Зачем Бог создал мужчину и женщину

Игорь Устичев
                Общепринятое понимание Библии дает на этот вопрос такой ответ: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственному ему» (Быт.2:18). Вроде все ясно: человеку нужен помощник и друг в причастии благодати и радости Божьей. Если Бог на может быть Любовью Самой в Себе, то и человек не может жить для самого себя. Возникает вопрос: а почему Господь создал помощником человеку женщину? Причем, создает ее второй раз подряд, потому что ранее Он уже сотворил мужчину и женщину: «И сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их» (Быт.1:27). И если во втором случае речь идет именно о муже и жене, то во первом о человеке и женщине. Как это понимать: Бог, что дважды творит одно и то же? Внятного ответа на этот мистический вопрос найти очень трудно. Основной акцент экзегетов делает на слова «По образу и подобию». Если внимательно изучить первые главы Книги Бытия, то невозможно не заметить множество параллелизмов в них содержащихся: то, о чем говорится в первой главе, повествующей о шести днях творения, содержится и во второй. Чтобы понять это кажущееся противоречие необходимо обратиться к истокам возникновения христианского вероучения.
                Как известно, в основе богословской системы христианства лежит древнегреческая философия Платона и неоплатоников, суть которой сводится к тому, что у каждой вещи есть свой прототип или идея (логос), которая предшествует появлению самой вещи. Всякая деятельность человека подчинена этой парадигме: сначала возникает идея, а потом начинается ее реализация. Если идеи (логосы) могут существовать без их воплощения в жизнь, т.е. без появления самой вещи, то ни одна вещь не может получить свое бытие без предшествующей ей идеи. Говоря проще, не все задуманное обязательно совершается, но все совершенное – обязательно было задумано. Руководствуясь этим дискурсом, мы приступим к рассмотрению параллелизмов 1 и 2 глав Книги Бытия. Существует множество толкований по этому поводу. Если их обобщить, то можно сделать следующий вывод: первая глава раскрывает порядок всего домостроительства Божьего, т.е. представляет собой план создания Вселенной и человека, а вторая – показывает его воплощение в жизнь. Святой Дух, по наитию Которого, Боговидец Моисей писал свое Пятикнижье, мог бы просто опустить первую главу и начать сразу с описания творения  Мира и человека. Однако, Библия содержит именно такой порядок, какой был угоден Творцу. Этим человек научается действовать как Бог, т.е. сначала планировать, а затем реализовывать поставленные цели. Предварительное планирование и осуществление задуманного в соответствии с планом является признаком высокой умственной деятельности, делает жизнь упорядоченной и целенаправленной, создает гармонию и красоту, чему противостоят хаос и анархия. Поэтому первая глава показывает нам строительство Вселенной на этапе ее планирования или возникновения логосов (Божественных идей) бытия, а вторая – ход их реализации.
                Итак, мы выяснили, что что под словами: «мужа и жену сотвори их» следует понимать план сотворения человека. Характерно, что если в первой главе речь о сотворении мужчины и женщины идет от Бога, как от первого Лица, то во второй – на этапе создания Адама, речь уже идет о творчестве всей Святой Троицы, т.е. о Боге во множественном Лице. Это является доказательством того, что вначале Бог Отец создал логос или идею сотворения людей, т.е. проявил Свою волю, а затем в реализацию воли Отца была вовлечена вся Святая Троица. Бог Отец сотворил человека Сыном через Святого Духа. Итак, с вопросом появления человека в общих чертах, насколько это возможно в рамках настоящей работы, мы разобрались. Теперь нам предстоит ответить на главный вопрос: зачем Бог создал именно мужчину и именно женщину? Ведь в качестве помощника Господь мог дать Адаму второго такого же человека, а он создает не такого, а «соответственному ему». Соответственный – значит похожий в общих чертах, но не тождественный. В чем было предназначение женщины, и почему Бог создал Еву не также, как и Адама, а из ребра его? Этот порядок тоже имеет свое богословское обоснование. Его смысл в учреждении иерархичности бытия человека, аналогичной с Небесной иерархией горнего мира.  Как все, что получило свое бытие имеет его в Боге, так и все люди имеют свое начало в Адаме. Божественная Премудрость предвидела падение Адама и Евы, изгнание их из рая и последующую земную жизнь всего человеческого рода. Именно поэтому, еще до сотворения наших прародителей Бог, дает заповедь: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт.1:28).
                Таким образом, сотворение Евы преследовало несколько целей. Во-первых, ее создание из ребра мужа означало повиновение женщины мужчине (будущий соблазн Евой Адама в раю по наущению змея здесь тоже учитывался): «и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою». (Быт.3:16); во-вторых, устанавливалась семейная иерархия, вне которой полноценной семьи угодной Богу быть не может. Именно это имел ввиду апостол Павел, когда в своей антропологии сравнивал жену с Церковью, а ее мужа или главу – со Христом: «потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» (Еф.5:23-24).
                Нарушение этого порядка было одной из главной задачей дьявола, ибо разрушении семейной иерархии неизбежно ведет к деградации и уничтожению семьи. А где нет порядка, там воцаряется анархия, хаос и вражда на Бога; в-третьих, создание женщины было необходимо для продолжение человеческого рода, т.е тех, кому надлежало размножаться и наполнять землю. Адам и Ева в раю потребности в этом не испытывали, потому что она не «имела влечения к мужу своему», а он не испытывал влечение к Еве как к женщине. Ева была Адаму просто товарищем и помощником. Бог не ставил перед ними задачу размножения. Он их просто поселил в раю для блаженства и служения Ему, которое заключалось в исполнении всего одной заповеди: «Не вкушай». Однако, произошло то, что произошло и землю стал наполнять падший человеческий род. Богоданый институт семьи, постоянно подвергался нападкам дьявола, и надежной защитой ему была вера и Закон Божий. По мере, умножения людей, расширения церкви и разрастания греха, стала оскудевать и вера. Вместе с ней подверглись умалению все духовно-нравственные ценности, заложенные в человеке, как в образе Божьем. Начиная с Эпохи Просвещения и особенно со второй половины XVIII в., рационализм взял верх над верой. Вместе с ним в жизнь ворвались: феминизм, либерализм, демократия, распущенность и вседозволенность. Грех перестал быть злом и стал «правом человека на свободу». Не обошли эти губительные процессы и семью. Лишенная опоры в Боге, она стала легкой добычей дьявола. Семейная иерархия стала уничтожаться, а чуждые ей разрушительные «ценности» утверждаться. Это привело к порождению таких богомерзких явлений как ЛГБТ-сообщества и признание церковью (не Православной) однополых браков. Дьявол продолжает делать все, чтобы род человеческий уничтожился сам в себе.
                Понимание изначальной роли женщины крайне важно, особенно в современных условиях повсеместного разврата и уничтожения семейных ценностей. Начиная с Евы, женщина затаила в себе месть и обиду за вынужденное подчинение мужу. Эта обида уже не осознается как таковая, сохранившись на генетическом уровне, но дает о себе знать в таких проявлениях женской натуры, как лидерство в семье, главенство над мужем, стремлении быть независимой, стать не хуже мужчины и доказать себе и остальным, что она лучше и умнее. К сожалению, многие из них не задумываются о последствиях таких феминистских устремлений. А итог у них всегда один: одиночество, ненависть, презрение, зависть, распущенность. Вне семейной иерархии и ценностей, данных Богом, женщина существовать не может и превращается совершенно не в то творение, каковым его задумал Бог. А это неизбежно ведет к падению и смерти души. Кроме того, деградация женщины ведет к обратно пропорциональной деградации мужчины, и все это приближает мир к его логическому концу.