Элитная группа весной 42 года. Часть четвёртая

Андрей Грачев 2
29 мая группа провела три успешных боя. Сначала утром 9 отряд заявил 6 побед на МиГами, из них три Штайнбатц, две Фюлльграббе и одну Зюсс. Затем вечером уже отличился 8 отряд, заявив в первом бою три и-16, потом три ЛаГГа.

9 отряд действительно провел успешный бой. В районе Савинцы 2 иап атаковал бф-109, завязался групповой бой, в результате было сбито четыре ЛаГГа. К сожалению, пилоты полка не смогли сохранить строй и сработать слаженно, отсюда и большие потери. Немцы заявили 6 побед, не очень погрешив против истины.

А вот что там насбивали летуны 8 отряда, вообще неясно. Во всяком случае, в указанное время потерь не отмечено, а и-16 в тот день не теряли и вовсе. Видимо, это был бой против 40 иап, который завершился без потерь. Немцы расписали победы красиво: Штеффен, Грац и Шумахер оформили по две заявки, причём каждый "сбил" и-16 и ЛаГГ. Наврали в тот день не только пилоты 8 отряда, например, две заявки на истребители в бою против 228-й ад заявил небезызвестный Франц Байер, хотя никаких истребителей он не сбил, более того, немцы сами потеряли в том бою два истребителя, пилоты попали в плен.

Последние интересные для нас эпизоды в этот период времени имели место быть 1 и 2 июня. 1 июня утром 7 отряд заявил 4 ЛаГГа и один Ил. По 2 победы оформили Зоммер и Даммерс. Вероятно, это был бой против 238 ад, которая потеряла один Ил и три ЛаГГа, но точнее сказать нельзя, поскольку время этого боя неизвестно. Все же, если учитывать репутацию пилотов, вероятнее, что этот бой состоялся вечером, когда подобные же заявки оформили пилоты I и II групп.

Наконец, 2 числа группа заявила 18 побед. 6 из них составили су-2, остальные - МиГи.

При этом ВВС ЮЗФ потеряла в боях всего 4 Яка и ни одного Су-2. Изучив время потерь, мы видим, что все эти потери никак не могли были быть понесены в боях против III группы. И мы видим, что все 18 побед, которые заявлены за 3 масштабных боя, являются фикцией. Немцы явно поняли, что активная фаза боев завершается, и стремились поскорее набить как можно больше фейковых побед. Так, Штайнбатц в стремлении к сотой победе в тот день оформил 4 заявки, превзойдя рубеж в 90 побед, стараясь обогнать значительно притормозившего по непонятным причинам Дикфельда. Из его отряда также две заявки оформил Эмбергер и две Зюсс. Ну, а 8 отряд провел около 14:50 абсолютно фейковый бой. Заявили аж 8 побед. Три оформил Грац, по две Штеффен и Шумахер, и одну унтерофицер Манфред Лоцманн, первую в карьере. Грац решал задачи скромнее - достичь 50 победы и РК. Такую же задачу решал Штеффен.

Итак, если подытожить, то мы видим, что III группа на самом деле ничем особым, кроме вранья, не выделялась. Её асы завышали в разы свои успехи. Особенно выделялся 8 отряд. Асов этого отряда - Шумахера, Штеффена, Граца, Дикфельда, мы можем признать наименее объективными. 9 отряд почти не отставал, однако Граф, Гриславски, Штайнбатц и другие асы этого отряда по крайней мере умели вести бой, хотя больше преуспели в наглом вранье. Бергстрем в своей книге старается сглаживать эти углы, однако на самом деле у Графа подтверждаемость в этот период, да и позже, весьма низкая. Относительно честнее был 7 отряд, но именно что относительно. Его асов тоже не назвать образцом объективности, хотя в целом они и сбивали поменьше, и врали поменьше.

График результативности группы напоминает кардиограмму - всплеск и спад. Видимо, таким способом пилоты старались создать иллюзию объективности и не привлечь излишнего внимания к своим заявкам.

Поговорим о дальнейшей судьбе самых ярких героев нашего рассказа. Граф, как известно, успешно достиг впервые в мире 200 побед, после чего его сняли с фронта. Избавление группы от этого персонажа сыграло роль положительную, так как группа стала более адекватной. В 42 году покинул фронт и Дикфельд, запомнившись разве что своими нелепыми фантазиями. Успешно прошёл всю войну Грац. Он стал объективнее впоследствии, однако, как выяснилось, лётчиком был средним, когда не врал, и постепенно совсем растворился в общей массе. Шумахеру повезло меньше. Он в небе я Кубани снова блистал, причём уже действительно стал толковым асом (очевидно, отсутствие Граца и Штеффена сказалось благотворно). Но затем везение закончилось, он был сбит Кирией в первый день боев на Дуге, еле добрался до своих, вскоре снова сбит и тяжело ранен. Окончательно закончилась его карьера в небе Ясс после встречи с пилотами 100 гиап. Штеффен сбит был в августе 43 года на Дуге вроде как огнем ЗА, что неверно, как нам удалось установить. В конце 43 года на Западном фронте погиб Зюсс, избежав неудач на Востоке. Его расстреляли в воздухе благородные западные летуны, коими так восхищался Штайнхофф. Точно так же погиб Цвернеманн. Он, кстати, стал адекватным асом уже в небе Сталинграда, а потом успешно воевал на Кубани. Даммерс погиб в небе Проскурова, сбитый, по всей видимости, Гребеневым Аркадием Дмитриевичем. Меньше месяца осталось жить Штайнбатцу и Эмбергеру, которых сбили советские зенитки в июне 42 года. В июле погиб Брюккманн в небе Ростова, сбитый Сергеем Сергеевичем Шировым. Гриславски впоследствии действительно стал асом сильным и объективным, был сбит несколько раз, но выжил...

Что до потерь, то в указанный период они были у группы незначительные, гораздо меньше, чем у других соединений люфтваффе, которые здесь работали. Просто потому, что пилоты группы не слишком усердствовали, принимали бой, лишь имея явное превосходство. Дурной пример Дикфельда, Графа, Штайнбатца и других действовал на группу в целом разлагающе, никто в бой не рвался. И вреда от вранья группы было достаточно много.

Заканчивая рассказ, отметим интересную особенность. Мы уже рассматривали бои в небе Киева. Теперь рассмотрели бои в небе Крыма и Харькова. Все эти операции были страшными поражениями Советской армии. Но только не в небе. В небе авиация Советского Союза достойно встречала врага, нанося ему серьёзные потери. В прицел советских пилотов попадали и немецкие асы. Если мы вспомним, например, бои в небе Запорожья, то ситуация будет обратной: операция была проведена блестяще, с минимальными потерями, но в воздухе немцы добились большого превосходства и, самое главное, сохранили всю свою элиту асов, сбив несколько очень сильных советских пилотов. Таким образом, бои в небе не зависели от боев на земле. Немцы в небе Харькова сосредоточили 7 (!!!) истребительных авиагрупп, и все же не добились господства.

И есть прямая связь успехов в небе с характером заявок. И в Киеве, и в Крыму, и в небе Изюма немцы лгали не просто, а в масштабах поистине космических. И заставить их обленившихся асов, которые думали только о наградах и рекордах, выполнять реальную боевую работу было практически невозможно. Молодые пилоты, видя такую наглость, тоже расхолаживались и теряли желание воевать всерьёз. Тому, кому удавалось понравиться асу, мог стать его фиктивным напарником, который формально подтверждал заявки и сам получал на свой счёт сбитые от щедрот ведущего. Остальные выполняли роль чернорабочих. Счета их росли очень медленно, и большинство погибало, не став асами. Мы уже говорили про эту особенность JG52. Кроме того, был ещё один побочный эффект в виде анархии, когда ас, даже не имеющий офицерского чина, титулованнее своего командира, и последний не имеет возможности всерьёз на него воздействовать.

В небе Запорожья всё было иначе. Тут уже асы напрягались всерьёз. Их держали в узде исключительно авторитетные люди - Крупински, Ралль, тот же Храбак. Сами сильные асы, они не давали уйти в оверклайм подчинённым.