007 Плач по собранию сейдов на горе Вотто-Вааре Ро

Виорэль Ломов
Раздел 1 Россия

007 Плач по собранию сейдов на горе Вотто-Вааре (Россия)

Священная гора саамов и карелов Вотто-Ваара высотой 417,3 м и площадью 6 кв. км — скальный массив Западно-Карельской возвышенности, высшая ее точка. Кряж протяженностью 7 км расположен на северо-западе таежной зоны России, на территории Суккозерского сельского поселения Муезерского района Карелии. На плато находится крупнейшее в мире скопление каменных структур — сейдов (священных объектов саамов — лопарей). Ландшафтный памятник природы (2011 г.).

* * *

50 лет назад о горе Вотто-Вааре знали лишь местные жители и ветераны, воевавшие в этих местах летом 1942 г. в составе 1-й партизанской бригады майора И.А. Григорьева. На высоте 264,9 партизаны приняли свой последний неравный бой, после которого остатки отряда отходили по восточному склону Вотто-Ваары, находившейся в 5 км от этой высоты.

Но поднимемся на вершину Вотто-Ваары. Образовалась гора 9 тыс. лет назад в результате мощного землетрясения. Тогда же на ее вершине возник амфитеатр, усеянный маленькими озерками и скалами. С саамского Вотто-Ваара переводится как «Гора победы». В далеком прошлом на священную гору нельзя было подниматься женщинам и детям, на вершине запрещалось громко разговаривать и подходить к некоторым сейдам. Саамы почитали могучий дух, живущий в сейдах, который покровительствовал людям. Чтобы дух оставался в камне, его подкармливали и одаривали бусами, ленточками, оленьими рогами и проч. Сейд служил алтарем, на который клали пряслице и веретено — символы богини судьбы. По поверьям, сейды летали, через них могли уходить шаманы-нойды в иной мир. Особо почитались камни, похожие на животного или человека — окаменевшего нойда. Один из самых известных сейдов носит название «Голова Укко». Укко — верховный бог, громовержец в карело-финской мифологии, покровитель скота и урожая.

Пространную легенду можно услышать от проводников тургрупп. Скорее всего, современную, поскольку в ней говорится о персонажах, которых в мифологии саамов и карелов нет. Будто бы в Вотто-Вааре обитали добрые гномы кекли и злые демоны уырки. На вершине горы рос волшебный цветок ферда, распускавшийся раз в тысячу лет. Тому, кто сорвет его в этот момент, цветок давал вечную жизнь и власть над миром. Кекли оберегали ферду, но и уырки мечтали заполучить ее. У всесильных демонов была одна слабость — властители тьмы жили во мраке и никогда не видели своей тени, да и боялись ее увидеть, так как были уверены, что если увидят — тут же окаменеют. Пришло время распуститься ферде, демоны попросили нойда помочь им завладеть цветком. Нойд согнал черные тучи над горой, и уырки в темноте сорвали ферду. Но волшебный цветок вспыхнул ослепительно ярким светом, демоны увидели свои тени на земле и окаменели. Эти камни-сейды сегодня и лежат на горе, и в каждом из них таится злой демон уырк. А вот воспользовался ли кто волшебным даром цветка, и не зацветет ли он еще раз, не известно.

На подъеме в гору бросается в глаза необычная красота места, причудливо изогнутые, скрученные и завязанные чуть ли не в узел то ли уродливые, то ли прекрасные деревца, обрывистые скалы. С вершины Вотта-Ваары открывается изумительный вид на окрестности — «кажется, видишь пол Карелии».

В 1978 г. житель Суккозера С.М. Симонян занялся поисками следов бригады. Из-за большого количества останков погибших партизан, найденных на высоте 264,9, её прозвали Смерть-горой. На Вотто-Вааре поисковик наткнулся на несколько сейдов и других артефактов саамской и карельской культуры.

Первый обнаруженный Симоняном небольшой сейд являл собой «пирамиду из мелких плоских камней». А затем ему стали встречаться огромные «великаны», плоские «лягушки», «медведь» и т.д. Всего на горе, по разным подсчетам, от 1100 до 1600 сейдов. Ученые пока не пришли к единому мнению об их количестве, т.к. трудно отделить природное сосредоточение — окатанный многотонный валун, покоящийся на краю скалы или на 1, 2 или 3 камнях-«ножках», от такой же рукотворной конструкции. Нет единства у исследователей и в оценке возраста сейдов. Диапазон оценок — от 4 тыс. лет до н.э. до Средневековья. Предметов, которые позволили бы датировать памятник, пока не обнаружено. Есть даже мнение, что сейды устанавливали гиперборейцы.

Многие ученые сходятся на том, что саамы, охотники и рыболовы, перед началом сезона поднимались на гору и задабривали духов. Сами сейды дают людям основания для фантазий, т.к. на некоторых из них найдены «следы вдавленных подошв» или идеально ровные распилы, сделанные словно лазером.

Кроме сейдов на горе немало других загадочных объектов. Возле двух пересохших озер, окруженных высокими каменными стенами, есть прямоугольный колодец с ровными стенами, который также вызывает вопрос — природный он или искусственный? Первенство держит т.н. «Лестница в небо» — 13 каменных ступеней, ведущих к обрыву. Для чего она была создана и кем — человеком или природой? Некоторые говорят о том, что по ней колдуны провожали «приговоренных» в последний путь. И в подтверждение тому, что когда-то здесь приносились человеческие жертвы, приводят легенду, как один хитрый саам (не исключено, что шаман) не стал приносить сейду в жертву людей, а «кинул ему в пасть двух черных собак и кошку». Разгневанный дух потребовал от него «настоящей жертвы», но саам вылил ему в пасть котел кипятка. Дух устроил землетрясение (по другой версии, шторм на море), но отступил и больше человеческих жертв не требовал. На вершине горы есть озеро в центре амфитеатра, в образцах грунта которого найден пласт фосфора, образование которого связывают именно с жертвоприношениями.

Встречается в Интернете и такая информация: «Подняв квадрокоптер в небо, мы сразу увидели, что вся Вотто-Ваара была нарезана прямыми линиями, будто лазером на улицы, мы увидели огромные прямые блоки фундаментов, лежащие под углом мегалитические стены с плотно подогнанными блоками, лестницы на стенах. Перед нами открылась грандиозная картина следов деятельности ушедшей цивилизации» (М. Шабанов). К сожалению, еще какой-либо информации, подтверждающей эту картину, не встретилось.

Культовые памятники исследовали ученые, но еще больше они привлекли внимание туристов, а также экстрасенсов, уфологов, магов и проч. «Нашествие варваров» (Симонян) породило слухи о базе НЛО, портале в иной мир, остановившихся часах, пропавших людях, о Гитлере, якобы побывавшем на горе, и т.п. «бреде». Артефактам грозила гибель. Туристы опрокидывали сейды, устанавливали карикатурные новоделы; в 2006 г. искра от костра спалила зелень на плато. Дошло до абсурда: члены некоторых сообществ, уверенные в том, что «саамские сейды — это маяки, установленные для посадки кораблей инопланетян», стали разрушать их, дабы «спасти Землю от инопланетной оккупации». Чтобы избежать этого, Симонян с коллегами добились включения Ватто-Ваары в список ландшафтных памятников природы. Увы, к прежним толпам добавились еще и лесозаготовители, которые стали не только усердно валить деревья, но и сбрасывать сейды с их мест…

P.S. «На сегодняшний день охранять на горе больше нечего. Ее можно смело исключать из списка охраняемых территорий. Я уже говорил не раз и повторю сейчас, что у нас было уникальное место, которым гордилась бы не только Карелия, но вся страна, но оно бездарно утрачено. Все уникальные сейды Вотто-Ваары уже разрушены… Здесь начали делать самоделы, но я сразу их разбираю, предупреждаю людей, что я все разберу. И лабиринты, которые тут пытались делать, я тоже разобрал. Нельзя вмешиваться в то, что было создано природой и древними людьми» (С.М. Симонян; АиФ).


К СОЖАЛЕНИЮ, НЕ МОГУ ЧИТАТЬ И ДАВАТЬ ОТЗЫВЫ.
ПРИНОШУ ИЗВИНЕНИЯ И БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ.