Грамотность в старой России

Александр Сергеевич Трофимов
В наше время уже мало быть грамотным в написании слов и в чтении несложных текстов. Уж молчу про поэзию. Обвинила меня одна писательница Прозы.ру неправде, оскорблённая моей информацией о жизненном и общественном подъёме в России с начала двадцатого века.
Ну и решил написать реплику о грамотности.

Научить народ писать и считать мешало крепостное право. Однако,  ещё в восемнадцатом веке при Петре до 90% солдат были  грамотны.
После 1861 года церковью были организованы около 18 тысяч начальных училищ, называемых в народе церковно-приходскими школами. Хороших и прилежных учеников ещё мотивировали. У моего деда был  псалтырь с дарственной надписью за успешную учёбу. Второй дед  из крестьян, перебравшийся в город работать на фабрике, тоже был грамотным.
С 1884 года к просвещению подключилось государство с созданием сначала одноклассных, потом четырёхклассных школ. С развитием земств появились земские школы. С началом двадцатого века у правительства были планы достижения системы всеобщего обучения за 5 -15 лет.

 Книжное дело быстро развивалось. Даже Ленин отмечал большой интерес к нему у купечества. Уже по переписи 1897 года грамотным  в России был  21% населения. Это с учётом глухих мест и большинства крестьянства. В городах читать могло более половины. С революциями и гражданской войной книгоиздательство и книготорговля как и школы рухнули. Появились более 5 миллионов беспризорников.
Но тем не менее по переписи 1926 года в группе 9-49 лет число грамотных было 56,6%.
А грамотность в СССР достигла 98,8% только к 1959 году.