Ренессанс погружений и стремлений

Елена Узун
Сегодня посетила камерный концерт Фестиваля Новой музыки в Кишиневе, объединивший не только новые сочинения коллег-композиторов, но и много слушателей. В центральном зале Национального Художественного музея все места были заняты, но публика  прибывала и прибывала. Впервые наблюдаю паломничество на камерный концерт Новой музыки. Совершенно очевидно, что творчество молдавских композиторов, надеюсь, и музыковедов, стало весьма востребованным. Публике не хватает свежих имен, впечатлений, оригинальных современных концепций!  Налицо эпоха Ренессанса не только в произведениях моих коллег, но и в стремлении слушателя внимать, приобщаться к источнику творчества и вместе погружаться в таинственный мир подлинного искусства.
КОНЦЕРТ 17 октября 2023 года покорил особой атмосферностью - теплой, свежей, даже весенней чистотой и утонченностью - без трагедий и драматизмов постковидного Апокалипсиса, которыми был преисполнен аналогичный концерт прошлогоднего фестиваля.
Сразу привлекла внимание система "авторских арок" - дважды мы встретили имена Геннадия Чобану, Владимира Чолака и Влада Бурли, чьи произведения не звучали одно за другим. Авторские опусы возникали на дистанции, через 2-3 номера, не желая акцентировать наше внимание на одном имени.
Открыл программу Виктор Лакуста, исполнивший  две пьесы цикла Геннадия Чобану "Dream of a Cload" - сочинение интересное, я бы сказала "из облачного репертуара лесных дриад", поющих на своих дудочках и деревянных флейтах. На самом деле, я впервые в Молдове услышала звучание Хельдер Тенора, напоминающее баррочный синтез флуера и флейты. Даже не знаю, как охарактеризовать это произведение Чобану - настолько оно естественно, природно и завораживающе прозвучало. Да, это мечты известного композитора на пути к естеству и ясности, цельности и творческой радости. И это , действительно, Геннадий Чобану - он именно так ясно и романтично мыслит!
Тут же хочется отметить исполнителя Виктора Лакуста  в качестве автора попурри на приятное и мне сочинение Чобану  "Umbrele diminetii" ( "Утренние тени"), прозвучавшее  на фестивале несколько лет назад. Теперь оно стало продолжением "Облачных мечтаний" композитора благодаря индивидуальной трактовке маэстро Лакуста, получившего бурные овации и массу букетов цветов в награду от благодарной публики!
Влад Бурля также уделил внимание внутреннему состоянию творца в опусе для Цымбал Соло. Его философски-поэтическое погружение было окрашено иными, более строгими красками, продолжая тему этнических ассоциаций в соединении с естественными контрастами природных явлений. Порадовал Влад и вокальным опусом в исполнении баритона Алексея Дигоре и пианистки Елены Дигоре. И здесь мы ощутили стихию жизни, волшебно переданную в поэтических строках "Ce unduire" ( "Какая рябь...")
Рондообразный диалог контрастов доминировал в постромантическом опусе Владимира Чолака "Интермеццо для скрипки и фортепиано". Так жизнь пульсирует в венах Творца, бросая его "то в лед, то в пламя" поиска истины. Без риска жизнь немыслима, как творчество не существует без драматургии единства противоположностей. Фаготист-философ Владимир Таран на этот раз отличился во втором опусе Владимир Чолака - "Постлюдии для фагота и фортепиано". И вновь мы услышали "индивидуальный голос" исполнителя, дополняющий автора своей неординарной концепцией! В принципе, все исполнители фестиваля успешно  соперничают с композиторами в трактовке их замыслов, в чем пожелаем им дальнейших провокаций и удач.
И вот перед нами новая грань творчества Снежаны Пысларь, покусившейся разгадать тайну творчества во "Многих ликах Одиночества". Снежана предварила исполнение синопсисом, поясняющим свою концепцию влиянием музыки Вагнера из "Тристана и Изольды". Но, как всегда, мадам Пысларь ввела слушателя в заблуждение и никакой печали страдающей женской души мы не обнаружили. Напротив, перед нами предстала картины жаждущей экспериментов дамы, задавшей весьма сложный алгоритм для исполнителей. И только скрипачка Ольга Влайку, владеющая всеми секретами скрипичной техники, легко и убедительно справилась с логарфмикой Пысларь, объединившей интонации постромантизма и метод постмодернизма, обманывающий наши ожидания. Вагнера я и вовсе не обнаружила у Снежаны, а вот скрипичную Сонату Франка мне рука Влайку напомнила. Сама же скрипачка услышала влияние Рахманинова и Листа. И то по касательной - никаких прямых аллюзий Пысларь в своем "кроссворде одиночеств" не допустила, ибо уединение в индивидуальности - лучший друг творца! И каждый вправе слышать то, что ему по душе.
Завершила программу концерта очаровательная постимпрессионистическая Соната N2 для флейты и фортепиано Сигизмунда Тодуце - сочинение сколь трогательно-нежное, столь опять же мистически погружающее нас в саму суть Природы, Жизни и Любви к Творчеству! Комплименты флейтистке Марии Сербиновой - чудесный звук, умница!
Что ж, давайте любить, творить и бесконечно радоваться открытиям наших коллег, ибо общая энергия ожиданий и погружений способствует Ренессансу чувств, восприятий и побед, которые непременно ждут нас всех на пути музыкальных свершений!