уши... Короче, все симптомы влюбленности налицо, встает основной вопрос существования - как!? Как завоевать эту единственную(единственного)?
По этому поводу можно сказать одно. Как и во всех случаях взятия неприступной крепости  существую два метода: решительный штурм, и затяжная осада. Штурм, это, конечно, лучше. Сразу лезешь напролом, получаешь по морде, утираешься, и, либо начинаешь уже планомерную осаду, или просто остываешь, и ищешь другой источник вдохновения. В этом случае ты выгадываешь кучу времени, ибо осада может длиться годами, а результат у ней будет тот же - помятая рожа и полная тоска в организме. Но, обычно случается второй вариант, ибо признаться честно не хватает духа, а побочные методы, разные там дерганья за косички, стуканье портфелем по голове, или вырезание любимого имени на парте могут быть неправильно поняты. Что значит имя "Таня" вырезанное на парте аршинными буквами, если только в этом классе Танек целая дюжина?
Дерганье за косички может привести к еще более фатально исходу. Ибо по теории академика Павлова физическая боль в комплексе вашей физиомордией вызывает стойкий рефлекс ненависти. Уж это я могу сказать вполне ответственно, без Зигмунда Фрейда, испытанного на своем горьком опыте.
Самое глупое, что может сделать влюбленный, это изображать безразличие к объекту страсти. Все это почему-то срабатывает с точностью до наоборот. И в тебя начинают тыкать пальцем, подмигивать, и шушукаться за спиной не только друзья и подружки по классу, но и соседки по подъезду пенсионного возраста.
Другая ошибка влюбленных, наоборот, в излишней навязчивости. Можно бродить всюду за ней как тень, можно коршуном падать за ее упавшей авторучкой, можно всё, нельзя только одно - надоедать. Излишняя кислота вызывает оскомину, излишняя слащавость - приторность. И вообще, нельзя излишне баловать свой объект страсти. Нет, баловать конечно, нужно, и должно, но всё-таки - нельзя. Не поняли? Я и сам не понял, несмотря на все прожитые годы и опыт. Но, собственно, вы сами всё поймете со временем лет. Это понятие недоказуемое, но истинное, на уровне не осмысливания, а подсознания.
Запомните, дети,  основное орудие осаждающих - комплимент. Грешен, никогда не умел их говорить. Большое это искусство, говорят, по толщине учебники не уступают фолиантом по ядерной физике, но, гораздо сложнее. Это большая тайна. Тут важно все: время года, место, тон, произношение, выражение лица твоё и её, возраст комплиментуемого, его комплекция и физические особенности. Можно надолго поссориться с женщиной, не разобравшись с интонацией её голоса. Нельзя говорить  полной женщине: "Как вы поправились", а худощавой: "Как вы похудели". Не похудели, а постройнели! Не поправились, а похорошели!  Когда вы освоите эти методы, то вам покажется, что вы готовы ко всему, не отчаивайтесь, когда пустив теорию в практику, вы в очередной раз получите под нос фигу.      

      

Экзерси;с (фр. exercice — упражнение, от лат. exercitium) — устаревшее наименование занятий вообще с целью должного овладения теми или иными навыками,