Библиотекарю - время собирать

Ал Ор
Океан, прибой. Большая волна накатывает на берег, разбивается на мелкие и откатывается, рассыпаясь, назад.

Великое государство – например, СССР – разбивается на мелкие и каждое мелкая часть рассыпается таким же образом. Дети уже не могут, как ранее, жить со своими  родителями вследствие объективных причин. Время собирать камни и время разбрасывать камни.

Размельчившись до неопознаваемости, мелочь вновь становится единой массой воды, устремлённой вновь к берегу – «одной большой волной», у которой ещё есть «память о разбиении и последствиях». Чтобы зафиксировать эту память, вода (ин-формация) структурируется на человеческом плане в буквы.

И излагается в религиозных источниках, из которых черпают сценарии все романисты. «Разрушение Храма» в Библии, «разбиение сосудов» в Каббале. Такой же сценарий, основанный на «собирании артефактов» (7 чакр-вихрей или "сфирот" или «магических книг силы») лёг в основу фильма «Библиотекарь» (по мотивам одноименного романа Михаила Елизарова, 2023). Герой Вязинцев (вязь, «связывающий») должен собрать все семь книг, написанных писателем Громовым (отсылка к Зевсу-громовержцу, сфира Хохма-мудрость) для потомков с целью дать им всевластие.

    "Созда Мудрость себе дом и утверди столпов семь." (9-я глава Книги Притчей Соломона)
Семь законов Ноаха заключают в себе на самом деле "кодекс порядочного здравомыслящего человека" с поправкой на внутренне осознанную "богоданность" этих законов - в отличие от того что было построено в виде социализма. Соблюдающий эти нехитрые правила - достигает понимания Книги Смысла в той же мере, как исполняющий 613 заповедей Торы.

Начинается «путешествие героя» и продолжается оно восемь (!) серий. Восьмёрка – знак бесконечности данного сюжета. Не случайно именно восьмая, неизданная рукопись Книги Смысла и является абстрактным зерном повествования. Всё повторится: после Великой Отечественной (после разрушения старого мира), когда книги были Громовым написаны, через полвека потомки посчитали их наивным соцреализмом, написанным бесхитростным языком того времени -  и засунули в недра сельских библиотек. Однако при очередном крахе вновь потребовались качества и свойства терпения, стойкости и мужества, заложенные в книгах. И – вновь находится герой, и конечно он является сыном и одновременно внуком себя самого, и он достигает Цели – Цельности. Речь о цельности ума, нацеленного изначально лишь на решение проблемы своего самонебытия – которая успешно снимается при осознании внешнего мира как проекции.  Это и есть Плод Познания. И это - и Иисус, и Будда, и читатель этого текста в источнике и потенции. Но недостаточно просто изгрызть яблоко до огрызка - и его выкинуть, подобно "строителям Храма, откинувшим краеугольный камень". Необходимо раскусить само зерно - "самость", чтоб обрести Смысл.


   Фильм с аналогичным названием вышел за рубежом (США-Германия)  в 2004. В поисках «копья судьбы» герой - Флинн Карсен - имеет 22 высших образования (сразу отсыл к Каббале и еврейскому алфавиту) и не может ничего, кроме как учиться, поэтому становится библиотекарем. Он втягивается в совершение подвигов на фоне мексиканских пирамид (! О, пирамиды и рабы...) и в конце концов становится счастливым обладателем того самого «Копья Судьбы», которым по преданию Лонгин пробил сердце Христа. Это надо понимать так: линейный ум с двумя концами – копьё судьбы – это та самая игла Кащея, двойственность, висящая в ларце (Граале) на чёрном дубе Познания, висящем в сияющей пустоте. Ломая двойственность, сознание теряет иллюзию «самобытия».

Фильмы такого типа - для всех и о каждом постигающем. Крови многовато – так то ж жизнь, она такая. Елизаров, в литературном плане, с нашей точки зрения, есть помесь Пелевина и Сорокина – и по стилю и по смыслу. Парень талантливый, конечно. Однако проблема автора в том, что он, "собрав свои книги", осознал: всё уже написано до него, остаётся лишь компилировать. Как говорится, "всё украдено до нас".

А фильм – очень своевременный, отражающий закономерности происходящих событий. В нём можно заметить и сюжет современной украинской драмы и её финал – и израильской...