Глава 3 Церкви Села Марфино Часть 3 Церковь П и П

Дудко 3
ХРАМ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА


ЦЕРКВИ СЕЛА МАРФИНО  ЧАСТЬ 3 ЦЕРКОВЬ СВЯТЫХ ПЕТРА И ПАВЛА

Две церкви стоят напротив друг друга.

Это  Храм РОЖДЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ и Храм СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛВ.

Церковь Рождества Богородицы в Марфино возведена в 1707 году.  Она построена по проекту талантливого крепостного зодчего Владимира Ивановича Белозерова в духе европейского ренессанса. Основываясь на лучших традициях отечественной архитектуры, используя навыки, приобретенные в период обучения во Франции, Белозеров создал храм, отличающийся стройностью и благородством пропорций.

В 1777 году, при Иване Петровиче Салтыкове, была возведена зимняя каменная церковь святых апостолов Петра и Павла, которая принадлежит к редкому для конца XVIII столетия типу церкви <под звоном>. Небольшая, стоящая недалеко от церкви Рождества Богородицы, она отличается гармонией масс и не имеет декоративных излишеств.Скудные источники не донесли до нас имя архитектора.

Пояснительная записка к проектному заданию реставрации памятника архитектуры — летней церкви усадьбы Марфино, хранящаяся в производственном бюро по охране и реставрации памятников культуры Московской области, официально подтверждает научно доказанный факт: церковь Рождества Богородицы подлинная. сегодня мы видим ее точно такой, как она была построена три века назад.
Эти намоленные стены помнят голоса великих людей нашего Отечества. Здесь возносили свои молитвы сам Петр I и выдающийся историк Карамзин, Василий Львович Пушкин — дядюшка великого поэта и прочая российская аристократия в лице Голицыных, Салтыковых, Трубецких, Паниных…

Исторические исследования последних лет позволяют нам сделать еще один важный вывод. Оригинальность конструкции храма РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ, стоившая жизни его автору, отнюдь не профессиональная ошибка, а свидетельство творческой прозорливости талантливого человека.

Остается только восхищаться интуицией этого зодчего из народа, который одним из первых смог уловить тенденции архитектурных влияний Северной Европы на устоявшийся традиции российского градостроения.

Архитектура классических европейских стилей началась в России со времен Петра I. Говоря об этом, обычно вспоминают Летний дворец, Кунсткамеру, здание Двенадцати коллегий — Петербург.
Между тем, в Москве еще до основания Санкт-Петербурга сложился первый в России ордерный, классический стиль, основанный на прямых контактах с Голландией. Этот стиль еще ни разу не был описан, он столь же загадочен и насыщен заимствованиями, как <слой голландских трубок>.

В конце XVII века изменения в архитектуре России происходили с удивительной быстротой. Ничто, кажется, не предвещало начала нового стиля, но длительная поездка царя Петра I в Европу вместе с Великим посольством (1697-1698 гг.) резко изменила все направления русской архитектуры.

Еще таинственное то, что новый стиль, который автор предлагает назвать стилем Великого посольства, развивался не в постройках самого царя и его правительства, а появился сразу в подмосковных усадьбах московской аристократии. Ближайшие сподвижники Петра и более далекие от трона бояре и дворяне были более чувствительны к «ветру перемен», а государственная администрация дольше действовала по инерции. Так или иначе, в центре, в подмосковных усадьбах, а чуть позже — в самой столице ненадолго устанавливается голландский архитектурный вкус.

Первой появилась церковь свт. Николая Чудотворца в усадьбе Троекурово, сооруженная в 1699-1706 гг. по заказу князя И.Б. Троекурова. За ней последовали: церковь Рождества Богородицы (1701-1707 гг.) в усадьбе Марфино, принадлежавшей воспитателю Петра I, князю Б.А. Голицыну, и церковь свт. Николая Чудотворца (1706 — 1707 гг.) в усадьбе Полтево, которой владел адмирал Ф.М. Апраксин.
Таким образом, к этому «современному» направлению, оперирующему формами «северного барокко», принадлежат всего четыре храма: в Троекурово (он и самый ранний), в Марфине, в Старо — Никольском и храм Вознесения за Серпуховскими воротами.

Говоря о декоре, автор статьи В. Седов отмечает: <Основное в <барочных> храмах — ясный ритм обычно сдвоенных тосканских пилястр на постаментах и крупные полукруглые или треугольные фронтоны. В исключительных случаях — Марфино (!) — появляются характерные для голландской архитектуры середины XVII века коринфские пилястры с гирляндами.

Вот так, благодаря культурному влиянию Голландии и визитам голландских мастеров, Белозеров вторым в России создает храм в совершенно новой стилистике.