Пирамида обмана часть 2

Денис Киселев
1. ИНТ. ТРАКТИР - ВЕЧЕР.
(ПЛЕВАКО, СОБИНОВ, САЗОНОВ, ПОЛОВОЙ, МАССОВКА)

ФМ.ОП.

Сильно выпивший и совершенно растерянный и неузнаваемо жалкий, Плевако за столом общего зала трактира изливает душу Собинову, который внимательно выслушивает эту путанную, нелогичную, но очень эмоциональную речь своего наставника. Кругом шум посетителей и звон посуды.

КП

ПЛЕВАКО
... ты сегодня присутствовал при крушении карьеры (да и самоей жизни) великого адвоката Плевако...

Шум
...это ужасно, но у меня даже нет мыслей на то, чтобы возразить против выдвинутых против меня Варшавским обвинений. Меня наверняка лишат адвокатского статуса!!!...Я боюсь этого более всего...

Шум
... а более я ничего не могу!..

Шум
... А ты знаешь, друг мой ситный, что я незаконнорожденный!..
...и несу эту печать всю мою грешную жизнь...

Шум
...моя собственная жена так ославила меня!!!

Шум. Плевако прижимает палец к губам, а Собинов с максимальным сочувствием и жалостью смотрит ему в глаза.

ПЛЕВАКО
(продолжая)
Тщщщщщщ... Я её не люблю... Она тупая... И развестись не могу

ПЛЕВАКО
(пьяно смеясь)
... А потому, что и правда не венчан...

В трактир шумно входит шикарно одетый и очень позитивно-весёлый Сазонов. Смотрит сверху вниз на сидящих за столом Плевако и Собинова. Берёт и выливает недопитую водку прямо на пол. Увидев это, подбегает рассерженный половой, но Сазонов небрежно суёт ему деньги и тот довольный уходит, пересчитывая купюры.

САЗОНОВ
(осуждающе и одновременно ободряюще к Плевако и Собинову)
Ээх! Что разнюнились!.. А нарезались-то как!.. А-ну, быстро приводите себя в порядок!.. Федя пошли, я прям тебя в ледяную водицу головой окуну!

Плевако послушно встаёт. Собинов ему помогает.

САЗОНОВ
Поехали к Ермоловой! Я только от неё. Не всё еще пропало. Я привёз новости!..

СКЛЕЙКА

2. ИНТ. ЗАЛ ТЕАТРА - НОЧЬ.
(ПЛЕВАКО, ЕРМОЛОВА, САЗОНОВ, СОБИНОВ, АКТЁРЫ ТЕАТРА)

В пустом и полутёмном зале театра, на первом ряду сидят Ермолова, Сазонов, Собинов и Плевако. На сцене разыгрывается постановка, на которую Плевако смотрит пока ничего не понимая. Сазонов наклоняется к нему и шепчет на ухо:

САЗОНОВ
Ты бы знал, Федя, каких усилий мне стоило уговорить Марию Николаевну, чтобы она попробовала сделать со своими ребятами постановку по материалам, которые я привёз.

Плевако понимающе кивает.

САЗОНОВ
Хорошо, что сами молодые актёры попросили её это сделать, потому что им интересно... Да и деньжат...

ПЛЕВАКО
(тоже шёпотом)
Понял. Спасибо, дружище! Поясни только, а кто все эти люди, которых они играют? Я же не читал пока твои материалы.

Сазонов, шлёпнув себя ладонью по лбу, поочерёдно указывает на участников сцены.

САЗОНОВ
Это Варшавский, это Кроненберг, те Колянский, и Поляков, а это Ландау...

ПЛЕВАКО
Аааа... Теперь понятно...

Ермолова встаёт и кричит в сторону сцены.

ЕРМОЛОВА
Господа актёры, не забывайте, что вы не рассказываете историю! Вы её участники и в ней живёте!..

Ермолова садится. На сцене продолжается постановка. Плевако снова наклоняется к Сазонову.

3. ИНТ. СЦЕНА ТЕАТРА В ДЕКОРАЦИЯХ КАБИНЕТА КРОНЕНБЕРГА - ДЕНЬ.
(АКТЁРЫ В РОЛЯХ КРОНЕНБЕРГА, ВАРШАВСКОГО, КОЛЯНСКОГО, ЛАНДАУ)

На сцене артисты в образах.

ВАРШАВСКИЙ
(максимально учтиво))
Господин Кроненберг, позвольте Вам представить, как я и обещал, «железнодорожного короля Российской империи, господина Самуила Полякова.

КРОНЕНБЕРГ
Благодарю Вас и очень уповаю, что эта встреча послужит началом большой обоюдовыгодной дружбы.

Поляков протягивает руку для рукопожатия. Кроненберг почти подобострастно её трясёт.

ПОЛЯКОВ
Премного наслышан и рад знакомству.

Кроненберг и Поляков раскланиваются. Кроненберг, указывая на Ландау, обращается ко всем присутствующим.

КРОНЕНБЕРГ
А мне, в свою очередь, позвольте вам отрекомендовать талантнейшего финансового эксперта и моего друга из Варшавы Густава Ландау

Ландау отпускает учтивый поклон. Все приветствуют друг друга.

КРОНЕНБЕРГ
Ну, остальные все знакомы.
Прошу всех садиться, господа... Чай, кофий?..

Кроненберг манерно щёлкает пальцами и горничная-немка быстро ставит на стол чашки и прочее... Все присаживаются за стол.

КРОНЕНБЕРГ
Я человек дела и поэтому не буду ходить вокруг да около.

Поляков одобрительно кивает. Кроненберг встаёт из за стола.

КОНЕНБЕРГ
(оглядывая присутствующих)
Господа, мы пригласили вас сюда с господином Варшавским, чтобы предложить участие в одном, весьма доходном деле и в случае вашего одобрения учредить для этого новое общество на паях.
Все с интересом смотрят на Кроненберга.

ПОЛЯКОВ
Огласите подробности.

КРОНЕНБЕРГ
Извольте, но так как считаю нашу встречу максимально приватной, я буду говорить прямо и надеюсь, что в случае несогласия кого-то с моим предложением, наш разговор останется в глубочайшей тайне?

Все соглашаются.

КРОНЕНБЕРГ
Предоставляю слово господину Варшавскому, чей изощрённый разум и придумал это интереснейшее дело.

Кроненберг садится. Поднимается Варшавский.

ВАРШАВСКИЙ
Господа, далее, с вашего разрешения, я также буду говорить прямо всю идею, как она есть.

Все согласно кивают. Варшавский стоя делает глоток кофе из чашки и, откашлявшись, начинает.

ВАРШАВСКИЙ
(продолжая, чеканя ключевые слова)
Учреждаем сейчас компанию "Прусско-российская железнодорожная компания (или ПРЖК)" на паях со всеми присутствующими.


После чего объявляем о новом проекте этой компании по строительству некой железной дороги (с получением концессии на стройку, надеюсь поможет господин Поляков).

Тот молчаливо подтверждает слова кивком.


ВАРШАВСКИЙ
(продолжая)
Выпускаем под это новые акции «ПРЖК», первые из которых уже разделили мы, и размещаем их среди обычных мещан, а также состоятельных москвичей и компаний,


которые часто одновременно являются и крупными вкладчиками банка, в котором председательствует Колянский...


Колянский также берёт на себя убедить Правление выдачу ссуды под залог этих акций.

Колянский тоже соглашается и в подтверждение кивает.

ВАРШАВСКИЙ
Компания на эти деньги приобретает контрольный пакет акций самого банка и использует этот первоклассный актив, как залог для получения кредитов в других банках И так далее… Далее... Далее...Далее...

ЛАНДАУ
А как же с дивидендами для вкладчиков?

ВАРШАВСКИЙ
На самом деле с прежними вкладчиками "ПРЖК" планируется расплачиваться деньгами, полученными от новых… И так по цепочке... Господин Ландау же позаботиться о выводе наших прибылей за границу.

КОЛЯНСКИЙ
Простите, а ежели вся эта тема вскроется?



ВАРШАВСКИЙ
Тогда ответственность же за выдачу первого кредита ляжет на членов Совета директоров, которые утвердят фиктивные отчёты представленные Колянским.

Кроненберг снова встаёт, потирая руки.

КРОНЕНБЕРГ
Как видите, просто, как всё гениальное!

Поляков хлопает одним хлопком первым. После короткой паузы все аплодируют.

4. ИНТ. ЗАЛ ТЕАТРА - НОЧЬ.
(ПЛЕВАКО, САЗОНОВ)

Плевако, Сазонов смотрят постановку.

КП Плевако наклоняется к Сазонову и говорит на ухо.

ПЛЕВАКО
(восхищённо)
Откуда ты это взял!?

САЗОНОВ
(смеётся)
Я открыл в себе талант Пинкертона, Федя.

ПЛЕВАКО
Николя, я спрашиваю откуда такие подробности?

САЗОНОВ
(смеётся, пытаясь всё же не шуметь)
Оооо! Не бери в голову, Федя. Просто один из этих персонажей, уж больно здоров откушать анисовой оказался. Насилу из гостей выпроводил...

5. ИНТ. ЗАЛ МАРИИНСКОГО ТЕАТРА - ВЕЧЕР. FLASH-BACK.
(СОБИНОВ, ОСТРОВСКИЙ, МАССОВКА)

В Мариинском театре Санкт-Петербурга окончена постановка премьеры пьесы А. Н. Островско «Шутники». Актёры выходят на поклоны. Среди них Собинов. После поклонов актёры спускаются в ликующий зал.
ГОЛОС(ЗК)
Русская столица прожигает жизнь. Разбогатевшие на строительстве железных дорог купцы и подрядчики, спекулянты и учредители различных акционерных компаний, денежные воротилы и хищники всех мастей приобщались к театральному искусству. Зал полон подобной публикой.  "Бешеные деньги" вступают в свои права.

А.Н. Островский подходит сквозь толпу к Сазонову.

ОСТРОВСКИЙ
С премьерой!

САЗОНОВ
И тебя, друг мой. Это успех!

ОСТРОВСКИЙ
Но дорогой мой, я очень огорчён тем, что ты отказывался играть в моей новой пьесе, которую я тебе прислал, так как роль Белугина была написана «с ориентацией» точно на тебя.

СОБИНОВ
Любезный мой Александр Николаевич, я с удовольствием приму твоё предложение, если прибудешь завтра ко мне на обед, прихватив с собой кого-нибудь из уважаемых лиц, находящихся сейчас в партере.

Собинов обводит окружающих рукой. Островский с удивлением смотрит на Собинова.

СОБИНОВ
А после обеда уже и прочитаете Вашу ”Женитьбу Белугина”.
Думаю, что тогда и сговоримся.

ОСТРОВСКИЙ
(растеряно смотря по сторонам)
Премного благодарен, дружище! Только кем бы ты хотел разделить трапезу? Их тут добрая сотня.

СОБИНОВ
Желательно бы с кем-нибудь важным из Первопрестольной. Мой друг попал там в весьма затруднительную ситуацию

ОСТРОВСКИЙ
(обрадовано)
О! Прекрасно! Я как раз я сейчас встречаюсь с моим добрым знакомым господином Ландау, что ныне является директором по зарубежным банковским операциям "Московского ссудно-кредитного банка". Очень влиятельный в Москве человек.

САЗОНОВ
О, благодарю! Лучшего и желать не стоит. Жду вас завтра к трём...Да, кстати, я Кони ещё пригласил...

Конец FLASH-BACK

6. ИНТ.ЗАЛ ТЕАТРА - НОЧЬ.
(ПЛЕВАКО, САЗОНОВ, СОБИНОВ, ЕРМОЛОВА, АКТЁРЫ ТЕАТРА)

Продолжается постановка по материалам Сазонова. Плевако внимательно смотрит. Вдруг он вскакивает с места.

ПЛЕВАКО
Стоп, стоп, стоп! Господа актёры и любезная Мария Николаевна, вам огромная благодарность и достаточно!
Теперь я наконец понял и позицию защиты.

Постановка завершается. Ермолова говорит в сторону сцены.

ЕРМОЛОВА
(спокойно, но слышимо для Плевако)
Спасибо ребятки! Правда очень убедительно сыграли. Денюжки за халтуру, как всегда, получите завтра у директора. Я ему скажу кому сколько.

Все расходятся. Плевако поклоном "в пояс" благодарит Ермолову и в сопровождении Сазонова и Собинова быстро следует к выходу из зала.

ПЛЕВАКО
(на ходу)
...И этой защитой будет нападение.

САЗОНОВ
Поясни.

ПЛЕВАКО
Главное, понял он, что надо в банкротстве банка обвинить его главного акционера Кроненберга и зависящих от него банкиров (ну и плюс Варшавский, конечно).

Уверенность предаёт Плевако стремительности. Он снова "боец". Собинов восторженно смотрит на него. Не переставая говорить, на ходу Плевако накидывает плащ и шляпу.

ПЛЕВАКО
Коля, дай мне сейчас все материалы, что ты "накопал". Надо доказать их вину и взыскать с них деньги в пользу вкладчиков, что спасёт банк от банкротства.

И вообще, приглашаю тебя скоротать ночь у меня, когда ты мне подробненько всё и расскажешь.

САЗОНОВ
(еле поспевая за другом)
Конечно. У меня документов "вагон"...

СКЛЕЙКА

7. ИНТ. КАБИНЕТ ПЛЕВАКО - НОЧЬ.
(ПЛЕВАКО, САЗОНОВ)

Сазонов и Плевако сидят при горящих свечах прямо на полу, разбираясь в сваленной там огромной пачке бумаг.

ПЛЕВАКО
(с интересом разглядывая бумаги)
Даа, Коля! Ты превзошёл сам себя! Откуда всё это? Ты же артист!

САЗОНОВ
Тут, Федя, несколько аспектов, которые сыграли роль.

САЗОНОВ
Первое, конечно, что Ландау, которого позвал Островский, безобразно напился и разболтал всякого.

Сазонов вытаскивает одну из бумаг и подаёт Плевако.

САЗОНОВ
О! Посмотри. Интересно должно быть...

Плевако берёт листок.

САЗОНОВ
(продолжая)
Второе - это конечно же, как я позже узнал, многолетняя напряженная борьба между двумя ведомствами — Министерством финансов и Министерством внутренних дел.
Первое стремилось пойти навстречу учредителям, второе отстаивало действующий порядок.

Плевако откладывает бумагу.

ПЛЕВАКО
Сейчас я что то явно не понял.
САЗОНОВ
А у меня на этом обеде был Кони, который на стороне МВД и у него там обширные связи.

ПЛЕВАКО
И что?

Сазонов шлёпает себя по колену, выражая разочарование в непонятливости друга.

САЗОНОВ
Господи! Да он то и приволок мне всю эту кипу бумаг про "ПРЖК" на следующий день, после того, как его возмутили все откровения Ленивова.

ПЛЕВАКО
Аааа, теперь понял...

Робкий стук в дверь.

ОЛЬГА(ВПЗ)
Господа, не желаете ли кофию, а то ведь полночь, однако.

Сазонов хотел чего-то ответить, но Плевако жестом останавливает его.

ПЛЕВАКО
(в сторону двери)
Нет. Спасибо. И вообще, иди почевать лучше. Я тебя ещё не простил.

СКЛЕЙКА

8. ИНТ.ЗАЛ СУДА ПО ДЕЛУ БАНКА - ДЕНЬ.
(ПЛЕВАКО, СУДЬЯ, ОБНИНСКИЙ, ВАРШАВСКИЙ, КРОНЕНБЕРГ, ЛЕНИВОВ, СОБИНОВ, ЧЛЕНЫ ПРАВЛЕНИЯ, ЧЛЕНЫ СОВЕТА, АДВОКАТЫ, ПРИСЯЖНЫЕ, МАССОВКА)

Плевако входит в зал под негодующий гул публики и неодобрительные взгляды присяжных. Жестом он призывает к тишине, чему также содействует и судья, постучав молоточком. Зал стихает.

ТИТР:

Следующий день.

СУДЬЯ
Прошу тишины! Заседание продолжается. Прошу, Фёдор Никифорович.

Плевако выходит в центр зала. Варшавский, Кроненберг и другие члены Правления смотрят на него со снисходительной усмешкой победителей.

ПЛЕВАКО
Да, господа присяжные заседатели... Несомненно господин Варшавский вылил на меня давеча целый ушат грязи, но...
Но я, как православный, лишён чувства мести и тем более не буду оправдываться.

Все присутствующие с интересом смотрят на Плевако.

ПЛЕВАКО
(продолжая)
Я все же сосредоточусь на главном, а именно защите несправедливо обвинённых членов Совета и ни в чём не повинных вкладчиков.

Варшавский, Кроненберг и члены Правления с адвокатами активно и удивлённо перешёптываются.

ПЛЕВАКО
Но для начала, если позволят присяжные, я хотел бы разбавить напряжение анекдотом.

Присяжные переглядываются и в итоге Старшина разрешительно кивает в сторону Плевако. Тот отпускает благодарственный поклон в ответ и приосанившись начинает.

ПЛЕВАКО
Три купца ужинали в трактире. Когда пришло время оплатить счет, каждый потянулся за ним. "Деловые расходы", - сказал один. "Я заплачу", - откликнулся другой. - "У меня государственный заказ и мне возместят". "Дайте-ка сюда", - говорит третий.

ПЛЕВАКО
- "На той неделе я объявляю о банкротстве".

Весь зал взрывается смехом. Судья, прикрывая ладонью улыбку, стучит молоточком, требуя тишины.

ПЛЕВАКО
Так, вот... Господа присяжные заседатели, смею утверждать, что банкротство банка, лишь явно видимая вершина всей пирамиды обмана...

Присяжные с удивлением переглядываются, а публика в меру шумит. Плевако обращается к судье.

ПЛЕВАКО
Ваша честь, в этом же суде рассматривается дело о банкротстве некой "ПРЖК".

Так вот, учитывая, что там в качестве обвиняемых фигурируют почти одни и те же люди, я, изучив вопрос

заявляю, что банкротство банка – это лишь последнее звено в цепочке крупной мошеннической схемы.

Судья вопросительно смотрит на Плевако.

ПЛЕВАКО
(продолжая)
По сему, я ходатайствую об объединении дела о банкротстве банка с делом о банкротстве «ПРЖК» в одно производство, учитывая невозможность принять решение в отрыве одного от другого.

Со своего места вскакивает Варшавский, но судья останавливает его строгим жестом.

ПЛЕВАКО
(продолжая)
Я прочёл однажды, что банкротство это когда вы перекладываете деньги в карман брюк, а пиджак отдаёте кредиторам...


Так вот, в этом процессе я хочу объединить весь костюм, а деньги вернуть тем, кому они принадлежат по праву.

Со своего места снова вскакивает Варшавский.

ВАРШАВСКИЙ
Протест, Ваша честь! Это не связанные дела!

СУДЬЯ
(решительно)
Протест отклонён. Суд удаляется для рассмотрения ходатайства. Объявляется перерыв сроком в один день...

9. НАТ. ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ КАДРЫ МОСКВЫ 19 ВЕКА - ДЕНЬ (2 МИН.)

10. ИНТ. ЗАЛ СУДА ПО ДЕЛУ БАНКА - ДЕНЬ.
(ПЛЕВАКО, СУДЬЯ, ОБНИНСКИЙ, ВАРШАВСКИЙ, КРОНЕНБЕРГ, ЛЕНИВОВ, СОБИНОВ, ЧЛЕНЫ ПРАВЛЕНИЯ, ЧЛЕНЫ СОВЕТА, АДВОКАТЫ, ПРИСЯЖНЫЕ, МАССОВКА)

ТИТР:

На следующий день

СУДЬЯ
В соответствии со статьёй 312 Судебного уложения 1864 года, на основании ходатайства присяжного поверенного Плевако Фёдора Никифорова, суд принимает решение об объединении дел 1178 и 1236 в единое производство.

Судья в подтверждение своих слов стучит молоточком.


СУДЬЯ
Прошу Вас, Фёдор Никифорович, можете продолжить вашу вчерашнюю речь.

Плевако выходит в центр зала.

ПЛЕВАКО
Благодарю, Ваша честь.

Кроненберг и Колянский с Ландау негодующе "шипят" на Варшавского. Варшавский разводит руками, говоря этим, что он ничего не мог сделать.

ПЛЕВАКО
Итак, господа присяжные заседатели, дело банка изначально было специально спровоцировано, чтобы отвести справедливый гнев приобретателей акций «ПРЖК», которые потеряли свои деньги при её афере.

ВАРШАВСКИЙ
Протест! Безосновательные обвинения!

СУДЬЯ
(в зал и к к Плевако)
Протест отклонён. Продолжайте.

ПЛЕВАКО
В банке «ПРЖК» была изначально сделана техническим заёмщиком, так как эти деньги сразу выведены за границу

и Кроненберг с Ландау были уверены, что если Кроненберга осудят и его вышлют, то он с ними там и останется. Тогда он и сможет поделиться с другими своими подельщиками).

Именно поэтому, как ни странно, я предлагаю изначально рассмотреть и согласиться со схемой возврата денежный средств вкладчикам «ПРЖК»,

а уже далее, как по цепочке все увидят, что деньги вкладчикам вернуться, а банк избежит банкротства вовсе…

Кто-то из публики одобрительно хлопает, а присяжные настораживаются. Варшавский, Кроненберг и члены Правления испуганно молчат.

ПЛЕВАКО
(продолжая)
Но камень преткновения – это миллионы рублей, которые ушли за рубеж. У банка, как выяснилось, нет никаких прав на эти деньги!


Так уверяют те представители финансовых организаций, на счетах которых эти миллионы сейчас находятся.


Да, это деньги жертв Кроненберга и других, которые однако наш суд до сих пор боится тронуть, так как в уложениях о наказаниях об этом ничего не сказано и не предусмотрено.

Вот так и выходит, что наш суд собственными руками создает канал для подобных преступных доходов. Так, разорвите этот порочный круг!!! Создайте практику по таким делам!

Это воистину в ваших силах, так как если что то не предусмотрено законом, то это отдаётся на усмотрение беспристрастного суда, а вы, господа присяжные заседатели таковыми и являетесь!!!

Плевако в полной тишине, закончив, спокойно садится за свой стол.

Через мгновение публика "взрывается" в криках несдержанного восторга, истеричных криков "Браво!", отчаянных аплодисментов, топоте ног, возгласов «Плевако великий! Ура! Молодец! Правильно!». Судья снова стучит молоточком. Зал стихает. Опять в цент зала выходит Плевако и сделав умиротворяющий жест продолжает.

ПЛЕВАКО
Господа присяжные заседатели, теперь, если вы всё же примите решение об аннулировании воровских проводок, то, как по моему мнению стоило бы поступить с этими деньгами:

Адвокаты членов Правления что то активно пишут, видимо готовясь возражать. Варшавский пребывает в ступоре.

ПЛЕВАКО
Лучше всего, господа присяжные заседатели пояснить мою мысль, приведя ряд примеров, а именно, если кто-то инвестировал в «Концерн» 1 тыс. и «заработал» на бумаге еще 2 тыс. – то по он потерял не 3 тыс., а только вложенную 1 тыс.


А если он успел зафиксировать часть прибыли, скажем 300, то потерял всего 700!


А если за эти годы кто-то вывел 1,5 тысяч, то он совсем не жертва Кроненберга, а наоборот, он должен вернуть 0,5 тысяч,
полученных сверх первоначально вложенной 1 тыс., и эти деньги должны быть распределены среди менее удачливых вкладчиков. Это же чистая математика!

Спокойно завершает Плевако. Звучат аплодисменты.

ПЛЕВАКО
Из всего вышесказанного следует, что если вы, господа присяжные заседатели исполните свой долг и признаете мошенников мошенниками, то все средства за счёт них вернутся к своим законным владельцам.

Зал снова разражается восторженными криками и аплодисментами. Встаёт СТАРШИНА(55) присяжных и обращается к судье

СТАРШИНА
Ваша честь, присяжные удаляются для принятия решения.

Судья согласно кивает и встаёт.

СУДЬЯ
Объявляется перерыв. Решение по делу будет оглашено завтра в полдень.

Все встают, грохая стульями и обсуждая всё произошедшее расходятся.

11. НАТ. АЛЛЕЯ ПАРКА ПЕРЕД СУДОМ - ДЕНЬ.

Плевако, от волнения не пошедший на оглашение приговора, дожидается Собинова и Сазонова на скамейке. Открывается тяжёлая дверь суда и из неё выходит весело балагурящая публика. Среди них смеющиеся Сазонов и Собинов.

САЗОНОВ
(к Плевако)
Федя, я же говорю, что ты гений!

ПЛЕВАКО
Овации потом. Подробности желаю слышать!

СОБИНОВ
Присяжные безоговорочно приняли Вашу сторону и выносит решение о взыскании средств с иностранных счетов Кроненберга, Полякова, Колянского, Варшавского.

Плевако, отпустив нервы выдыхает.

СОБИНОВ
А ещё суд признал Кроненберга, членов правления Ландау и Колянского виновными в расхищении банковских средств с назначением наказания в виде каторги.

ПЛЕВАКО
Справедливо!

СОБИНОВ
Более того, Ленивова и еще пять членов Совета банка суд оправдал вчистую.

ПЛЕВАКО
А, что ты говоришь с Кроненбергом?

СОБИНОВ
Иностранный подданный Кроненберг был приговорен к вечной высылке из России и к взысканию с его иностранных счетов…

ПЛЕВАКО
Я почти счастлив!

САЗОНОВ
Федя, ты будешь абсолютно счастлив когда узнаешь, что в отношении Варшавского судом вынесено частное определение о предложении Совету присяжных поверенных лишить его адвокатского статуса.

ПЛЕВАКО
Решение по делу у вас?

СОБИНОВ
Через час будет готово только.

Плевако достаёт из кармана и смотрит на часы.

ПЛЕВАКО
Ладно, я в суд по делу Дорни. Привезёте - заносите прямо в зал.

Плевако разворачивается и быстро уходит вдаль по аллее.

12. ИНТ. ЗАЛ СУДА ПО ДЕЛУ ДОРМИДОНТА - ДЕНЬ.

Зал почти пуст. Анисья и её любовник представляют себя сами, не пригласив адвокатов. Присяжные смотрят на Плевако, почти как на Бога. Плевако говорит речь.

ПЛЕВАКО
...После смерти нашего отца Василия Плевака 8 сентября 1853 г. открылось довольно значительное наследство, которое покойный завещал в пользу жены и своих сыновей, то есть Дормидонта и меня...

Снова слышен звук колоколов из открытого окна и снова Плевако картинно крестится, смутив присяжных.

ПЛЕВАКО
Доля его брата Дормидонта составляла довольно значительную по тем временам денежную сумму около 12 000 рублей...


Младшей дочери наших соседей Калининых - Анисье в 1854 году исполнилось 14 лет. И в 1856 году Дормидонт Никифоров, студент второго курса Московского университета, женился на Анисье Сергеевой, для чего ему пришлось покинуть университет, где он успешно учился...


…женился по страстной любви 18 л;тъ отъ роду. Бракъ былъ совершенъ, какъ кажется, по взаимной склонности, но родные жены его брата ошибочно смотр;ли на матеріальные его средства.


У обвиняемаго было тогда тысячъ 12 денегъ, но состояніе это казалось для родныхъ его жены въ сравнительно преувеличенныхъ разм;рахъ. Она считала его тысячъ въ 60. Тут и закралась склонность Анисьи к непомерным расходамЪ...

Тихо открывается дверь и почти на корточках входит Собинов.

СОБИНОВ
(к судье)
Простите. Я с документами.

Судья кивает, разрешая. Собинов передает решение по банку Плевако.

ПЛЕВАКО
Въ семь; брата начались несогласія. Это обстоятельство отчасти было причиною того, что обвиняемый началъ оставлять занятія медициной, не дававшія ему слишкомъ большихъ средствъ,


и, съ ц;лію обогащенія и улучшенія своего матеріальнаго благосостоянія, обратился къ торговл;. В которой приуспелъ, но Анисья быстро растратила эти деньги...


Ей постоянно не хватало денег. Дормидонт же из кожи вон лез, чтобы содержать семью, но она требовала ещё и ещё...

Тут она стала стяжать и у потерпевшего Островского, имел явную симпатию к жене Дормидонта, и она, когда заканчивались деньги, похоже отвечала ему взаимностью...

Присяжные негодуют.

ПЛЕВАКО
А тут ещё, как назло, Дормидонт вложился деньгами и попал на ушлых мошенников, чему есть подтверждение суда и Анисья тут же метнулась к Островскому...

Плевако передаёт присяжным решение по деду "Московского судно-кредитного банка" и "ПРЖК". Присяжные ещё больше негодуют.

ПЛЕВАКО
Вот и получается, господа присяжные заседатели, что причина, приведшая Дормидонта на скамью подсудимых – это алчность и неверность Анисьи.

Анисья вскакивает с места, но судья жестом усаживает её назад. Островский виновато молчит.

ПЛЕВАКО
(продолжая)
Любовники-негодяи, ещё и совместно издевались над ним, утверждая, что он просто дурак и не умеет вести дела!..

ПЕРЕХОД.

13. НАТ. МОСКВА 19 ВЕКА (ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ КАДРЫ) - ДЕНЬ. (3 МИН.)

ГОЛОС(ЗК)
...Плевако вместе с другими вкладчиками смог вернуть свои деньги.
Кроненберг уехал в Пруссию. К тому времени на его родине в Пруссии на все имущество было наложено взыскание, так что последние годы его жизни прошли в бедности…

Московская коллегия присяжных поверенных исключила Варшавского из своего состава и он несколько лет потом восстанавливал своё членство.

Дормидонта же оправдали, но всё равно он вскоре умер, видимо не снеся позора и все его деньги достались Анисьи, с которой Плевако больше не общался, а лишь на дни ангела племянников присылал им дорогие подарки.

14. ИНТ.КАБИНЕТ ТРАКТИРА - ДЕНЬ.

Плевако и Сазонов снова спорят за столом в любимом кабаке.

САЗОНОВ
Давно мы с тобой не бились об заклад, Федя.

Плевако наливает по рюмке и накладывает себе большой кусок вишнёвого пирога.

ПЛЕВАКО
Согласен.

Сазонов кладёт перед другом развёрнутую газету.

САЗОНОВ
На вот, сладкоежка, отвлекись.

Плевако смотрит на передовицы.

ПЛЕВАКО
(жуя пирог)
И, что?
САЗОНОВ
Видишь на странице криминальной хроники дело некоего князя Грузинского. Все улики против него...


               КОНЕЦ.