Пирамида обмана часть 1

Денис Киселев
1. TEASER.

2. НАТ. УЛИЦА ПЕРЕД ВХОДОМ В ОСОБНЯК ПЛЕВАКО - ДЕНЬ.
(ПЛЕВАКО, БОРИСОВ, ЛЕНИВИН, ВИШНЁВ, МАЛЬЧИК-РАЗНОСЧИК, МАССОВКА)

Москва. Лето. Солнечно утро. Грибной дождь. Прикрывающиеся от дождя прохожие, Мальчишки — разносчики газет выкрикивают передовицы.

К дверям красивого особняка подъезжает пролётка. Из неё, заслоняясь от дождя портфелем выскакивает присяжный поверенный ПЛЕВАКО (  ).

Плевако, в явно хорошем настроении, что-то напевает себе под нос

Пока он расплачивается с кучером, к нему подбегает МАЛЬЧИШКА (  ),размахивая газетой.

МАЛЬЧИШКА
(кричит)
Преступление! Наглое преступление! Кроненберг! Колянский! Ландау! И другие московские бонзы, оказавшись мошенниками и спекулянтами взяты под стражу! Наглое преступление!

Плевако берёт у одного из мальчишек газету, отдав монетку, и теперь, прикрываясь от дождя ей, идёт к дверям своего особняка. На ходу оборачивается к мальчику.

ПЛЕВАКО
(мальчику)
И всё же, малец, не надобно называть людей негодяями, покуда суд их таковыми не признал.

Мальчишка безразлично пожимает плечами и бежит дальше, крича и размахивая газетой, а Плевако подходит к дверям.

У дверей дома, прижимаясь к стене, под защитой карниза, прячутся от дождя, трое (Борисов (55), Ленивин (50) и Вишнёв (47)) хорошо одетых мужчин, которые, увидев Плевако, они тут же радостно кидаются к нему навстречу. Плевако с удивлением смотрит на незваных гостей. Те, толкая друг друга начинают разговор.

БОРИСОВ
Доброго здоровья, Фёдор Никифорович! Простите, что без приглашения и не будучи представленными, но помилосердствуйте - дело не терпит отлагательств

ПЛЕВАКО
(удивлённо)
И вам не хворать! Однако, кто же вы такие, позвольте полюбопытствовать прежде?

ЛЕНИВИН
(откашлявшись)
Позвольте представиться: Мы члены Совета директоров банка, господа Борисов, Ленивин и Вишнёв, к вашим услугам.

ПЛЕВАКО
(озадаченно)
Какого ещё банка?

Вишнёв кивает на, находящуюся в руках у Плевако, газету.

ВИШНЁВ
Да собственно вот этого... Московского ссудно-кредитного банка.

ПЛЕВАКО
Ничего не понимаю. Однако, чего же мокнуть, извольте...

Плевако недовольно, слегка поклонившись, жестом приглашает мужчин войти в дом.

3. ИНТ. ПРИХОЖАЯ ДОМА ПЛЕВАКО - ДЕНЬ.
(ПЛЕВАКО, ПРОШКА, ВИШНЁВ, ЛЕНИВИН, БОРИСОВ)

Все входят в прихожую. Лакей Порошка принимает шляпу, трость, плащ и портфель у Плевако и поворачивается к гостям, но те, отдав лишь шляпы, отказываются от помощи, и стряхивая воду, сразу все обращаются к Плевако, потрясая толстыми бумажниками.

ЛЕНИВИН
Мы нижайше просим Вас взять ведение наших дел, при банкротстве нашего банка.

ВИШНЁВ
(по-детски причитая)
Ведь мы решительно ни в чём - ни в чём невиноваты.

БОРИСОВ
(осуждающе, обращаясь к коллегам)
Что за вздор вы говорите, господа! Скажите лучше, что услуги будут более, чем щедро оплачены.

Борисов, взглядом, и не подразумевающим получить отказ смотрит на Плевако.

Плевако с сожалеющим видом разводит руками.

ПЛЕВАКО
(вежливо, но твёрдо)
Вынужден огорчить вас отказом, господа, так как экономические процессы - это не моя осведомлённость, а я занимаюсь делами более скромными, подверженными Уголовному уложению.

ЛЕНИВИН, ВИШНЁВ, БОРИСОВ
(путано)
Не откажите... не скромничайте... Ну, поймите... Как же так... Хорошие деньги... Нам же Вас рекомендовали... Может всё-таки...

Плевако незаметно кивает Прошке и тот подаёт банкирам их шляпы, а Плевако в этот момент учтиво раскланивается.

Банкиры, растеряно толкаясь и бубня, уходят.

КОНЕЦ TEASER.

4. ИНТ. КАБИНЕТ ПДЛЕВАКО - ДЕНЬ.

То же утро. Плевако в халате и в тапочках сидит в кабинете, попивая чай. Входит его гражданская жена ОЛЬГА(28).

ПЛЕВАКО
(всё еще в хорошем настроении. Смеясь)
Оооо! Не прошло и года, как жена обратила внимание, что муж вернулся из поездки.

ОЛЬГА
(кротко)
Просто видела из окна, что у тебя посетители. Не хотела мешать.

Плевако учтиво встаёт. Ольга подходит и целует мужа.

ОЛЬГА
Здравствуй Феденька. Как съездил?

ПЛЕВАКО
(улыбаясь)
Прекрасно, Оленька! Просто прекрасно! Подзащитную Александрова оправдали вчистую! Всю дорогу в поезде шампанское попивали в честь того...

ОЛЬГА
Поздравляю, милый! А у нас тут не спокойно.

ПЛЕВАКО
И, что же омрачает твоё светлое чело?

ОЛЬГА
А ты загляни в "Московскія в;домости", что у тебя на столе.

Плевако рассеянно смотрит на газету.

ПЛЕВАКО
А, знаю уже! Приходили тут трое чудаков. И что?

ОЛЬГА
(с глупой самодовольностью и лёгким упрёком)
А то, что, не смотря на отсутствие мужа, у меня всё же получилось «спасти» большую часть наших денег из этого «тонущего» банка.

ПЛЕВАКО
(заинтересовано, удивлённо и напряженно)
Как это?

ОЛЬГА
(самодовольно)
Не думай, сто у тебя такая глупая жена. Конечно в этом мне помог один из членов этого, как его, Совета директоров банка.
Кстати, один из тех, что были тут сегодня.

ПЛЕВАКО
(тихо и настороженно)
Ну-ка, ну-ка? Сказывай, как на духу.

ОЛЬГА
(глуповато посмеиваясь)
С его помощью я забрала наши денюжки из банка, заменив их на доходные акции какой-то там «Прусско-Российской железнодорожной компании»,
что тоже он отрекомендовал, и которые я удачно приобрела совсем без денег, а лишь за выписанную мною какую-то бумажку. Вексель называется.

Плевако ошарашено "плюхается" в кресло.

ОЛЬГА
(радостно смеясь)
Да, да! Я сама выписала вексель и его приняли в оплату! Я серьёзная и взрослая дама! Я молодец!?

ПЛЕВАКО
(раздражаясь)
Нет. Нет ничего бесплатного в этом мире. К сожалению, ты дура, mon cherie! Это, что ж за афера ещё за такая!?
Никогда не поверю, что ты сама додумалась до этого своей прекрасной головкой!

ОЛЬГА
(гордо вздёрнув подбородок)
Хм... Да, ты прав! Мне подсказали и свели с банкиром Ленивовым, но решение то я принимала сама! Тебя же нет, как всегда!

ПЛЕВАКО
И кто же этот добрый Самаритянин?

ОЛЬГА
(игриво)
Не кто иной, как мой давнишний приятель Варшавский. Да ты его знаешь...

Плевако хмурит брови.

ПЛЕВАКО
(зло кричит)
Ты врешь, собачья дочь!!!

ОЛЬГА
(кричит визгливо и дерзко)
А, что мне оставалось делать!!!

Плевако снова вскакивает, опрокинув стакан ч чаем

ПЛЕВАКО
(на выдохе, в бессилии)
Так я и думал!.. Я же тебя предупреждал, не иметь с ним никаких дел!..

Плевако с безнадёжностью машет рукой и снова садится в кресло.

ПЛЕВАКО
(устало)
И конечно же произошло, что-нибудь из ряда вон!?

Ольга вдруг присаживается на колени к мужу и начинает плакать, заглядывая ему прямо в глаза и дёргая за рукав.

ОЛЬГА
(хныча)
Ну, вооот... я просто хотела тебе помочь... Думала, как лучше... Я так удачно всё порешала, но... я же не знала, что может так быть...

Плевако отстраняет от себя жену.

ПЛЕВАКО
Не надо впредь "как лучше", а надо, как надо! О чём для тебя только я ведаю! И, что же случилось?

Ольга совсем срывается в рыдания и голова её падает на грудь Плевако.

ОЛЬГА
Давеча приходили приставы по банкротному делу, только теперь уже по этой самой "Прусско-российской..." с требованием уплатить по моему векселю…

Плевако снимает Ольгу с колен и встаёт "мрачнее тучи".

ПЛЕВАКО
Ну ты допрыгалась, мать!

Ольга падает на колени, заламывая руки.

ОЛЬГА
Прости, Федя! Они ещё и пригрозили начать дело против тебя, как моего приёмного отца и единственного опекуна...
Когда уже твоя бывшая развод даст, чтобы мы могли обвенчаться!?

ПЛЕВАКО
(отчаянно)
Господи! Какая же ты непроходимая дура! И на что же ты надеешься?

Слёзы Ольги мгновенно высыхают.

ОЛЬГА
На тебя, Федя. На тебя. Исключительно на тебя! Теперь, когда муж приехал, он наконец обязан порешать эти совсем не женские вопросы".

ПЛЕВАКО
(нервно)
Ага, вспомнила наконец, что ты всё же баба!

ОЛЬГА
(не обращая внимания на слова Плевако)
Я видела, приходивших к тебе мужчин и знаю, чего они хотели. Более того, это я им присоветовала обратиться к тебе.

Плевако багровеет от злости. Ольга топает ножкой.

ОЛЬГА
(продолжая)
И теперь я настаиваю, чтобы ты немедленно откликнулся на их просьбу, в том числе и потому, что один из них помог нам вытащить деньги.

ПЛЕВАКО
(зло и с издёвкой)
Да, что ты...

ОЛЬГА
И ещё потому, что Варшавский сказал, что если в процессе обнаружится и то, что я заменила деньги акциями в балансе банка,

то возможно мы должны будем не только уплатить по векселю, но и вернуть все деньги в банк! Федя, мы разоримся!

Плевако взбешён.

ПЛЕВАКО
Пошли они к чёрту! И вообще, ты с таким упоением говоришь незнакомые тебе слова, что даже не замечаешь насколько глупо это звучит в твоих устах...

Я, просто, почти убит твоей непроходимой тупостью. И уж позволь мне теперь самому решать, как теперь свалить проблемы, которые ты создала!

А тебя я попрошу отдать мне все доверенности...

Ольга уходит, хлопнув дверью.

FLASH-BACK

5. ИНТ.КАБИНЕТ ВАРШАВСКОГО - ДЕНЬ.
(ВАРШАВСКИЙ, КРОНЕННБЕРГ, КОЛЯНСКИЙ, ЛАНДАУ)

Варшавский встречается с некоторыми членами Правления Ссудно-кредитного банка (Колянский и Ландау), акционерами – КРОНЕНБЕРГОМ (54) и ПОЛЯКОВЫМ(56).Беседа длится уже не один час...

КРОНЕНБЕРГ
Збигнев Станиславович, чего же вы отказываетесь представлять наши интересы, защищая от несправедливых нападок?

КОЛЯНСКИЙ
И то правда! Нам просто необходима помощь присяжного поверенного, такого уровня, как Вы.

ВАРАВСКИЙ
А я вам помогу, только не совсем линейно, а более хитро. А добропорядочных адвокатов в Москве хватает, Я же больше окажу пользы, находясь на другой стороне.

Все присутствующие взглядами просят пояснения.

ВАРШАВСКИЙ
По-моему не всех обвинённых в этом деле стоит защищать, а признание их виновными и будет нашей лучшей защитой. Если не ясно, то я подразумеваю членов Совета.

КРОНЕННБЕРГ
(с усмешкой)
Вы хитрован, сударь! Мне пока не понятно, но ради общего дела, я согласен...

ПЛЕВАКО
Для этого дела, милейший господин Кроненберг, мне понадобятся выписки по движению акций одного из ваших... точнее вкладчиков "ПРЖК", а точнее, некой мещанки Ольги Касьяновой.

Кроненберг утвердительно кивает.

КОНЕЦ FLЕSH-BACK

ИНТ.КАБИНЕТ ПЛЕВАКО - ДЕНЬ.ГОСТИНАЯ. ДОМ ПЛЕВАКО
(ПЛЕВАКО, ПРОШКА)

Тот же день. Плевако сидит за столом и что-то читает, нервно отходя от разговора с Ольгой. Вдруг входит Прошка с докладом.

ПРОШКА
Барин, тут это,.. брат Ваш пришёл.

Плевако поспешно откладывает своё чтение.

ПЛЕВАКО
(с удивлением, но радостно)
Дормидонт!?

ПРОШКА
Ну, дык...

ПЛЕВАКО
Он же в долговой Яме на Кисельном должен ещё сидеть. Денег то у меня не взял.

ПРОШКА
Не могу знать. Сбежал, мо быть?

ПЛЕВАКО
Господь с тобой! Оттуда не сбежишь. Ладно, не важно. Проси в гостиную. Иду сейчас.

6. ИНТ. ГОСТИНАЯ ДОМА ПЛЕВАКО - ДЕНЬ.
(ПЛЕВАКО, ДОРМИДОНТ, ПРОШКА)

Плевако выходит в гостиную. Дормидонт скромно сидит на уголке большого дивана. Увидев младшего брата, Дормидонт встаёт. Плевако идёт к брату, раскинув руки для объятий.

ПЛЕВАКО
А, здравствуй, братишка! Здравствуй; как живешь, душа моя?

Братья крепко обнимаются.

ПЛЕВАКО
(продолжая)
А по какой же причине изволил одолжить посещением столь редкий гость?
Прошу покорнейше садиться.

Дормидонт снова присаживается на краешек дивана, а Плевако вальяжно располагается в кресле и обращается к Прошке.

ПЛЕВАКО
Прохор, принеси-ка нам две трубочки с турецким табачком и бутылочку хереса с "тюльпанчиками"...

ПРОШКА
Сию минуту, барин.

Прошка исчезает.

ПЛЕВАКО
А позволь-ка узнать, братик мой, как поживает благоверная чета Плеваков и все племянники мои?

Прохор приносит уже забитые табаком трубки и херес с бокальчиками в виде тюльпанов. Братья без суеты раскуривают ароматное угощение, прикрывая глаза от удовольствия и разливают вино.

ДОРМИДОНТ
Вот брат, приехал теперь к тебе, чтобы внять твоим советам и помощам.

Братья чокаются и выпивают.

ПЛЕВАКО
Да полно тебе, Дорни! Ты же старший. Это я должен тебе внимать. Рассказывай. Давно я тебя не видел. Каким делом на хлебец насущный добываешь?

Дормидонт, быстро выпив ещё без тоста хереса начинает.

ДОРМИДОНТ
Дети, слав Богу, в порядке, успевают примерно. По Анисии Сергеевне позже поведаю.

ПЛЕВАКО
А как сам?

ДОРМИДОНТ
(с гордостью)
Да! Я же всё-таки окончил университет со званием лекаря. Вскоре, ведомо, начал свою службу врачом для бедных в Хамовниках.

ПЛЕВАКО
(восторженно)
Да, что ты!

ДОРМИДОНТ
(продолжая)
Позже моя работа была приравнена к службе государевой, что дало мне право, кстати, на пенсию за выслугу лет и ношение мундира общегражданского покроя с фиолетовым бархатным воротником и обшлагами.

Плевако слушая, уважительно кивает.

ДОРМИДОНТ
(продолжая)
Далее ещё служил земским лекарем Дмитровского уезда Московской губернии, ну а теперь в медицинской канцелярии московского губернатора письмоводителем.

Плевако пыхает трубкой и наливает вино.

ПЛЕВАКО
Неплохая карьера.А живёте где?

ДОРМИДОНТ
Проживаю всё там же в собственном доме у Зачатьевского монастыря. Ну, да ты знаешь.

Плевако вдруг громко ставит рюмку на столик

ПЛЕВАКО
(вспылив)
Нет, я вижу, с тобой нужно говорить сурьезно: и я желаю говорить откровенно, вроде, как отец с сыном, а ты мне про обшлага тут заливаешь!..

Дормидонт от неожиданности закашливается.

ПЛЕВАКО
(продолжая)
Что ж ты, как не родной - всё вокруг да около. Что случилось то!? От денег ты отказываешься, тогда что!? Ты же, вроде, под арестом в долговой яме был? Сбежал, что ли?

ДОРМИДОНТ
(испуганно)
Упаси Господь, братишка! Выкупился я.

ПЛЕВАКО
(удивлённо)
Как так!? Сказывай по порядку.

Дормидонт снова выпивает без тоста и встряхивает головой.

ДОРМИДОНТ
(взбодрившись)
Пока сидел в Яме, всё думал: Ну не олух ли я, не глуп ли я? Из чего бьюсь, кричу о достатке для семьи, инда горло пересохло?


Каждый день иду в должность, а денег, как не было, так и нет!

ПЛЕВАКО
И, что же надумал?

Дормидонт, параллельно разговору, собирает рассыпавшийся табак.

ДОРМИДОНТ
Сумма то небольшая была. Умные людишки присоветовали - откупился снова заёмными, а потом взял уже серьёзный займ в "Московском ссудно-кредитном" и купил доходные акции "Прусско-российской железнодорожной компании".

ПЛЕВАКО
Ну, ты рисковый человек, всё-таки!

ДОРМИДОНТ
(продолжая)
Доходность большая и дела вроде пошли в гору. Я и с займами вроде размотался, да и Анисья прям медовая сделалась.

Плевако радостно пожимает руку брату.

ПЛЕВАКО
Так ты оказывается молодец! Поздравляю!

Дормидонт, останавливая радость брата, вытягивает ладони.

ДОРМИДОНТ
Рано радоваться, брат! Всё это счастье обвалилось в два притопа - сначала "ПРЖК" несостоятельной стала, а теперь ещё и банк, где я всю прибыль держу, под следствием о растратах оказался. Счета все мои приостановлены.

ПЛЕВАКО
Знаю, знаю. Я с самого утра об этом только и слышу... Тоже пострадал похоже через это дело.

Дормидонт неожиданно замахал руками.

ДОРМИДОНТ
Федя, да Бог с ним, с банком то. Не жил богато - неча и привыкать.

ПЛЕВАКО
(озадаченно)
А, что тогда? Не понимаю.

Дормидонт сначала глубоко вздыхает, а потом, резко и шумно выдохнув, говорит:

ДОРМИДОНТ
Я под домашним арестом сейчас и под следствием до суда присяжных за покушение на убийство!..

СКЛЕЙКА

7. ИНТ. ТРАКТИР - ДЕНЬ.
(ПЛЕВАКО, САЗОНОВ)

Следующий день. Снова приехавший Сазонов и Плевако сидят в излюбленном ими трактире. Немного выпивают, но в основном Плевако рассказывает о своих разговорах с банкирами, женой и Дормидонтом. Сазонов пока внимательно слушает.

ПЛЕВАКО
...за покушение на убийство, говорит он мне...

САЗОНОВ
Это, что ещё за покушение!?

Плевако с сожалением разводит руки.

САЗОНОВ
Знаешь, я всё больше склоняюсь модной теории о том, что родные братья всегда противоположны!

ПЛЕВАКО
(усмехаясь)
Может и так...

САЗОНОВ
Точно, точно, как "Отче наш". Не изволь даже сомневаться. Я же вижу!.. Ладно, и что там?

ПЛЕВАКО
А всё просто. Дело в его жене - рыжей бестии, как я и думал. Я её всегда не любил.

Половой наливает гостям, но те так увлечены беседой, что даже не замечают этого.

ПЛЕВАКО
(продолжая)
Стоило только Дорни снова потерять доход, так эта Анисья - морда лисья, тут же вильнула своим рыжим хвостом!

Сазонов, жестом понимания, бьёт ладонью по столу.

САЗОНОВ
Прав был Александр Сергеевич: "О, женщины! вам имя вероломство!".

ПЛЕВАКО
Суть дела такова: Некто Островский имеет давнюю симпатию к Анисье, и она, похоже отвечает ему взаимностью.
Сазонов хочет что-то сказать, но Плевако останавливает его жестом и продолжает.

ПЛЕВАКО
Но, что важно, что не всегда, а только в те моменты, когда у Дорни непорядок с деньгами!

Сазонов, всё же не может сдержаться.

САЗОНОВ
Вот зараза! Прости Господи!

ПЛЕВАКО
Вот и получается, что причина, приведшая Дормидонта на скамью подсудимых – это алчность и неверность Анисьи.

Любовники-негодяи, ещё и совместно издевались над ним, утверждая, что он просто дурак и не умеет вести дела!

Сазонов сжимает кулаки.

САЗОНОВ
Вот гады! Я бы их сам убил!

ПЛЕВАКО
Дорни явно был в умопомрачении, чему были причины.

Сазонов только заметил, принесённое половым. Выпивает, и с решительностью ставит на стол.

САЗОНОВ
Знаешь, что я скажу тебе мой дорогой товарищ! У тебя нет иного выхода, чтобы помочь себе и доказать невиновность брата, как заняться обоими этими делами сразу.

Сазонов кладёт руку на плечо Плевако.

САЗОНОВ
Тебе трудновато будет выиграть дело Дормидонта, не доказав в процессе по банку, что он хороший коммерсант и просто пал жертвой мошенников, а жена его предала вместо поддержки.

ПЛЕВАКО
(смеётся)
Да я давно об этом думаю, но видимо не хватало толчка в виде совета друга. Вот только, стоит ли обратиться к Ермоловой?

Друзья чокаются и быстро выпивают по рюмке. Сазонов встаёт и надевает шляпу.

САЗОНОВ
Пошли. У неё сегодня спектакля нет.

8. ИНТ.ИНТ. МАЛЫЙ ТЕАТР - ДЕНЬ
(ПЛЕВАКО, ЕРМОЛОВА, САЗОНОВ)

На сцене театра идёт репетиция. Стоя, перед авансценой в пустом зале Плевако о чём-то эмоционально разговаривает с Ермоловой, активно жестикулируя. Слова заглушаются шумом и музыкой на сцене. Ермолова внимательно слушает адвоката, но через некоторое время отрицательно машет головой, что-то резко говорит, разворачивается и поднимается к актёрам. Плевако подходит к поджидающему его в конце зала Сазонову. Сазонов встаёт на встречу другу.

САЗОНОВ
Отказала?

ПЛЕВАКО
(угрюмо)
Что и следовало ожидать. Я и сам так же думаю.

САЗОНОВ
(с любопытством)
А, что конкретно сказала?

ПЛЕВАКО
Сказала, что она не представляет, какие эмоции можно разыграть на сцене в экономическом деле...

9. ИНТ. ЗАЛ СУДА ПО ДЕЛУ БАНКА - ДЕНЬ.
(ПЛЕВАКО, СУДЬЯ, ОБНИНСКИЙ, ВАРШАВСКИЙ, КРОНЕНБЕРГ, ЛЕНИВОВ, СОБИНОВ, ЧЛЕНЫ ПРАВЛЕНИЯ, ЧЛЕНЫ СОВЕТА, АДВОКАТЫ, ПРИСЯЖНЫЕ, МАССОВКА)

Идёт судебный процесс над обвиняемыми в умышленном разорении "Московского ссудно-кредитного банка".

Обвиняют товарищ прокурора П. Н. Обнинский, З.С. Варшававский – от гражданских истцов. Защищают: Борисов, Ленивин и Вишнёв, других членов Совета — Ф. Н. Плевако Кроненберга, Колянского, Харитонова, Ландау и других членов Правления — другие известные московские адвокаты.

Обнинский произносит обвинительную речь.

ЗРИТЕЛЬ СЛЫШИТ ОТДЕЛЬНЫЕ КУСКИ ЭТОЙ РЕЧИ, ПЕРЕМЕЖАЮЩЮСЯ С ФОНОВОЙ МУЗЫКОЙ, АПЛОДИСМЕНТАМИ, ВЫКРИКАМИ ИЗ ЗАЛА, ПРИЗЫВОВ СУДЬИ К ПОРЯДКУ И ОБЩИМИ ПЛАНАМИ ЗАЛА СУДА.

ОБНИНСКИЙ
... основная причина в ряду других злоупотреблений и неправильностей - выдача 7- миллионной ссуды некоему Генри Кроненбергу под обеспечение процентных бумаг «Прусско-российской железнодорожной компании», которая тоже стала не в состоянии выполнять свои обязательства и её бумаги превратились в пыль...

Шум в зале.

ОБНИНСКИЙ
...Выяснилось, что это именно директора Правления банка - Ландау и Колянский, приняв от Кроненберга взятки, выдали ему незаконную ссуду. Кроненберг денег не вернул, «ПРЖК» объявлена несостоятельной, а Ландау и Колянский составили после обнаружения дефицита в кассе ложные отчеты...

ФМ, шум.

ОБНИНСКИЙ
...члены же Совета банка обвиняются в том, что, зная о неверном составлении отчетов, скрывали от клиентов состояние дел банка...

Первым из защитников обвиняемых выступает Плевако. Он защищает членов Совета банка. Присяжные и весь зал с нетерпением ожидает речи знаменитости, затаив дыхание.

Вдруг, перед началом речи из за окон в залет суда слышится колокольный звон от церковных колоколов. Плевако, взглянув в сторону окон, троекратно широко крестится и кланяется в ту сторону. Некоторые присяжные, немного растерявшись, тоже суетливо, словно стесняясь, осеняют себя мелким крёстным знамением. Только после этого, Плевако, откашлявшись начинает речь.

КП Варшавского, который зло смотрит на Плевако и говорит сквозь зубы:

ВАРШАВСКИЙ
Паяц...

Плевако выходит в центр зала. КП настенные часы отмечают время начала речи Плевако.

В ЭТОМ ЭПИЗОДЕ ЗРИТЕЛЬ ТОЖЕ СЛЫШИТ ТОЛЬКО ОТДЕЛЬНЫЕ КУСКИ РЕЧИ, КОТОРАЯ ТОЖЕ ПЕРЕМЕЖАЕТСЯ С ФОНОВОЙ МУЗЫКОЙ, АПЛОДИСМЕНТАМИ, ВЫКРИКАМИ ИЗ ЗАЛА, ПРИЗЫВОВ СУДЬИ К ПОРЯДКУ И ОБЩИМИ ПЛАНАМИ ЗАЛА СУДА.ОТЛИЧИЕ ТОЛЬКО В ТОМ, ЧТО ЧАЩЕ ДАЮТСЯ КРУПНЫЕ ПЛАНЫ ПЕРЕЖИВАЮЩИХ ЧЛЕНОВ СОВЕТА, ОЛЬГИ, НАХОДЯЩЕЙСЯ В ЗАЛЕ И СОБИНОВА.

ПЛЕВАКО
...Во-первых никто из обвиняемых членов Совета директоров не нажился от крушений в банке...
...Второе - я подвергаю сомнению компетентность экспертов, привлечённых обвинением, так как они не банкиры, а бухгалтера, которые ничего не смыслят в банковском деле!..

Зал аплодирует доводам и Плевако с видом триумфатора продолжает:

ПЛЕВАКО
...И наконец, третье обвинение - Смех, да и только!  Нерадивость это даже не преступление, а только проступок.

Это обвинение не страшно, потому что нет ни одного человека, находящегося в этой зале, который бы мог сказать, что все обязанности, которые возложены на него законом, обществом, моралью, или даже самим Богом в точности им были исполнены...

Настенные часы показывают, что речь продолжалась почти полтора часа. Плевако заканчивает свою речь под аплодисменты публики и даже некоторые присяжные не могут скрыть своего восхищения.

СУДЬЯ
Мы выслушали доводы сторон. Объявляется перерыв до двух часов пополудни.

Судья бьёт молоточком.

Плевако, что то наскоро говорит судье и "пулей" бежит на выход, крича Собинову:

ПЛЕВАКО
Лёня я неотложно на процесс по Дорни. Только ходатайство быстро подам об отложении до вынесения решения по банку и назад!

Собинов понимающе кивает.

Варшавский тоже поспешно выходит из зала.

СКЛЕЙКА

10. НАТ.КРЫЛЬЦО ГОРОДСКОГО ОСОБНЯКА - ДЕНЬ.

Варшвский, поправив мундир присяжного поверенного и причёску, решительно открывает тяжёлую дверь и входит. Дверь захлопывается и зритель видит официальную табличку: "Сов;тъ присяжныхъ пов;ренныхъ города Москвы"

11. ИНТ. ЗАЛ СУДА ПО ДЕЛУ БАНКА - ДЕНЬ.
(ПЛЕВАКО, СУДЬЯ, ОБНИНСКИЙ, ВАРШАВСКИЙ, КРОНЕНБЕРГ, ЛЕНИВОВ, СОБИНОВ, ЧЛЕНЫ ПРАВЛЕНИЯ, ЧЛЕНЫ СОВЕТА, ПРИСЯЖНЫЕ, МАССОВКА)

Продолжается заседание после объявленного перерыва. Плевако с видом триумфатора, среди прочих, входит в зал и раскланивается со всеми, включая присяжных. Те тоже отвечают благожелательными кивками. Вообще, с виду, они очень расположены к Плевако.

Тут неожиданно слово берёт Варшавский. Все смотрят на него с недоумением.

ВАРШАВСКИЙ
Господа присяжные заседатели, хочу несомненно обратить ваше внимание на то, что хотя мы и заслушали исчерпывающие доводы сторон по этому делу, однако осталась за полем зрения одна существенная деталь...

СУДЬЯ
Господин Варшавский, переходите к существу.

ВАРШАВСКИЙ
Сию минуту, Ваша честь. Это архи важно.

Зал тревожно стихает.

ВАРШАВСКИЙ
(продолжая)
Господа, я несомненно будучи убеждён в вашей осведомлённости, однако позволю всё же освежить в памяти статью 404 Учреждения судебных Уставов,
Которая гласит, что за допущенные по вине присяжного
поверенного нарушения установленных правил и форм подзащитный имеет право, если потерпел от этого какой-либо ущерб, взыскать с поверенного свои убытки, либо иначе осудить его через тот суд, в котором он вел дело.
А этим подзащитным именно и является банк и его обманутые вкладчики!

Присяжные взволнованно с непониманием перешептываются.

ВАРШАВСКИЙ
(продолжая)
А теперь я поведаю вам о таком присяжном поверенном...

Публика тревожно "гудит", а присяжные перешёптываются в два раза активнее. Варшавскиий передаёт судье какие-то бумаги.

ВАРШАВСКИЙ
(судье)
Ваша честь, я передаю Вам бумаги, подтверждающие каждое в дальнейшем сказанное мною слово, уповая на то, что Вы ознакомите с ними и господ присяжных.

Судья, бегло пробежав глазами документы, переданные Варшавским и через пристава передал их старшине присяжных.

ВАРШАВСКИЙ
(продолжая)
Итак господа, пока все мы радеем за сохранение банка, гражданская жена...
(слово "гражданская" он выделил особо)

Услышав намёк на прелюбодеяние, присяжные осуждающе "шикают".

ВАРШАВСКИЙ
(продолжая))
... присяжного поверенного Плевако Ольга Касьянова, пользуясь доверенностью, умышленно заменила вклад мужа на «никчёмные активы» - акции некой "ПРЖК", тем самым чета Плевако сама содействовала быстрейшему обрушению банка

В зале поднялся шум, а присяжные "осыпают" Плевако негодующими взглядами.

ВАРШАВСКИЙ
Следовательно, господа присяжные заседатели, явно имеет место конфликт интересов,

Присяжные, переглядываясь между собой, утвердительно кивают.

ВАРШАВСКИЙ
(не давая присяжным опомниться)
Да и требования строгой нравственности должны распространяться не только на исполняемые обязанности в качестве присяжного поверенного.

Ольга, покраснев выходит из за под осуждающие взгляды и "шикание" публики.

ВАРШАВСКИЙ
(продолжая)
Поэтому, господин Плевако не имеет морального права защищать обвиняемых в этом процессе. Это просто оскорбляет закон!

В зале поднимается такой негодующий гвалт, что даже строгому судье не получается с ним справиться. Варшавский, выглядя совершенно довольным, закрепляет успех. Он поднимает руку, призывая к тишине и только тут зал снова затихает.

ВАРШАВСКИЙ
Более того, Плевако находится под преследованием судебных приставов, которое может привести его к банкротству, а это противоречит статусу присяжного поверенного.

Последнее заявление приводит к настоящему эмоциональному взрыву весь зал суда. Полный беспорядок - крики, свист и топанье. Только один из присяжных, перекрикивая публику задаёт Варшавскому адекватный вопрос

ПРИСЯЖНЫЙ
Ну, всё это всё же больше в основном только поступки, а у Вас есть документы, подтверждающие реальные санкции против Плевако, наложенные Советом присяжных поверенных?

Варшавский передаёт тому ещё одну бумагу.

ВАРШАВСКИЙ
Вот, как Вы видите, я уже направил ходатайство в Московский совет присяжной адвокатуры о лишении или приостановлении Плевако статуса присяжного поверенного.

Варшавский, закончив выступать возвращается на своё место за столом рядом с Кроненбергом.

КРОНЕНБЕРГ
(Варшавскому удивлённо)
Ты чего накинулся на Плевако? Он же наш адвокат?

ВАРШАВСКИЙ
Я уже объяснял мой план: Во-первых, не ваш, а членов Совета и если бы он их оправдал, а к тому и шло, то вся ответственность легла бы на членов Правления.

КРОНЕНБЕРГ
(равнодушно)
Ну тогда значит ты молодец.
Судья стучит молоточком, требуя тишины и привлекая внимание

СУДЬЯ
Господа присяжные, представители сторон и уважаемая публика, я объявляю перерыв до одиннадцати утра завтрашнего дня.

Все встают и расходятся. В зале остаются только Плевако и Собинов. Плевако в растерян и подавлен. Собинов даже боится заговорить со старшим партнёром.

ПЛЕВАКО
(к Собинову)
Пошли в кабак...

12. ИНТ. ТРАКТИР - ВЕЧЕР.
(ПЛЕВАКО, СОБИНОВ, САЗОНОВ, ПОЛОВОЙ, МАССОВКА)

ФМ.ОП.

Сильно выпивший и совершенно растерянный и неузнаваемо жалкий, Плевако за столом общего зала трактира изливает душу Собинову, который внимательно выслушивает эту путанную, нелогичную, но очень эмоциональную речь своего наставника. Кругом шум посетителей и звон посуды.

КП

ПЛЕВАКО
... ты сегодня присутствовал при крушении карьеры (да и самоей жизни) великого адвоката Плевако...

Шум
...это ужасно, но у меня даже нет мыслей на то, чтобы возразить против выдвинутых против меня Варшавским обвинений. Меня наверняка лишат адвокатского статуса!!!...Я боюсь этого более всего...

Шум
... а более я ничего не могу!..

Шум
... А ты знаешь, друг мой ситный, что я незаконнорожденный!..
...и несу эту печать всю мою грешную жизнь...

Шум
...моя собственная жена так ославила меня!!!

Шум. Плевако прижимает палец к губам, а Собинов с максимальным сочувствием и жалостью смотрит ему в глаза.

ПЛЕВАКО
(продолжая)
Тщщщщщщ... Я её не люблю... Она тупая... И развестись не могу


ПЛЕВАКО
(пьяно смеясь)
... А потому, сто и правда не венчан...

В трактир шумно входит шикарно одетый и очень позитивно-весёлый Сазонов. Смотрит сверху вниз на сидящих за столом Плевако и Собинова. Берёт и выливает недопитую водку прямо на пол. Увидев это, подбегает рассерженный половой, но Сазонов небрежно суёт ему деньги и тот довольный уходит, пересчитывая купюры.

САЗОНОВ
(осуждающе и одновременно ободряюще к Плевако и Собинову)
Ээх! Что разнюнились!.. А нарезались-то как!.. А-ну, быстро приводите себя в порядок!.. Федя пошли, я прям тебя в ледяную водицу головой окуну!

Плевако послушно встаёт. Собинов ему помогает.

САЗОНОВ
Поехали к Ермоловой! Я только от неё. Не всё еще пропало. Я привёз новости!..



                КОНЕЦ (ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ).