Историческое языконеведение

Дориан Грей
- Правда ли, что русский язык придумали в восемнадцатом веке?
А я дышу в телефон и даже не знаю, что ответить. И стоит ли вообще отвечать. Для меня вопрос прозвучал, как «А правда ли, что воробьи – это летающие мыши?».  Другая реальность.  Беру себя в руки.
- А древнерусский? – спрашиваю. – А праславянский?
- Древнерусский – это вообще болгарский!
Аааа… Стало страшно.
- Представь, - говорю, - что ты сидишь на дереве. На толстой ветке длинною в триста миллионов человек – столько разговаривает на русском по всему миру. Рядом много ветвей – потолще, потоньше, подлиннее, покороче. Ветви растут, разветвляются, переплетаются, некоторые, к сожалению, пересыхают, другие распадаются на новые веточки. А вон и болгарская ветка – длинною в десять миллионов, она растет чуть южнее. Чуть западнее растут польская и чешская ветви. Толстая восточная ветвь, которую называют «древнерусской» или «общевосточнославянской» распадается на три ветви поменьше – русскую (300 млн. человек), украинскую (30 млн. человек), белорусскую (5 млн. человек). И вот ты сидишь на дереве, смотришь вниз, на ствол, на корни, и говоришь: «Все ветви как ветви, и только мою ветку к стволу в восемнадцатом веке гвоздями прихреначили».
Смешно? Смешно. Глупо? Глупо. Страшно? Очень.
Языки не придумывают, не изобретают, не объявляют высочайшими указами. Языки живут, развиваются, крепнут, набирают силу, впитывают лексику соседних языков. Можно заставить разговаривать на языке государственном, при этом нельзя запретить думать на языке родном. Умерьте амбиции, наивные мои языковеды, - не в ваших силах отрубать ветви от великого дерева, сушить их, переименовывать или менять местами. Смиритесь: жизнь намного сложнее, чем вы можете себе представить. Но станет намного проще, если вы перестанете ее усложнять. А языки – и русский, и украинский, и любой другой – будут жить, «прорастать» по своему разумению, как бы ни пытались им в этом помешать. Для языков срок жизни любого «реформатора», «изобретателя», «распорядителя», «языкового омбудсмена»  - лишь шорох ветра в листве.

Для Телеграм-канала "Иван Быков писатель".