Глава 3 Церкви Села Марфино Часть 4 Истор. Усадьбы

Дудко 3
Усадьба Марфино" - фотоальбом пользователя Sonic_off на Туристер.Ру
sonic-off.tourister.ru
Усадьба Марфино.
Дворец графини Паниной Марфино


ГЛАВА3  ЦЕРКВИ СЕЛА МАРФИНО

Боярин - тюркское слово, означает - "богатый человек".
Боярин Борис Алексеевич Голицын ставит точку в отношениях с воспитанником своим, Петром Первым, после постройки церкви в Дубровицах. Он получил боярскую шапку, он достиг всего, к чему стремился. Видимо, ответа на вопрос "что дальше?" не находится у него, наступает разочарование, депрессия, как сказали бы сейчас.
Он удаляется в Гороховец и принимает там постриг.

Имущество распределяется между родственниками. Марфино получает супруга, урожденная Хворостинина.
Она завещает имение любимому сыну (всего в семье было 10 детей), Сергею Борисовичу, который в браке с Прасковьей Головиной.

Наступает эпоха дворцовых переворотов:  птенцы гнезда Петрова перегрызлись за власть.
Меншиков при поддержке гвардии возводит на трон Екатерину Алексеевну.

Но у нее не остается наследников, претендентом становится Петр Второй Алексеевич, в супруги которому Меньшиков прочит свою дочь, но ничего не выходит, Меншиков оказывается в Березине (Сибирь), а клан Голицыных-Долгоруких, напротив, возвышается.
Однако, свадьба Екатерины Долгорукой с Петром также не состоялась, ввиду его скоропостижной смерти.

И Голицыны-Долгорукие продвигают на трон Анну Иоановну...

Затем опала, банкротство Голицыных - и в 1728г. Марфино продается Петру Семеновичу Салтыкову.
Он перестраивает усадьбу на европейский манер, тогда это было еще на другой стороне оврага, там, где церковь.

При Елизавете начинается война с Фридрихом Прусским, русские войска под началом Салтыкова, но он политик, он лавирует между Елизаветой и Петром Третьим Федоровичем. Именно он выбирает Петру в невесты будущую Екатерину Вторую.
Петр унаследовал от деда (Петра Первого) эпилептические приступы, которые становились все серьезней.

Салтыков почти уже дожал Фридриха, но неожиданно отступил, за что был заподозрен в измене и предан опале.

Позднее уже Екатерина назначает его московским генерал-губернатором.
Когда в Москву приходит чума, случается Чумной бунт, губернатор сбегает в Марфино.
Екатерина приходит в ярость, посылает в Москву братьев Орловых, а Салтыкова лишает всех постов. Так что он продолжает жить в Марфино до самой кончины.

Наследнику, Ивану Петровичу, дом кажется маловат. Он оставляет его, и уже за оврагом строит новое здание усадьбы. Это деревянный дом с треугольным фронтоном, симметричными флигелями (по типу Архангельского).
Слева закладывается французский парк, а возле пруда - пейзажный английский парк.
От тех лет до нас дошли корпуса, которые называют "псарнями", хотя документально это никак не подтверждено. За ними сейчас - новые корпуса санатория.

Гости тогда приезжали на поляну.
Сам хозяин неплохо пел, опера тогда была в моде. Был также и домашний театр, для гостей устраивались катания на яхтах, фейерверки и прочие развлечения.
В числе прочих тут бывала чета родителей Пушкина.

Женат Иван Петрович на графине Дарье Петровне Чернышёвой, женщине весьма колоритной, почитавшейся одним из столпов московского допожарного общества.
В семье было трое детей, усадьбу унаследовал сын, Петр Иванович, накануне 1812г. Он поручик лейб-гвардии, участвовал во всех походах, был ранен под Аустерлицем, умер от заражения крови, не оставив наследников.

Усадьба была оккупирована, разграблена и сожжена. Остались одни "псарни".

Наследницей усадьбы оказалась Анна Ивановна Орлова, урожденная Салтыкова. Заниматься восстановлением у нее не было ни сил, ни желания. Слабое здоровье графини требовало перемены климата и лечения заграницей. Григорий Владимирович Орлов оставил службу и уехал с женой в Европу.
Граф Григорий Владимирович Орлов - последний представитель рода екатерининских Орловых, единственный наследник всего огромного состояния.

Отец знаменитых братьев Орловых при Петре был губернатором Великого Новгорода.
В семье было 10 детей, выжило 5. Иван, старший, остался главой семьи, остальные звали его "братец-батюшка". Григорий Орлов оставил воспоминания: "Братец-батюшка нотации читать нам изволил, мы не внемли... в ухо кулаком бац - и просветление наступает".
Братец-батюшка отправил младших в гвардию. Григорий привлек внимание Екатерины как "самая красивая физиономия России", а вот Алексей Орлов был мозговым центром. Все жалование братьев перечислялось на братца-батюшку, а он, умирая, распределил все без обид.

В общем, Анна Орлова продает Марфино свекру.
А тот готовить приданое для дочери Софьи к ее браку с Паниным. Начинается быстрое восстановление усадьбы в стиле ампир, тогда еще в дереве.
Но Софье Владимировне потом это кажется устаревшим.

В эпоху Екатерины было два Панина:

1. Никита Иванович, воспитатель Павла. Был за Екатерину в качестве регента при сыне до его взросления. Но уступать трон она явно не собиралась, позднее делал попытки ограничить ее власть.  Никита Сергеевич должен был вступить в брак с Анной Шереметевой, но она скоропостижно умирает, и он так и не женился. Портрет ее, кисти Аргунова, мы можем видеть в музее Тропинина, и знать, что шуба была написана позднее, поверх подвенечного платья.

2. Петр Иванович Панин, брат Никиты, подавитель восстания Пугачева, написал книгу о народах Сибири и Азии.
Был женат дважды, в первом браке с Анной Татищевой, все дети умирали в раннем возрасте. Второй раз брак с Марией Вейдель, ему уже 46 лет, молодую жену он очень любит и всюду берет ее с собой.

Нам интересен его сын, Никита Петрович Панин.
На трон после восстания декабристов выступает Николай Павлович. В обществе после эпохи национального самосознания начинается эпоха романтизма. Становится популярным английский мастер Адам Менелас.

Его работы в Москве и Подъмосковье - усадьбы Горенки, дворец Разумовского на  улице Казакова...
Последняя работа -  коттедж в парке Александрия в Петергофе, был сделан для Александры Федоровны, женщины необыкновенной красоты, учившейся у Жуковского,  который привил ей любовь к русской литературе.
На фасадах Коттеджа был помещен герб Александрии — щит с обнаженным мечом, пропущенным через венок белых роз. Этот романтический рыцарский герб был придуман поэтом В. А. Жуковским и присутствовал практически на всех постройках Александрии.

И вот все общество погружается в служение прекрасной даме, в рыцарскую эпоху.
В архитектуре уходит классический стиль, теперь это скучно, становится популярен стиль неоготики.

В Москве Менелас оставляет, как своего последователя, архитектора Быковского.

И вот Софья Орлова-Панина поручает реконструкцию усадьбы именно ему.

Центральная часть обрезается. Достраиваются края с башенками-пентаклями.

Лоджии центральной части не были застеклены, там должны были появляться прекрасные дамы. Флигели усадьбы были позднее разрушены, их восстановили в 70-е годы. В барочном стиле, но с готическими раскладками.

Перед замком образуется проезд. Туи были высажены, когда любой санаторий подражал Сочам. Раньше тут были деревья разграничивающие усадьбу и псарню, фонтана тоже не было.
Интересный архитектурный секрет: с той стороны тяжелые башни-дожон, но с этой стороны - легкость, и дом не "проваливается", как, например, в Архангельском.

Из цветов преобладали розы, в духе той эпохи. В нишах должны были стоять статуя, но их так и не было установлено.

Амфитеатр, в центре итальянский фонтан, устроенный на естественном перепаде высот (предположительно автор - Витали)


Причал с грифонами - хранителями сокровищ и, одновременно, часть герба Романовых.

Быковский решает изменить парадный въезд через ворота с другой стороны чтобы деревья не заслоняли with a по извилистой дороге подъезжая гости могли видеть то  то другой открывающийся вид архитектурные сву

Архитектурная ось проходит через остров, дом просматривается как замок на горе, рядом причал и два моста - большой, через русло реки Учи, и подпорная стена с галереей - визитная карточка усадьбы. Увы, он находится сейчас в печальном состоянии.

С другой стороны оси - подсобные постройки: конюшня, кузница и так далее.  Кульминационная точка - холм-Парнас, на котором установлена ротонда с фигурой Аполлона на втором ярусе.

Екатерина 2 писала, что она не любит стриженые деревья и фонтаны, так как "они мучают воду", поэтому сложные для ухода французские парки уходят в прошлое. Аллеи засажены липами и плодовыми деревьями, мостики через естественные ручей, сейчас немного запруженный. Беседка-полуротонда, с утраченной росписью купола под кессонированный потолок в технике гризали.

Еще есть озерцо, это высшая точка, и отсюда питаются водой все нижние водоемы.

У четы Паниных 4 дочери и 6 сыновей. Марфино наследует Виктор Никитич, но живет он в Петербурге, усадьбу считает затратной, ему не до нее, все работы здесь свернуты.

В браке с Натальей Павловной Тизенгаузен. Это большая известная семья, пришедшая на службу России во времена польских разделов.
В семьи 4 дочери и один сын, Владимир Викторович Панин, он женат на Анастасии Андреевне Мальцовой, наследнице всех стекольных производств России.
И все достается их дочери, Софье Владимировне Паниной. Она вступила в брак наступает с Половцовым, сыном миллионера, внучатым племянником императоров. ( в питере сохранился особняк Половцова)

И вот вторая владелица с именем Софья Владимировна посещает усадьбу, проводит здесь необходимые ремонтные работы, но далее начинается Первая мировая война.

Софья Владимировна организует санитарные поезда, входит в состав Временного правительства, фактически она является министром здравоохранения. Ее уважают и солдаты, и матросы, что, однако, не спасает ее от ареста в 17 году, суд проходит еще с адвокатом, выходит она оправданной, но выводы делает верные, и выезжает во Франции, где помогает бедствующим эмигрантам.
При нацистах уезжает в США и сохраняет деятельный характер до конца жизни.

Усадьба национализирована, комиссия делает опись, но никаких особых коллекции тут никогда и не было, а прочие предметы интерьера большого интереса не представляют, это сейчас они уникальны, но в то время им было еще немного лет.
В дом вселяется детская колония. В 1941 году недалеко проходит фронт, в усадьбе развернут госпиталь, но обстрелов не было, и дальше ее оставляет за собой военное ведомство, что вероятно и спасает усадьбу от полного разрушения.  В 90-е выгорает деревянная часть здания в центре, и восстановлена она заново уже в кирпиче.

Мы покидаем территорию нынешнего санатория, и дальше - свободная прогулка по местам, которые ныне никому не принадлежат.

Поэтому не приходится удивляться их состоянию, увы.

                ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ