Друг мой Саахов

Григорий Саамов
Я в Подольск приехал в 1967 году. Предложили мне работу в Подольской типографии Союзполиграфпрома, что на улице Кирова, 15. Директором тогда был участник войны, совершивший в 1944 году подвиг, но потерявший там левую ногу, отличный руководитель и достойный человек Александр Дмитриевич Талыков. А главным инженером была женщина. Меня назначили главным механиком.
Уже через несколько месяцев после моего прихода на эту работу случилось ЧП: нам перекрыли газ, который подавался в местную котельную. Оказывается, был подписан договор о подключении здания типографии к городской тепловой сети. Подписала  главный инженер и ушла в отпуск. Но не было закуплено  никакого оборудования. Пришлось всё делать скоропостижно. А был уже конец сентября.
Нам очень по доброму помогло руководство городской тепловой сети и лично директор организации Евгений Гаврилович Рожков в деле приобретения оборудования и монтажа новых сетей.
Но было одно НО: монтажники, выполняющие эти работы, приходили после смены на основной работе и работали фактически по ночам. Состав их каждый день менялся, но, привычки у всех были одинаковые: проработав час-полтора, бросали работу и напивались. Так что выполнение этой важной задачи оказалось под угрозой.
Я предложил директору ночами находиться на предприятии и контролировать работу монтажников. Директор пожалел меня, но, не видя другого выхода, согласился. Ведь начались уже холода, ночные заморозки.
Пять суток шла тяжёлая работа по завершении монтажа системы, и я пять суток вообще не спал. Запустили мы отопление 4 октября, в 4 часа утра. Эту ночь и директор провёл с нами. И когда в здании стало тепло, Александр Дмитриевич решил накрыть небольшой благодарственный стол. Я радостный пошёл помыть руки, зашёл в свой кабинет, сел за стол и… уснул. Уснул так крепко, что не могли меня разбудить. Директор испугался и вызвал скорую помощь. Меня отвезли в больницу в спящем состоянии…
Утром в палату пришла молодая, красивая, докторша Римма Николаевна Гогенко. Послушала сердце, послушала лёгкие и фыркнула: «Не понимаю, зачем его сюда привезли…». И неожиданно спросила:
– А какой у вас стул? – я гордо ответил:
– У меня не стул, а удобное кресло. – Соседи по палате чуть с кроватей не упали.
– Я вас спрашиваю: как вы по большому ходите? – После небольшой немой сцены я ответил:
– По большому счёту я хожу нормально.
– Господи, зачем его сюда привезли, он вообще не больной.
Но медицинские шутки на этом не кончились.
Это было время, когда фильм «Кавказская пленница» был очень популярен. В то же время в Подольск, в кинотеатр «Родина», приглашали известных артистов. Здесь побывали Иннокентий Смоктуновский, Евгений Леонов, Георгий Вицин, Нонна Мордюкова.
И вот приехал Владимир Этуш. Он пытался рассказать о работе в Театре Вахтангова, о работе руководителем театрального училища. Но публика требовала рассказать о Саахове. Актёру пришлось перейти на эту тему. Он рассказал, что образ Саахова он создавал, учитывая повадки и интонации речи родственника жены, который жил в Баку. Когда фильм был закончен, артисту стало не по себе, так как его Саахов получился слишком похожим на этого родственника. И когда при встрече спросил у него, как ему понравился Саахов, тот ответил:
– Слушай, этот прохвост кого-то напоминает, клянусь честное слово.
И уже почти весь Подольск стал говорить под Саахова.
Но этот кино-персонаж в связи с схожестью фамилий, и со мной сыграл забавную шутку…
Разболелся зуб и я пошёл в стоматологическую поликлинику. В холле своей очереди ждали человек тридцать. Лица у всех мрачные, испуганные. К врачам в зал вызывали так: дверь была приоткрыта, и громко кричали, не выходя: «Сидоров!», Николаев!»…
Когда подошла моя очередь, дверь широко открылась, вперёд вышла молодая, красивая медсестра и, хитро улыбаясь, объявила:
– Приглашается товарищ Саахов! – Меня как подбросило. Вскочил и ответил в той же тональности:
– Аполитично, аполитично рассуждаешь, клянусь честное слово! Я ничего не сделал, только пришёл зуб залечить. – Медсестра продолжила игру:
– Мы и вас вылечим, товарищ Саахов, быстро вылечим.
– Нет, торопиться не надо, торопиться не надо, главное вернуть обществу полноценного человека, да!
– Прошу вас в зал, товарищ Саахов, доктор вас ждёт. – Люди оживились, стали смеяться. Казалось, что у них зубная боль прошла. А я пошёл, продолжая игру:
– Надо пройтись, подышать свежим воздухом, а то всё кабнет, кабнет.
Мне зуб посверлили, залечили, запломбировали, и я довольный вышёл из зала. Медсестра, провожая меня, продолжила игру:
– Приходите ещё, товарищ Саахов, мы вам всегда рады. – И я поддержал её:
– Товарищи! Наша Нина, она медсестра, комсомолка, спортсменка, красавица и за всё это ей платят мизерную зарплату. Это аполитично, клянусь честное слово!
– Да, товарищ Саахов, зарплата мизерная…
Нам даже аплодировали.
На второй день ко мне подошла работница нашей типографии и спросила:
– Вы, наверно, долго репетировали вчерашнюю инсценировку. Я там была и все так и поняли, что это заранее подготовлено.
И она сильно удивилась, когда я сказал, что это была импровизация.
Фото из Интернета.