Деревня Кривояш основана в 1796 году

Евгений Викторович Терентьев
10 октября 2023 года с Болотнинским районным историко-краеведческим музеем связалась жительница города Новокузнецка Светлана Евгеньевна Степаненко.

Светлана Евгеньевна более десяти лет занимается генеалогией своей семьи, на ее счету множество архивных находок, как в архивах Сибири (Государственный архив Новосибирской области, Государственный архив Томской области, Государственный архив Алтайского края), так и в архивах Европейской части России.

Недавно, работая с документами Государственного архива Новосибирской области (ГАНО), Светлана Евгеньевна обнаружила документ «Ревизская скаска 1811 года ноября 20 дня Колыванско-Воскресенских заводов Томского уезду Кайлинской волости вновь самовольно заведенной в продолжении последней пятой ревизии деревни Кривояшенской от селения старшины Мальцева о числе состоящих в оной деревне мужского пола заводских крестьян» (ГАНО, Д-78, Оп.1, Д.24).

Из содержания документа следует, что современная деревня Кривояш Болотнинского района Новосибирской области была основана в 1796 году.

В документе указано, что «самовольно поселились на новом месте»:

в 1796 г. Андрей Федоров и Данило Ефимов Солдатовы с семьями, а также Иван Федоров Пупков, самовольно ушли из д. Томиловой.

Григорий Петров Перескоков из д. Перескоково.

Они и основали новую деревню, которую назвали Кривояш.

В 1797 г. из д. Мальцевой пришли Алексей и Лаврентий Степановы дети, Иван Яковлев Мальцевы; Роман Алексеев Перескоков,

из. д. Чахловой - Петр Иванов Лузин с семьями.

В 1798 г. из д. Турнаевой пришли Иван и Константин Кирилловы дети; Афанасий, Степан, Ерофей Никифоровы дети; Федор Григорьев Боровских.

В 1800 г. из д. Мальцевой Тихон Ильин Елгин;

из д. Троицкой - Василий и Иван Ивановы дети Лихановы, Абрам Андреев Лиханов.

Деревни, упомянутые в документе:

д. Томилова – современная д. Томилово в Юргинском районе Кемеровской области;

д. Перескокова - современная д. Проскоково в Юргинском районе Кемеровской области;

д. Мальцева - современная д. Мальцево в Юргинском районе Кемеровской области;

д. Чахлова - современная д. Чахлово в Юргинском районе Кемеровской области;

д. Турнаева - современная д. Турнаево в Болотнинском районе Кемеровской области;

д. Троицкая – ныне не существующая деревня, находилась на территории Юргинского района, на реке Кандереп, имела второе название – Митянова.

До сообщения Светланы Евгеньевны из работ томского историка Николая Филипповича Емельянова нам была известна лишь дата первого упоминания деревни Кривояш – 1811 год. Эту же дату – 1811 год - в своей книге «Заселение и освоение окрестностей Юрги и прилегающих территорий Среднего Притомья и Приобья» приводит краевед Владимир Иванович Косовец.

Светлана Евгеньевна по материнской линии является потомком первых жителей деревни Кривояш –Лихановых – к ним относился отец ее матери, дедушка Светланы Евгеньевны Павел Гаврилович Лиханов, 07.08.1909 года рождения.

Сама Светлана Евгеньевна родилась в 1953 году в селе Каракулино Удмуртской АССР (современная Удмуртская Республика), окончила там школу и переехала в город Ижевск, где жила и работала до 1977 года.

С 1977 года проживает в городе Новокузнецке Кемеровской области, тридцать лет проработала начальником отдела кадров, сначала в детской больнице, потом в доме престарелых.

О своем интересе к архивным поискам Светлана Евгеньевна рассказала так:

«Однажды сестра, она живет в городе Сарапуле, прислала мне статью из местной газеты о священнике Успенской церкви села Яромаска Чеснокове Константине Михайловиче. В ней говорилось какой он хороший священник, открыл школу в деревне Девятово. Отец его дьякон в селе Бабино и больше никакой информации.

Сестра меня спрашивает: «Не наш родственник?»

А в нашей семье, по линии отца были священнослужители. И деда звали Паисий Константинович. Но так как отец в 7 лет остался круглой сиротой, он практически ничего не знал, да и мы не стремились спрашивать.

Я прикинула по годам, вроде бы такой вариант возможен.

А тут еще внучки пришли из школы и сказали, что им задали составить родословную. И я подумала, а что я знаю о своих предках. Нет, что-то я знала…. Но это что-то было совсем чуть-чуть. А по большому счету я не знала НИЧЕГО. И мне стало стыдно. Для школы мы, конечно, составили 2-3 поколения. Но я поняла, что надо что-то делать.

С этого все и началось. Я поняла, что изучение своих корней, это как золотоискатели моют породу, и чаще всего находят маленькие крупинки золота. А может и вообще ничего не находят.

И вот, уже больше десяти лет ищу своих предков. Много раз я уходила не туда, куда надо, но начинала сначала. В результате поисков получилась большая база данных, но не все найдены. Поэтому поиски продолжаются.

Этот священник оказался 4-юродный дядя моему прадеду.

Сейчас я занимаюсь Томским уездом, конкретно историей семьи Лихановых, попутно «проявляются» новые родственники: Елгины, Зудовы, Нечаевы (это прямые бабушки), некоторых пока знаю только по имени-отчеству. Но надежды не теряю. Знаю, рано или поздно они откроют свои тайны.

Меня часто спрашивают, зачем мне это надо.

А мне просто интересно КТО Я. Хочу знать о своих предках и рассказывать своим внукам о них. Человек умирает дважды. Первый раз физически, второй раз, когда о нем забыли. То, что я есть, заслуга моих предков».

Евгений Терентьев