Зачем неграм нефть?

Ватан Габитов
   Разговорились мы с одним знакомым нефтяником  на тему: - Почему Африка такая отсталая?
 - Знаешь, про арабов я ничего не скажу, - улыбнулся он. - Не особо я в курсе, мало с ними общался, а вот про негров могу кое-что рассказать.

   Довелось мне в восьмидесятые годы поработать инструктором в одной из молодых африканских стран. Послали нас - группу опытных нефтяников обучить африканских рабочих, скажем так, подготовить из них за полгода квалифицированных нефтяников.

   Мы быстро собрались, приготовили наглядные пособия: плакаты, макеты, приборы,
спецоборудование; и полетели. Почему бы и нет? Деньги платят хорошие, командировочные
в валюте, от сибирских морозов далеко, питание и проживание - за счёт принимающей стороны
и, вообще, - Интернационал, дружба, братская помощь! как не помочь угнетённым злобными империалистами народам Африки, только недавно сбросившим иго колониализма?!

   Естественно, за нами зорко приглядывали: был, был  товарищ из органов, который предварительно провёл с нами долгую беседу о моральных устоях строителя коммунизма; имелись и переводчики, наверняка тоже из КГБ, присматривали за нами и бдили.

   Прилетели мы, вышли из самолёта, а тут жара -плюс 35 и жуткая духота... Улетали же мы в мороз минус двадцать пять!
 - Представляешь, каково нам пришлось?!

   Со смехом и шутками мы срочно переоделись в футболки и шорты, хотя товарищ из органов
и косился неодобрительно на нас, но вскоре и сам был вынужден сменить свой строгий костюм
на более лёгкий прикид.
 - Да уж, это вам не заснеженный Кагалым с Уренгоем!

   Понятно, вначале были приветствия, объятия и долгие речи, потом началась нудная работа. Целый день разгружали оборудование - это не шутка, огромный самолёт, загруженный под завязку. Хотя тут
и имелись местные грузчики, улыбчивые чёрные парни, но ведь всеми нужно руководить, подсказать, что куда поставить и как положить, и всё это через переводчиков, да чтоб всё это
не поломать и не разбить.
   Ночь провели в местной гостинице, а наутро по относительному холодку колонной выехали
к месту учёбы.

   Привезли нас за несколько десятков километров от столицы куда-то в саванну и выгрузили
на краю большой деревни. Вскоре нам поставили палатки, установили большие навесы, развесили необходимые плакаты, расставили множество макетов и само нефтяное оборудование, короче, мы
более-менее разместились.

   На следующий день началась учёба, где мы выступали в роли преподавателей в деле нефтедобычи , обучая наших друзей-африканцев премудростям использования специального оборудования.

   Как нам объяснили, занятия должны были начинаться в восемь часов утра и продолжаться
до семнадцати. Однако, народ подтянулся только к девяти, подошло человек сорок, по списку же должно было сорок два, возможно, кто-то приболел. 

   Нас клятвенно уверили, что собранные с окрестных деревень люди подготовленные, грамотные и которые согласились на обучение и последующую работу на нефтедобыче.

   Мы с большим энтузиазмом через переводчиков начали нелёгкий процесс обучения. Однако часа через полтора, переводчики передали, что стало жарко, люди устали, нужен перерыв.

   Ну, хорошо, так и быть, объявили перерыв. Тут же учащиеся разделились на маленькие группки, по четыре-пять человек, кто-то побежал в лес, остальные разлеглись в тенёчке.

   Буквально, через пять-семь минут посланцы выскочили из зарослей с добычей: кто
с дикобразом, кто с толстой змеёй, кто с мелкой обезьянкой или даже с крупным попугаем.

   Тотчас все вскочили и засуетились, занимаясь разведением костра. одни собирали сухие ветки, другие разделывали добычу. НЕ прошло и нескольких минут, а огонь уже пылал, и над ним шипело жаркое. 

   Едва дождавшись готовности, африканцы раздёргали куски мяса. Кто-то из них сбегал в лес
и принёс в кувшине свеже-нацеженный сок какого-то местного растения. Его тут же разлили
и совместно употребили.

   Переводчики, с завистью поглядывая на это, объяснили нам, что питьё обладает опьяняющим эффектом - наподобие пива. После этого наши притомившиеся ученики блаженно разлеглись
в тени деревьев, и кое-кто даже захрапел.

   Мы тоже освежились холодной минералкой и колой. Через полчаса народ вновь был готов грызть гранит науки и учёба продолжилась.

   Ещё через два часа всё вновь повторилось, нам снова заявили: - "Мы ус-та-ли, тяжело-о!"
Вновь очередные посланцы отправились в джунгли за закуской, а другие - за выпивкой, а потом - отдых. И так повторялось несколько раз до пяти часов вечера.

   Ровно в пять часов все учащиеся вскочили и, прерывая речь преподавателя, дружно заорали:
 "Спа-аси-бо!" и тут же, шумно переговариваясь и чему-то смеясь, направились в деревню. Понятное дело, они шибко устали, притомились после целого дня тяжёлой учёбы!   Придя
в деревни они разбрелись по своим домам.

   Дома ученика встречали жена и многочисленные дети. - Как же папа пришёл с тяжёлой работы!
Жена, весь день корячившаяся на поле с мотыгой, захлопотала у очага, готовя мужу ужин. Утомлённый учёбой муж, усевшись в хижине на почётном месте, небрежно хвалил примерных отпрысков или же раздавал подзатыльники нерадивым. После воспитательных мероприятий прошёл совместный ужин. и обмен местными новостями.

   Часам к десяти деревенский народ подтянулся к площади, где разожгли большой костёр
и начались танцы. Оглушительно стучали барабаны, свистели дудки, слышались дружные крики
и громкий смех. Тут же выпивали прихваченное из дома горячительное, под шумок некоторые парами исчезали в окружающих кустах, а через некоторое время вновь обнаруживаясь среди танцующих. Около полуночи утомлённый танцами и песнями народ разошёлся по домам спать.
А на следующий день всё повторилось, и бедным, невыспавшимся  ученикам пришлось вновь идти на занятия по освоения сложного оборудования.

   В свободные от уроков выходные дни наши учащиеся занимались сбором кокосовых орехов. Это происходило так.

   С утра муж, прихватив большущий мешок, отправлялся на берег океана к своей делянке.
У каждой семьи был определённый участок в кокосовой роще.

   Придя на берег океана и собрав нападавшие с пальм спелые кокосы, глава семьи выбирал удобное место и растягивался в тени кустов на отдых до вечернего бриза. Дождавшись, когда ветер сбросит очередную порцию кокосов, глава семьи подбирал сбитые ветром орехи 
и, наполнив ими свой большой мешок и взвалив его на плечо, отправлялся домой, где его, «потного и усталого добытчика» ждала семья. 

   А вечером снова песни и танцы под грохот там-тама. Вот так они жили, живут и будут жить.

   Нефтяник скривился.
 - А что им не жить? Живности в джунглях полно, едят чернокожие всё, что шевелится и что добудут, и ещё, что на полях вырастет. А урожаи у них не чета нашим, в год по два-три снимают.
Да и в джунглях каких только растений нет! Очень много съедобных, о каких мы и не слыхивали! Те же бананы вырастают до пяти метров и на каждом растении созревает до нескольких сотен плодов!

Он махнул рукой.
 - И тёплая одежда неграм не нужна: холодов у них не бывает, не то что у нас, на одних шубах
и сапогах разоришься. Им можно и в хижине, крытой пальмовыми листьями всю жизнь прожить,
не замёрзнут. Да и не заморачиваются они с удобствами и комфортом, было бы что поесть и где поспать. Главное у них в жизни - это попеть, потанцевать, выпить и поесть, да ещё
с подружкой покувыркаться! А остальное подавляющему большинству мало интересно. Я это тогда, в Африке  ясно понял.

   Собеседник мой помолчал и снова заговорил.  -
 - Прошло время обучения, наступил предпоследний день командировки. К нам приехала солидная делегация чиновников из столицы данного государства. Были торжественно вручены дипломы выпускникам и устроен грандиозный банкет. И чего только там не было! Угощения  самые разнообразные, даже чёрная икра и всякие там устрицы
с крабами! Выпивки любой было море, от разных коньяков, виски с ромами и дорогих шампанских вин до нашей экспортной русской водки! Развлекали гостей чёрненькие грудастые девушки из столичного ансамбля песни и пляски. Ох и горазды эти негры на холяву пожрать
и выпить!

Он засмеялся.
 - После обильных возлияний большинство гостей, кто ещё был в силах, расползлись с артистками
по тёмным углам. Ну, а за нами бдительно наблюдали товарищи в строгих костюмах, правда,
не мешая выпивать и пробовать разные экзотические кушанья. 

   Наутро, слегка поправив здоровье, загрузились мы в автобусы и отправились в аэропорт. А там - Здравствуй дорогая моя Москва! Здравствуй наша Родина!

   Мой собеседник рассмеялся.
 - Вот такие они, негры! Посмотрел я на них и понял, что не будут они жить богато, им это
не нужно. И зачем неграм нефть? Не получится из них нефтяников, тяжёлая эта работа, а работать они не любят. Выделенные на развитие деньги лентяи потратят, точнее разворуют, а через
пару-тройку лет сдадут месторождения в аренду тем же американцам, французам  или англичанам. Когда всё кругом есть и не надо прикладывать усилия к выживанию, то зачем куда-то стремиться?