Письма Учителю. Ядро

Евгений Садков
 "                Любезный граф,

 в очередном июньском письме Ергольской, за 1852 год, Вы вновь возвращаетесь к статусу Вашего пребывания на Кавказе. Как  выражаетесь, служебном деле.

 "...меня употребили на службу, но я не был ещё зачислен".

 Ох, уж эти бюрократы. Такое событие сорвали, так изменили судьбу человека.  Ладно, нобелевская премия, высшая награда Отчизны, вот обида, вот досада.

 "...ни на производство, ни на знаки отличия нельзя надеяться".

 Именно, Лев Николаевич, никакой надежды. Да и упущенная возможность.

 Участвуя в походе против горцев, как Вы пишите Татьяне Александровне, имели случай два раза быть представленным к Георгиевскому кресту.

 Или три, как упоминаете Вы в более позднем письме Бирюкову.

 Разберем упомянутые изначально.

 На реке Мичике ядро ударило в колесо пушки, которую вы наводили. Позже Вы вспоминали отделившее Вас от смерти расстояние, одна тысячная линии.

 До нас дошли отзвуки этой величины в виде непонятного большинству слова "трехлинейка". Проще говоря, Вы были на волосок от гибели. Точнее, на пару микронов.

 Вы, естественно, упомянув Татьяне Александровне о возможности получения награды, не написали о смертельной опасности. И это понятно.

 "Откровенно сознаюсь, что из всех военных отличий этот крестик мне больше всех хотелось получить и что эта неудача вызвала во мне сильную досаду"

 И следом, что дальнейшая возможность получить крест уже прошла.

 Разберемся в коллизии. Попробуем довериться википедии. По этой версии, Вы уступили награду простому солдаты.

 Но имея возможность получить "Георгия", подтверждаете и свой статус "солдат и нижних воинских чинов". Нет, не могу совместить "не был зачислен" и "имел возможность быть представленным".

 Возможно, военные бюрократы так польстили молодому самолюбию.

 Ну и о дальнейшей возможности, которая быстро прошла. Как я понял, к моменту написания  письма Вы уже не унтер-офицер. Поздравляю, граф, Вы- подпоручик.

                Ваш ученик ЕС.

 Да, кстати, Лев Николаевич. Получается, горцы, кроме сабель и старых ружей, имели в своем арсенале весьма точно бьющие пушки. Откуда? Или отбили у неприятеля, или помогал будущий член НАТО"