Элитная группа весной 42 года. Часть третья

Андрей Грачев 2
17 числа группа заявила 12 побед, и тоже все над "МиГами". Из них пять штук утром заявил 8 отряд, дважды отличились Грац и Штеффен. Поскольку нам известно только о двух немецких заявках на истребители типа "МиГ" от других частей (хотя заявки немцев, судя по всему, сохранились не целиком), то мы более-менее точно можем оценить реальный урон, который нанесли пилоты группы советским истребителям.

Потери были действительно существенные, но, тем не менее, не все заявки подтверждаются. Так, не имеет подтверждение оформленная рано утром заявка оберфельдфебеля Эрнеста Зюсса, очевидно, это был бой по отражению налета Илов и ЛаГГов на аэродром немцев, в котором потерь советские пилоты не понесли.

В бою, где заявил 8 отряд пять побед, сбит был всего один самолет. Немцы решили атаковать советские самолёты, идущие на посадку, прямо над аэродромом. Как вы уже помните, недавно 8 отряд проводил такую атаку, успехов в ней не добился, но записал кучу побед. На сей раз сбит был один ЛаГГ, лётчик Карягин ранен, но немцы сильно завысили успехи.

Позже в районе Варваровка был сбит лётчик Воронин Александр Михайлович, комэск 2 иап, и при спуске на парашюте убит своими же войсками по ошибке. Это был достаточно долгий бой. Однозначно подходящих немецких заявок на него нет, то ли заявки не сохранились, то ли сбил его Йоханнес Штайнхофф. Место практически совпадает, а время отличается ровно на час, вероятно немецкие штабники слегка спутали время.

Очень пострадал 6 иап, понес потери в пять пилотов. В частности, погиб командир полка Моисеев Виктор Иванович. В том бою было сбито два самолёта, состоялся он во второй половине дня. Вероятно, авторами побед были пилоты 7 отряда Билфингер и Даммерс. Также в тот день полк потерял комэска Капустина и его заместителя Бирюкова.

О других потерях информации нет, и, как мы видим, в целом пилоты III группы отработали, видимо, неплохо, явные накрутки были только во время боя над аэродромом от 8 отряда.

18 числа пилоты группы заявили 6 побед над истребителями и один су-2. При этом достоверно известно о потерях всего одного МиГа-3 из состава РаГ N4, в 11:30 лётчик Харитонов увлёкся преследованием "хе-113", покинул группу и не вернулся на аэродром, очевидно стал лёгкой добычей немецких асов. Причём немцы оформили в том бою 4 заявки. Никаких Су-2 потеряно в тот день вообще не было. У немцев более всего заявок оформил Гриславски - три штуки, в частности тот самый Су-2, а Даммерс оформил две.

19 числа заявку пилоты группы оформили всего одну, сделал это Даммерс. А 20 числа пилоты группы заявили четыре ЛаГГа в двух боях и три Су-2, и, о чудо, одну заявку на Су-2 штабники не подтвердили. "обидели" напарника Графа, Зюсса. В тот день большей частью блистали ещё одни наши старые знакомцы - III группа JG3, пилоты которой заявили 9 истребителей и 8 Илов. Они вернулись на фронт после перерыва и сразу резво включились в дело. Например, четыре заявки оформил Виктор Бауэр. Остальные группы действующих здесь истребительных соединений были скромнее в заявках: так, например, днем две заявки на МиГи оформили пилоты II группы, Квасиновски и Реш. К тому времени сюда уже подтянулась и I группа JG52, таким образом, JG3 и JG52 здесь работали в полном составе, поскольку в Крыму JG77 прекрасно справлялась силами двух своих групп. Немцы делали основную ставку на Харьков. Забегая вперёд, скажем, что, несмотря ни на что, им не удалось полностью уничтожить действующую здесь советскую авиацию, хотя некоторые полки и понесли столь большие потери, что были расформированы. Однако и немцы несли потери, так, 20 числа III группа потеряла один самолёт безвозвратно и ещё два были сильно повреждены. Правда, по мнению немцев, не в бою.

По советским данным, из истребителей был потерян за день всего один ЛаГГ. Как видим, III группа JG3 всё ещё не менялась в лучшую сторону: врали её асы самозабвненно. Сбит был около 6 утра пилот Кафанов на ЛаГГе и спасся с парашютом. Сбил его оберфельдфебель Людвиг Заборовски из 8 отряда JG3. Также пилоты II группы JG3 сбили днем четыре Ила. Остальные заявки III группы JG3, в частности все заявки Бауэра, не подтверждаются. Как и все заявки героев нашего повествования. Су-2, например, вообще никаких потерь не имели в тот день и, кажется, даже начальство усомнилось в адекватности этих заявок. Среди заявителей на истребители были такие асы, как Цвернеманн, Гриславски, Штайнбатц. Причём в первом случае, где заявки оформили Штайнбатц и Цвернеманн, по советским данным звено ЛаГГов обнаружило звено бф-109, атаковало, но противник боя не принял и ушёл восвояси. С удивительной наглостью немцы заявили победы по итогам этого боя.

21 числа пилоты группы оформили три заявки на истребители, потеряв один свой самолет, но при этом никаких потерь истребителей советские части не имели, так что все три заявки немцев ошибочные.  Заявками отметились Штайнбатц, Дикфельд и Цвернеманн. А III группа JG3 оформила аж пять липовых заявок. Кстати, на самом деле день был для немцев непростой, они понесли потери, на которые не смогли ответить.

6 заявок было оформлено пилотами группы на следующий день при потере одного своего самолёта. Куда эффективнее сработала III группа JG3. Около 9:30 наоформляла 10 истребителей, причём четыре заявил Бауэр, три Шентке.

Самое смешное, что в данное время зафиксирована серия стычек маневренной группы ЮЗФ с бф-109, которые были абсолютно безрезультатными. Так что все 10 заявок лишены какого-либо обоснования. Что до заявок наших героев, то заявка на су-2 точно отпадает, а вот время потерь всех сбитых в тот день советских истребителей (их потеряно 5 штук) неизвестно. Конечно же, вероятность, что все пять были сбиты пилотами III группы JG52, равна нулю. Так, помимо упомянутого нами бумажного боя от удетовцев и заявок III группы, есть 14 заявок на истребители в указанном районе. Немцы явно мало следили за соответствием своих заявок реальности, тем более и сами в очередной раз понесли ощутимые потери.

После этого всплеск результативности у группы был 26 числа, когда пилоты заявили 22 победы. В свою очередь, 9 отряд потерял два бф-109. Неплохо сработали и другие части: II группа тоже заявила 22 победы, I группа,  заявила 14 побед, столько же I группа JG3. 9 побед заявила II группа JG3, и лишь восемь хвастливая III группа "удетовцев".

Эти цифры, конечно же, сильно "дутые". По данным ВВС ЮЗФ, потери составили 19 самолётов. Правда, сюда не отнесены Пе-2 из состава 223 бад. Дивизия эта входила в состав БрянФ, однако была привлечена к выполнению боевых задач в районе Харькова. Поскольку нормальное сопровождение обеспечить не удалось, она понесла значительные потери. Но и с вычетом "пешек" завышение более чем значительное.

Сразу скажем, что известен победитель над и-153, этот самолёт сбил командир эскадры Лессманн. Известно, что в 10 часов сбит был лётчик Сержантов из 164 иап, спасся с парашютом. Причём это был долгий бой, который продолжался 40 минут и закончился потерей самолета с каждой стороны. Во второй половине дня сбит был один Су-2. В 7:35 был сбит самолёт из состава 3-й АГ, лётчик Охтов, в районе Чепель. Причём этот бой тоже шёл долго, 30 минут. Немцы, имея превосходство в воздухе, в ту пору частенько вели такие бои. Не всегда удачно.

Остальные потери понесены во второй половине дня.

Из пилотов III группы больше всего побед одержали Даммерс и Грац, по четыре. Поскольку Даммерс заявлял Пе-2 и Илы, его заявки точно проверить невозможно. А вот победы Граца сверке поддаются. Кроме того, Дикфельд оформил две заявки, а Штеффен три.

Однозначно не имеют подтверждения заявленные рано утром истребители от Граца и Штеффена. Также и следующие две заявки оформлены в бою против группы ЛаГГов 6 армии, но потерь в нем не было понесено. Заявили их пилоты 9 отряда Дреккер и Штайнбатц. Бой, где был сбит Сержантов, был с участием сразу и JG3, и III группы JG52. Если удетовцы заявили всего две победы, то пилоты нашего любимого 8 отряда заявили со свойственной им объективностью четыре победы. Отличились дважды Грац, и по разу Штеффен и Шумахер. Что до вечерних заявок эскадры, то по их поводу точной информации нет.

27 числа группа заявила 13 сбитых, потеряв один самолёт, пилот 9 отряда Вилхард Ройтер спасся с парашютом. Почти все сбитые были истребителями, только в одном случае заявлен Су-2.

Как всегда, немцы сильно наврали. Начнём с того, что за день советской стороной было потеряно всего 8 истребителей. Рано утром во время налёта на аэродром Рогань сбит пилот Дьяконов, 273 иап. Отличились пилоты 5 отряда Вилли Немитц и Клаус Брауэр. Днем две обидные потери понесли пилоты 164 иап, лётчики Волков и Орлик потеряли группу и были сбиты. Обе победы одержал командир эскадры Лессманн. В 11:20 в районе Бригадировка сбит был на Яке пилот Синяков. И на эту победу ну никак не могут претендовать герои нашего повествования. В 11:30 пилоты провели успешный бой, заявив 7 побед. Поработал 9 отряд, в частности три победы заявил Штайнбатц, две - Гриславски. Известно, что примерно в это время 220 иад потеряла два своих ЛаГГа. Немцы, однако, с заявками явно перебрали. Также совершенно определённо две оформленные рано утром заявки от Карла Граца не имеют подтверждения. По поводу других заявок нет точных данных.

28 числа группа ограничилась четырьмя заявками, в одном бою северо-восточнее Изюма отличились пилоты 9 отряда Гриславски, Штайнбатц, Зюсс и Деккер. Причём в тот день всего было потеряно два Яка. Врали не только пилоты III группы: например, утром заявили три победы пилоты 3 отряда, две из них - Хайнц Анерт, но никаких потерь не было в этот период зафиксировано. Что до указанного боя, то действительно 146 иап именно в нем понёс две потери. В ходе вылета на задание полк был атакован, в первом бою потерь не понёс, но при возвращении атакован снова и потерял на сей раз два самолёта. Немцы всё же результат завысили.