Крестьянские поэты суды и судьбы

Виктор Санин
                Интеллектуальные силы рабочих и крестьян
                растут и крепнут в борьбе
                за свержение буржуазии и её пособников,
                интеллигентиков, лакеев капитала,
                мнящих себя мозгом нации.
                На деле это не мозг, а говно.
                (В.И. Ленин)

Ленину виднее, он сам интеллигент.

Всего лишь век назад – трудно поверить, как человечество выживало – в мире многого не было: социальных сетей, интернет-порталов, аккаунтов, блоггеров. А люди всё-таки были. Они жили неспешно-неторопливо, не суетились, не рвали и не метали, никуда не бежали. Тогда (как и всегда) среди них были такие, кто охотно стал бы обитателем сетей-порталов, чтобы встать в шеренгу «властителей дум». Впрочем, возможности были. Некоторые становились философами, другие – писателями, иные – поэтами, кто-то подавался в политику, а кто-то выбирал журналистику.
В силу развития средств производства (надо ведь прокормить дармоедов), таких людей было мало. Имя им «интеллигенция». Они работали головой. Остальные горбатились – работу работали.

Оставим без анализа вопрос чем отличались русские интеллигенты от западных интеллектуалов. Отметим главное: наши стремились изменить общество, добиться социальной справедливости для всех, воспитать нового человека, переустроить государство и общество.

В 1917 году им это удалось. Одни победившие интеллигенты немедленно отделили себя от основной массы и в качестве авангарда трудового народа пошли впереди. Остальные? Они оказались (или были туда определены) в компании «пособников» буржуазии. Оценка этой части интеллигенции вождём мирового пролетариата дана в эпиграфе. Творческая интеллигенция безжалостно отправлена в тот же унитаз.

                ОБЕЗДУШИВАНИЕ
               
                «Мы этих людей выслали потому,
                что расстрелять их не было повода,
                а терпеть было невозможно».
                (Л.Д. Троцкий)            

Есть формула: разделяй и властвуй. Её универсальность и нетленность доказана тысячелетиями цивилизации. Творческую интеллигенцию беспощадно классифицировали, систематизировали и прореживали.

В 1922 году состоялось выдворение из страны учёных, писателей и прочих. Списком. Из разных регионов. Пароходами и паровозами. Без имущества и скота. Впрочем, какой у них скот? Разве что коты и кошки…

Они покидали родину. Они страдали на чужбине. Но им повезло. Другие остались в родных палестинах.

Судьба, как известно, злодейка. Но иногда может дать шанс. Право каждого из нас воспользоваться. Беда каждого из нас его не получить или воспользоваться не так.
«Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно», - объяснил Троцкий, который тогда ещё не был троцкистом и врагом народа. Так он идеологически подстелил проведённое мероприятие, подвёл в своей статье научную базу под обездушивание страны. По мнению соратника Ленина, старая интеллектуальная элита выражала старые классовые интересы. Старые люди и их интересы редко молодеют. Практически никогда. А значит в новую жизнь они вписаться не могут. Ну, «невписуемые» они, что тут поделаешь? Только гнать!
Житейские передряги – это испытания. Их преодоление стимул или яд для творческих людей. Одних мобилизуют, других убивают физически или духовно. Иногда в дело вмешивается карающий меч, но об этом позже…

В итоге поэты по велению времени, иронии судьбы, стечению обстоятельств оказались в разных жизненных ситуациях в своей стране и за рубежом.

Тех интеллигентов, которые всё-таки умудрились адаптироваться к новым условиям, судьба не ждала. Она поджидала. Их высылали, но не в Европу. Их тоже везли пароходами и паровозами. Тоже без имущества и как скот, но не туда. Путь лежал на Север или на Восток. А многих вообще далеко не везли: дом – воронок – Лефортово – Коммунарка. И неизвестно, кому повезло.

Сегодня всё чаще звучат голоса в защиту сталинизма. Силу набирают, металл в голосе звучит набатно. Апологеты репрессий говорят о требовании времени, о политической целесообразности, о том, что репрессированные зачастую были расхитителями социалистической собственности, что многие из них заслужили наказание. Был наказан, значит было за что! В общем, разделяют выражение: был бы человек, а статья найдётся.

Верить их правде? Я сомневаюсь. Так уж я устроен – любое событие пытаюсь понять. Хочется разобраться, почему всё пошло так или иначе. Ещё полста лет назад, листая книжку о Есенине, наткнулся на термин «крестьянские поэты». Википедии тогда не было. Большая советская энциклопедия не дала определения (возможно, я плохо искал). Из близкого окружения Сергея Есенина заинтересовался Клюевым. Изучил в энциклопедии статью о нём. Приведу часть текста: «Поэмы «Деревня» и «Плач по Есенину» [1927] — совершенно откровенные антисоветские декларации озверелого кулака. Клюев открыто проклинает революцию за разоблачение мощей и т. д. и предрекает, что «мужик сметет бородою» новое татарское иго. Так развертывается социальная сущность клюевской «старорусской» эстетики. Мироощущение вымирающего кулачества, цепляющегося за прошлое и отталкивающегося от революции, и выражено в творчестве Клюева как одного из наиболее ярких представителей кулацкого стиля, среди которых следует назвать Клычкова, Орешина, раннего Есенина и др.»

Ну, когда виноватого не находят, его назначают. Вины нет? Придумают. Врага – тоже. Крестьянские поэты в ту пору были обобщены даже не по происхождению, а по их отношению к крестьянству. Напомним, что крестьяне были большей частью населения огромной страны. Поэтов оценили по их субъективной оценке действий советской власти. Дооценивали, досубъективничали. В жестокий век лучше держать язык за зубами, голова целее. Но как? Они же поэты! Которые в России больше чем поэты.

                НА НАШЕЙ СТОРОНЕ

Итак, крестьянские поэты оказались «недоинтеллигентами», их оставили в стране диктатуры пролетариата.

Что с ними стало? Не будем загружаться подробностями биографий каждого. Посмотрим на сухую статистику. Привожу простые факты: имя или псевдоним в скобках настоящее, год смерти, число прожитых лет и печальный итог.
Александр Ширяевец (Александр Васильевич Абрамов) 1924, 37 лет, менингит.
Алексей Алексеевич Ганин 1925, 32 года, расстрелян.
Иван Приблудный (Яков Петрович Овчаренко) 1937, 32 года, расстрелян.
Василий Наседкин, 1938, 43 года, расстрелян.
Николай Клюев 1937, 53 года, расстрелян.
Сергей Клычков 1937, 48 лет, расстрелян.
Пётр Васильевич Орешин 1938, 51 год, расстрелян.
Павел Николаевич Васильев 1937, 25 лет, расстрелян.
Артём Весёлый (Николай Иванович Кочкуров) 1938, 38 лет, расстрелян.
Леонид Николаевич Завадовский 1938, 49 лет, расстрелян.
Василий Наседкин 1938, 53 года, расстрелян.
Алексей Тверяк (Алексей Артамонович Соловьёв) 1937, 37 лет, расстрелян.
Николай Николаевич Зарудин 1937, 38 лет, расстрелян.

В среднем крестьянские поэты в СССР жили 41 год!

                НА ТОЙ СТОРОНЕ

Не будем рассматривать эмигрантов первой волны. Приведём только парочку имён из второй. Это прислужники фашистов.
Родион Михайлович Берёзов (Акульшин) 1988, 92 года, умер в своей постели.
Сергей Широков (Сергей Сергеевич Максимов) 1967, 51 год, болел и умер в своей постели.

В среднем предатели относительно благополучно просуществовали 71 год.
Судить их поздно, да и незачем. Самое правильное – забыть. Но по укоренившейся традиции имена иуд прочнее в нашей памяти, чем имена преданных имя. За редким исключением.

                В СУХОМ ОСТАТКЕ

Исследователи творческого наследия поэтов русского зарубежья редко обходятся без фразы о «трагическом мироощущении», которое нашло отражение в их творчестве… Это там.

А здесь?
В творчестве оставшихся трагическое настоящее отразиться не успело (ну, как правило). Голоса их придушили, а тем самым современников обездушили.
Обидно, что более или менее долго и благополучно живут не здесь, да предатели. Ещё обиднее, что находятся апологеты палачей.