Священник Николай Гаврилович Попов

Новосельцев Григорий Петрович
• Священник Николай Гаврилович Попов.

 
Священномученик Никола;й Попов, пресвитер
Дни памяти
26 марта
5 февраля (переходящая)  – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
Житие
Свя¬щен¬но¬му¬че¬ник Ни¬ко¬лай По¬пов ро¬дил¬ся 6 мая 1864 го¬да в се¬мье стат¬ско¬го со-вет¬ни¬ка Чер¬кас¬ской ста¬ни¬цы Вой¬ска Дон¬ско¬го Ха¬ри¬то¬на Ива¬но¬ви¬ча По¬по¬ва и до¬че-ри свя¬щен¬ни¬ка ста¬ни¬цы Ми¬гу¬лин¬ской Алек¬сан¬дры Пет¬ров¬ны.
У Ха¬ри¬то¬на Ива¬но¬ви¬ча и Алек¬сан¬дры Пет¬ров¬ны бы¬ло де¬вять де¬тей: че¬ты¬ре сы¬на — Ни¬ко¬лай, Петр, Алек¬сандр, Иван и пять до¬че¬рей — Неонил¬ла, Се¬ра¬фи¬ма, Ма-рия, Оль¬га и еще од¬на Ма¬рия. В се¬мье де¬ти вос¬пи¬ты¬ва¬лись в люб¬ви и стро¬го¬сти, в том бла¬го¬дат¬ном пат¬ри¬ар¬халь¬ном ду¬хе, ко¬то¬рый бу¬ду¬щий му¬че¬ник Хри¬стов бла¬го-го¬вей¬но хра¬нил всю жизнь.
 Отец Ни¬ко¬лая — Ха¬ри¬тон Ива¬но¬вич — был лич¬но¬стью за¬ме¬ча¬тель¬ной: ка¬зак, дви¬жи¬мый пла¬мен¬ной лю¬бо¬вью к род¬но¬му краю, он об¬ла-дал ред¬кой це¬ле¬устрем¬лен¬но¬стью и неис¬ся¬ка¬е¬мой энер¬ги¬ей. По¬свя¬тив всю свою дол¬гую, бо¬лее чем 90-лет¬нюю, жизнь изу¬че¬нию ис¬то¬рии и куль¬ту¬ры Дон¬ско¬го края, Ха¬ри¬тон Ива¬но¬вич был од¬ним из ини¬ци¬а¬то¬ров со¬зда¬ния и пер¬вым ди¬рек¬то¬ром Му-зея Дон¬ско¬го Ка¬за¬че¬ства. Об¬ще¬ствен¬ную де¬я¬тель¬ность Ха¬ри¬тон Ива¬но¬вич со¬че¬тал с жерт¬вен¬ным слу¬же¬ни¬ем ближ¬ним, а ближ¬ним для него был тот, кто об¬ра¬щал¬ся к нему с ка¬кой-ли¬бо прось¬бой. Ни¬ко¬лай вдох¬но¬вен¬но вос¬при¬нял от¬цов¬ский при¬мер жерт¬вен¬но¬го слу¬же¬ния лю¬дям, люб¬ви к род¬ной зем¬ле и лич¬но¬го бла¬го¬че¬стия. Глу-бо¬кое вли¬я¬ние на Ни¬ко¬лая ока¬за¬ла его мать — Алек¬сандра Пет¬ров¬на. Имен¬но она за¬ло¬жи¬ла ре¬ли¬ги¬оз¬но-нрав¬ствен¬ные ос¬но¬вы в ха¬рак¬те¬ре сы¬на.
Ра¬нее дет¬ство Ни¬ко¬лай про¬вел в се¬мье ро¬ди¬те¬лей ма¬те¬ри. В боль¬шой ста¬ни¬це, где они жи¬ли, ца¬рил тра¬ди¬ци¬он¬ный ка¬за¬чий уклад. Имея в ли¬це сво¬е¬го де¬да-свя-щен¬ни¬ка жи¬вой при¬мер ис¬крен¬ней люб¬ви к Церк¬ви Хри¬сто¬вой, Ни¬ко¬лай всем серд-цем по¬лю¬бил храм Бо¬жий и цер¬ков¬ную служ¬бу. Де¬душ¬ка при¬ви¬вал вос¬при¬им¬чи¬во-му к ду¬хов¬ной жиз¬ни вну¬ку при¬ле¬жа¬ние в мо¬лит¬ве, обу¬чал его чте¬нию и пе¬нию, вос¬пи¬ты¬вал в нем хри¬сти¬ан¬ские доб¬ро¬де¬те¬ли. Бла¬го¬да¬ря это¬му доб¬ро¬му вли¬я¬нию бу¬ду¬щий пас¬тырь Хри¬стов уже в дет¬стве воз¬же¬лал и взыс¬кал бо¬лее при¬об¬ре¬те¬ний это¬го ми¬ра пре¬бы¬вать в до¬ме Гос¬под¬нем во все дни жиз¬ни сво¬ей, со¬зер¬цать кра¬со-ту Гос¬под¬ню и по¬се¬щать свя¬той храм Его (Пс.26:4).
Вско¬ре се¬мья По¬по¬вых пе¬ре¬еха¬ла в Но¬во¬чер¬касск, где Ни¬ко¬лай по¬сту¬пил в гим¬на-зию. В от¬ро¬че¬ском воз¬расте про¬яви¬лись глав¬ные чер¬ты ха¬рак¬те¬ра бу¬ду¬ще¬го свя-щен¬но¬му¬че¬ни¬ка Ни¬ко¬лая — це¬ле¬устрем¬лен¬ность, от¬кры¬тость, вер¬ность сво¬им убеж¬де¬ни¬ям. Ни¬ко¬лай был энер¬гич¬ным, пыл¬ким юно¬шей. Он поль¬зо¬вал¬ся боль-шим ува¬же¬ни¬ем сре¬ди сво¬их сверст¬ни¬ков за чест¬ность, от¬зыв¬чи¬вость, вер¬ность сло¬ву, по¬это¬му его в гим¬на¬зии на¬зы¬ва¬ли по от¬че¬ству — «Ха¬ри¬то¬ныч».
По¬сле окон¬ча¬ния ше¬сти клас¬сов гим¬на¬зии Ни¬ко¬лай по¬сту¬пил в Харь¬ков¬ское зем¬ле-дель¬че¬ское учи¬ли¬ще, где при¬леж¬но изу¬чал аг¬ро¬но¬мию и дру¬гие на¬у¬ки и од¬ним из луч¬ших окон¬чил его пол¬ный курс.
В эти го¬ды в ду¬ше Ни¬ко¬лая про¬ис¬хо¬ди¬ла се¬рьез¬ная внут¬рен¬няя ра¬бо¬та, вы¬бор даль¬ней¬ше¬го пу¬ти жиз¬ни, ко¬то¬рый он со всей рев¬но¬стью ис¬крен¬не¬го серд¬ца ре¬шил по¬свя¬тить слу¬же¬нию го¬ря¬чо лю¬би¬мо¬му Дон¬ско¬му краю. Ни¬ко¬лай вновь и вновь раз¬мыш¬лял о пра¬виль¬но¬сти сво¬е¬го вы¬бо¬ра. В его ду¬ше за¬го¬ра¬лось пла¬мен¬ное же-ла¬ние слу¬жить лю¬дям. Он со¬мне¬вал¬ся, до¬ста¬точ¬но ли огра¬ни¬чить¬ся од¬ним внеш-ним слу¬же¬ни¬ем, стать спе¬ци¬а¬ли¬стом и по¬мо¬гать на¬ро¬ду в ве¬де¬нии хо¬зяй¬ства? Ду-ша мо¬ло¬до¬го че¬ло¬ве¬ка пе¬ре¬жи¬ва¬ла непол¬но¬ту та¬ко¬го слу¬же¬ния. Вос¬пи¬тан¬ный в ат-мо¬сфе¬ре ду¬хов¬но¬сти, Ни¬ко¬лай по¬ни¬мал, что од¬ни¬ми че¬ло¬ве¬че¬ски¬ми си¬ла¬ми и зна-ни¬я¬ми ис¬пра¬вить жизнь невоз¬мож¬но, что ко¬рень бед ле¬жит го¬раз¬до глуб¬же, чем неспра¬вед¬ли¬вое эко¬но¬ми¬че¬ское или об¬ще¬ствен¬но устрой¬ство. Глав¬ная бе¬да пра-во¬слав¬но¬го на¬ро¬да в ду¬хов¬ном неве¬же¬стве, ко¬то¬рое по¬мра¬ча¬ет в че¬ло¬ве¬ке об¬раз Бо¬жий, вно¬сит в лич¬ную и об¬ще¬ствен¬ную жизнь свои раз¬ру¬ши¬тель¬ные по¬след-ствия.
Имен¬но в это вре¬мя у Ни¬ко¬лая со¬зре¬ло ре¬ше¬ние встать на путь ду¬хов¬но¬го слу¬же-ния, и, по про¬ше¬ствии несколь¬ких лет, несмот¬ря на свой уже 30-лет¬ний воз¬раст, Ни¬ко¬лай Ха¬ри¬то¬но¬вич по¬сту¬пил на пя¬тый курс Дон¬ской се¬ми¬на¬рии, где с глу¬бо¬ким ин¬те¬ре¬сом за¬ни¬мал¬ся изу¬че¬ни¬ем бо¬го¬слов¬ских на¬ук.
Окон¬чив в 1893 го¬ду курс ду¬хов¬ной се¬ми¬на¬рии, бу¬ду¬щий свя¬щен¬но¬му¬че¬ник Ни¬ко-лай По¬пов на¬чи¬на¬ет свое пас¬тыр¬ское слу¬же¬ние в Успен¬ской церк¬ви ста¬ни¬цы Ак-сай¬ской, из¬вест¬ной сво¬им чу¬до¬твор¬ным об¬ра¬зом Пре¬свя¬той Бо¬го¬ро¬ди¬цы. Ар¬хи¬епи-ско¬пом Дон¬ским и Но¬во¬чер¬кас¬ским Ма¬ка¬ри¬ем Ни¬ко¬лай был ру¬ко¬по¬ло¬жен во диа¬ко-на к Успен¬ской церк¬ви. Мень¬ше го¬да он со¬сто¬ял за¬ко¬но¬учи¬те¬лем Ак¬сай¬ской цер-ков¬но-при¬ход¬ской шко¬лы и в но¬яб¬ре 1894 го¬да Ар¬хи¬епи¬скоп Дон¬ской и Но¬во¬чер¬кас-ский До¬нат ру¬ко¬по¬ло¬жил диа¬ко¬на Ни¬ко¬лая во пре¬сви¬те¬ра.
Отец Ни¬ко¬лай сра¬зу по¬ехал на но¬вый при¬ход в ху¬тор Ко¬ло¬дез¬ный Ми¬гу¬лин¬ской ста¬ни¬цы Верхне-Дон¬ско¬го окру¬га. Ху¬тор Ко¬ло¬дез¬ный пред¬став¬лял со¬бой уда¬лен¬ное от до¬рог, за¬бро¬шен¬ное в сте¬пи се¬ле¬ние. Мо¬ло¬дой свя¬щен¬ник столк¬нул¬ся с суе¬ве-ри¬я¬ми, пьян¬ством, неве¬же¬ством. Нелег¬ка бы¬ла и ма¬те¬ри¬аль¬ная жизнь — вме¬сто хра¬ма — мо¬лит¬вен¬ный дом, ря¬дом с ко¬то¬рым рас¬по¬ла¬га¬лось скром¬ное жи¬ли¬ще свя¬щен¬ни¬ка. Но от¬ца Ни¬ко¬лая не сму¬ти¬ли ни уда¬лен¬ность от ми¬ра его при¬хо¬да, ни гру¬бость нра¬вов ста¬нич¬ни¬ков, ни жи¬тей-ские тя¬го¬ты.
Отец Ни¬ко¬лай все¬го се¬бя от¬дал слу¬же¬нию Бо¬гу и ду¬хов¬ной по¬мо¬щи сво¬им при¬хо-жа¬нам. Ис¬то¬вое и вдох¬но¬вен¬ное бо¬го¬слу¬же¬ние рев¬ност¬но¬го батюш¬ки, про¬из¬во¬ди¬ло на жи¬те¬лей ху¬то¬ра Ко¬ло¬дез¬но¬го неиз¬гла¬ди¬мое впе¬чат¬ле¬ние. Глав¬ное вни¬ма¬ние он уде¬лял со¬вер¬ше¬нию Бо¬же¬ствен¬ной ли¬тур¬гии, в ко¬то¬рой чер¬пал си¬лы для сво¬е¬го пас¬тыр¬ско¬го слу¬же¬ния. Отец Ни¬ко¬лай ча¬сто про¬по¬ве¬до¬вал, ор¬га¬ни¬зо¬вы¬вал вос-крес¬ные бе¬се¬ды. Он был уте¬ши¬те¬лем мно¬гих страж¬ду¬щих, его сло¬во вос¬при¬ни¬ма-лось слу¬ша¬те¬ля¬ми так, как впи¬ты¬ва¬ет¬ся дождь в ис¬сох¬шую зем¬лю. Паства по¬тя¬ну-лась к ис¬крен¬не¬му и лю¬бя¬ще¬му свя¬щен¬ни¬ку.
Пер¬вым де¬лом отец Ни¬ко¬лай на¬чал стро¬ить учи¬тель¬скую шко¬лу с об¬ще¬жи¬ти¬ем, ко-то¬рая пред¬на¬зна¬ча¬лась не толь¬ко для обу¬че¬ния де¬тей, но и для под¬го¬тов¬ки бу¬ду-щих пре¬по¬да¬ва¬те¬лей. В шко¬ле мог¬ли обу¬чать¬ся так¬же и де¬ти из неиму¬щих се¬мей, что да¬ва¬ло воз¬мож¬ность лю¬бо¬му ода¬рен¬но¬му юно¬ше сде¬лать здесь свой пер¬вый шаг в жизнь. Без уста¬ли тру¬дил¬ся отец Ни¬ко¬лай над сво¬им лю¬би¬мым де¬ти¬щем. Он за¬бо¬тил¬ся о бы¬те сво¬их вос¬пи¬тан¬ни¬ков, на соб¬ствен¬ные день¬ги за¬ка¬зы¬вал учеб¬ни-ки, тет¬ра¬ди, учеб¬ные по¬со¬бия. Лю¬бовь к зна¬ни¬ям, при¬ви¬тая в дет¬стве от¬цом, про-яви¬лась здесь в пол¬ной ме¬ре. Все по¬лу¬ча¬е¬мые от бла¬го¬тво¬ри¬те¬лей сред¬ства ба-тюш¬ка жерт¬во¬вал на шко¬лу и биб¬лио¬те¬ку. Од¬ним из жерт¬во¬ва¬те¬лей на Ко¬ло¬дез¬ную учи¬тель¬скую шко¬лу был и свя¬той пра¬вед¬ный Иоанн Крон¬штадт¬ский, ко¬то¬рый от-клик¬нул¬ся на об¬ра¬ще¬ние к нему от¬ца Ни¬ко¬лая. При шко¬ле бы¬ла устро¬е¬на фер¬ма и под¬соб¬ное хо¬зяй¬ство. Пас¬тырь Хри¬стов на прак¬ти¬ке при¬ме¬нял зна¬ния, по¬лу¬чен¬ные им в Зем¬ле¬дель¬че¬ском учи¬ли¬ще. Он ор¬га¬ни¬зо¬вал пра¬виль¬ное воз¬де¬лы¬ва¬ние зем-ли, ве¬де¬ние кре¬стьян¬ско¬го хо¬зяй¬ства, обу¬чал это¬му сво¬их уче¬ни¬ков и мест¬ных жи-те¬лей.
Рев¬ност¬ным слу¬же¬ни¬ем, за¬бо¬той о про¬стых лю¬дях отец Ни¬ко¬лай стя¬жал лю¬бовь ка¬за¬ков-ста¬нич¬ни¬ков и вско¬ре во¬круг Хри¬сто¬ва пас¬ты¬ря со¬брал¬ся креп¬кий при¬ход.
На непро¬стом по¬при¬ще свя¬щен¬ни¬че¬ско¬го слу¬же¬ния на¬деж¬ной опо¬рой и вер¬ной по-мощ¬ни¬цей от¬ца Ни¬ко¬лая бы¬ла его ма¬туш¬ка Зи¬на¬и¬да Ге¬ор¬ги¬ев¬на. Труд¬но бы¬ло мо-ло¬дым су¬пру¬гам обу¬стра¬и¬вать¬ся на за¬бро¬шен¬ном ху¬то¬ре, вда¬ле¬ке от дру¬зей и род-ных. Мно¬го ис¬пы¬та¬ний и скор¬бей при¬шлось пе¬ре¬не¬сти им. Ко всем жиз¬нен¬ным тя-го¬там при¬ба¬ви¬лась тя¬же¬лая бо¬лезнь и неудач¬ные ро¬ды ма¬туш¬ки Зи¬на¬и¬ды. Все скор¬би отец Ни¬ко¬лай пе¬ре¬но¬сил с тер¬пе¬ни¬ем и упо¬ва¬ни¬ем на ми¬лость Бо¬жию.
От¬цу Ни¬ко¬лаю не суж¬де¬но бы¬ло слу¬жить на ху¬то¬ре Ко¬ло¬дез¬ном до кон¬ца сво¬их дней. Чест¬ная и пря¬мая по¬зи¬ция свя¬щен¬ни¬ка раз¬дра¬жа¬ла, а ино¬гда да¬же пу¬га¬ла бо¬га¬тых и знат¬ных ста¬нич¬ни¬ков. Мно¬гие из них, жи¬вя нечест¬но, бо¬я¬лись об¬ли¬че¬ния в неправ¬де со сто¬ро¬ны ува¬жа¬е¬мо¬го пас¬ты¬ря. На¬ча¬лись ин¬три¬ги, кле¬ве¬та, сплет¬ни. Боль¬но и горь¬ко бы¬ло от¬цу Ни¬ко¬лаю ви¬деть от¬кры¬тую враж¬ду со сто¬ро¬ны близ¬ких ему лю¬дей.
По¬сле дол¬гих пе¬ре¬жи¬ва¬ний и со¬мне¬ний отец Ни¬ко¬лай на¬чи¬на¬ет тру¬дить¬ся на но¬вом при¬хо¬де в ху¬то¬ре Верх¬нее-Гну¬то¬ве ста¬ни¬цы Еса¬у¬лов¬ской. Уже через несколь¬ко лет за¬бо¬та¬ми неуто¬ми¬мо¬го ба¬тюш¬ки был от¬ре¬мон¬ти¬ро¬ван и укра¬шен жи¬во¬пи¬сью храм, вы¬зо¬ло¬че¬ны ку¬по¬ла, ор¬га¬ни¬зо¬ван цер¬ков¬ный хор. По¬пе¬че¬ни¬ем от¬ца Ни¬ко¬лая бы¬ла по¬стро¬е¬на на ху¬то¬ре но¬вая шко¬ла, в ко¬то¬рой он еже¬днев¬но сам вел за¬ня¬тия с детьми и в вос¬крес¬ные дни со взрос¬лы¬ми. Здесь при¬го¬ди¬лись от¬цу Ни¬ко¬лаю по-зна¬ния в об¬ла¬сти ме¬ди¬ци¬ны: по при¬чине от¬сут¬ствия на ху¬то¬ре про¬фес¬сио¬наль¬но¬го док¬то¬ра ему при¬шлось са¬мо¬му ока¬зы¬вать ху¬то¬ря¬нам первую ме¬ди¬цин¬скую по-мощь.
Отец Ни¬ко¬лай ста¬но¬вит¬ся ав¬то¬ри¬те¬том не толь¬ко в при¬хо¬де, но и сре¬ди со¬бра¬тьев-свя¬щен¬ни¬ков, он пе¬ри¬о¬ди¬че¬ски из¬би¬ра¬ет¬ся де¬ле¬га¬том на епар¬хи¬аль¬ные съез¬ды ду-хо¬вен¬ства.
На¬ча¬лась Пер¬вая Ми¬ро¬вая вой¬на. Гроз¬ная ат¬мо¬сфе¬ра на¬дви¬гав¬шей¬ся сму¬ты все бо¬лее и бо¬лее сгу¬ща¬лась, сна¬ча¬ла гря¬нул Фев¬раль¬ский, а за¬тем Ок¬тябрь¬ский пе-ре¬во¬рот.
Неспо¬кой¬но ста¬ло на До¬ну. С воз¬вра¬ще¬ни¬ем с фрон¬та во¬ин¬ских ча¬стей воз¬рас¬та¬ло в сре¬де ка¬за¬че¬ства ре¬во¬лю¬ци¬он¬ное дви¬же¬ние, а с бли¬жай¬ших же¬лез¬но¬до¬рож¬ных стан¬ций ста¬ли под¬тя¬ги¬вать¬ся тол¬пы «крас¬ных гвар¬дей¬цев» в по¬ис¬ках лег¬кой на¬жи-вы. Вско¬ре без¬бож¬ные пра¬ви¬те¬ли объ¬яви¬лись в Но¬во¬чер¬кас¬ске. По все¬му До¬ну про¬ка¬ти¬лась мощ¬ная вол¬на во¬ору¬жен¬ных вы¬ступ¬ле¬ний, и власть в сто¬ли¬це Вой¬ска Дон¬ско¬го вновь вер¬ну¬лась к все¬на¬род¬но из¬бран¬но¬му ата¬ма¬ну. Но огонь Граж¬дан-ской вой¬ны бо¬лее и бо¬лее раз¬го¬рал¬ся, раз¬ру¬шая Оте¬че¬ство.
Все это вре¬мя отец Ни¬ко¬лай оста¬вал¬ся со сво¬и¬ми ху¬то¬ря¬на¬ми, раз¬де¬ляя с ни¬ми труд¬но¬сти и скор¬би во¬ен¬но¬го вре¬ме¬ни. К зи¬ме 1918-1919 го¬да ли¬ния фрон¬та вплот-ную при¬бли¬зи¬лась к Верхне-Гну¬то¬ву, по¬тя¬ну¬лись бе¬жен¬цы, не хва¬та¬ло про¬дук¬тов и ме¬ди¬ка¬мен¬тов. Раз¬ра¬зи¬лась эпи¬де¬мия ти¬фа, лю¬ди уми¬ра¬ли де¬сят¬ка¬ми в день. Несмот¬ря на уго¬во¬ры ху¬то¬рян, на опас¬ность за¬ра¬же¬ния, отец Ни¬ко¬лай от¬ка¬зал¬ся по¬ки¬нуть свою паст¬ву и остал¬ся в Гну¬то¬ве, пол¬ный ре¬ши¬мо¬сти до кон¬ца про¬не¬сти свой крест пас¬тыр¬ско¬го слу¬же¬ния. Ба¬тюш¬ка са¬мо¬от¬вер¬жен¬но ис¬пол¬нял свой долг — ез¬дил по ста¬ни¬це, ис¬по¬ве¬до¬вал, при¬ча¬щал боль¬ных и уми¬ра¬ю¬щих. Од¬на¬жды толь¬ко за один день он на¬пут¬ство¬вал Свя¬ты¬ми Тай¬на¬ми 27 че¬ло¬век, но к ве¬че¬ру слег, за¬ра¬зив¬шись ти¬фом. Ху¬то¬ряне ре¬ши¬ли спа¬сти сво¬е¬го ба¬тюш¬ку и под гро¬хот ору¬дий от¬пра¬ви¬ли его в Но¬во¬чер¬касск. Бы¬ло уже позд¬но: в бли¬жай¬шем ху¬то¬ре обоз на¬стиг «крас¬ный» от¬ряд, и рас¬те¬ряв¬ши¬е¬ся бе¬жен¬цы бро¬си¬ли от¬ца Ни¬ко¬лая в под-во¬де на ули¬це.
В этот раз Гос¬подь со¬хра¬нил Сво¬е¬го угод¬ни¬ка. По¬до¬брал ба¬тюш¬ку учи¬тель мест-ной шко¬лы, ко¬то¬рый ока¬зал ему ме¬ди¬цин¬скую по¬мощь и укрыл от аре¬ста. Отец Ни-ко¬лай с ра¬до¬стью узнал в сво¬ем спа¬си¬те¬ле быв¬ше¬го уче¬ни¬ка Ко¬ло¬дез¬ной шко¬лы. Вско¬ре при¬е¬ха¬ла ма¬туш¬ка Зи¬на¬и¬да и за¬бра¬ла ба¬тюш¬ку до¬мой.
Бо¬лезнь про¬те¬ка¬ла тя¬же¬ло. Толь¬ко через два ме¬ся¬ца смог отец Ни¬ко¬лай под¬нять-ся с по¬сте¬ли. Не до¬ждав¬шись пол¬но¬го вы¬здо¬ров¬ле¬ния, он на¬чал со¬вер¬шать бо¬го-слу¬же¬ния в сво¬ем до¬ме. Несмот¬ря на недо¬воль¬ство но¬вой вла¬сти, вновь по¬тя¬ну-лись ху¬то¬ряне к сво¬е¬му ду¬хов¬но¬му от¬цу за уте¬ше¬ни¬ем и под¬держ¬кой. Пер¬вый раз в кон¬це мар¬та отец Ни¬ко¬лай вы¬шел из до¬ма, чтобы в хра¬ме на¬пут¬ство¬вать при¬хо¬жан Свя¬ты¬ми Тай¬на¬ми. К ве¬че¬ру то¬го же дня он вер¬нул¬ся уста¬лый, но от¬дох¬нуть ему не при¬шлось. Ху¬тор¬ской рев¬ком по¬ста¬но¬вил про¬из¬ве¬сти у от¬ца Ни¬ко¬лая обыск и аре¬сто¬вать его вме¬сте с дву¬мя из¬вест¬ны¬ми мест¬ны¬ми жи¬те¬ля¬ми.
В то вре¬мя рев¬ком воз¬глав¬лял «крас¬ный» ко¬мис¬сар по про¬зви¬щу «Ма¬хор». До ре-во¬лю¬ции он за¬ни¬мал¬ся из¬во¬зом и бы¬вал в го¬стях у ба¬тюш¬ки, да¬же си¬дел с ним за од¬ним сто¬лом. Во вре¬мя обыс¬ка в до¬ме от¬ца Ни¬ко¬лая ко¬мис¬сар уви¬дел на стене фо¬то¬гра¬фию его бра¬та — по¬ход¬но¬го ата¬ма¬на Пет¬ра Ха¬ри¬то¬но¬ви¬ча По¬по¬ва, ко¬то-рый воз¬гла¬вил часть дон¬ских ка¬за¬ков про¬тив но¬вой без¬бож¬ной вла¬сти. Это¬го бы¬ло до¬ста¬точ¬но, чтобы вы¬не¬сти ба¬тюш¬ке смерт¬ный при¬го¬вор. Двух аре¬сто¬ван¬ных с ним ху¬то¬рян рас¬стре¬ля¬ли в тот же день. Зная, что мест¬ные жи¬те¬ли очень лю¬би¬ли от¬ца Ни¬ко¬лая, ко¬мис¬сар не по¬смел сра¬зу при¬ве¬сти свой за¬мы¬сел в ис¬пол¬не¬ние. Три дня дер¬жа¬ли пас¬ты¬ря Хри¬сто¬ва под аре¬стом. Все это вре¬мя во¬круг тюрь¬мы сто¬я¬ли под¬во¬ды с людь¬ми, умо¬ляв¬ши¬ми ко¬мис¬са¬ра от¬пу¬стить ба¬тюш¬ку при¬ча¬стить Свя-тых Хри¬сто¬вых Та¬ин уми¬ра¬ю¬щих. Ма¬хор был вы¬нуж¬ден вся¬кий раз со¬гла¬шать¬ся, и аре¬сто¬ван¬ный свя¬щен¬ник под кон¬во¬ем три дня ез¬дил по ху¬то¬рам, на¬пут¬ствуя тя¬же-ло¬боль¬ных.
При¬бли¬жал¬ся празд¬ник Бла¬го¬ве¬ще¬ния Пре¬свя¬той Бо¬го¬ро¬ди¬цы. Отец Ни¬ко¬лай по-про¬сил при¬не¬сти ему в за¬сте¬нок Свя¬тое Еван¬ге¬лие и ико¬ны. Вме¬сте с дру¬ги¬ми аре-сто¬ван¬ны¬ми он, по¬доб¬но пер¬вым му¬че¬ни¬кам, пре¬вра¬тил тю¬рем¬ную ка¬ме¬ру в дом мо¬лит¬вы. Ре¬шив рас¬пра¬вить¬ся с нена¬вист¬ным аре¬стан¬том как мож¬но ско¬рее, ко-мис¬сар от¬пра¬вил от¬ца Ни¬ко¬лая на стан¬цию Мо¬ро¬зов¬скую, где на¬хо¬дил¬ся в то вре-мя окруж¬ной рев¬три¬бу¬нал. При¬го¬вор, ко¬то¬рый вы¬но¬сил осуж¬ден¬ным Мо¬ро¬зов¬ский три¬бу¬нал, по¬чти все¬гда был од¬ним и тем же — смерт¬ная казнь. О же¬сто¬ко¬сти это¬го три¬бу¬на¬ла хо¬ди¬ли страш¬ные слу¬хи.
В сво¬ем про¬щаль¬ном пись¬ме свя¬щен¬но¬му¬че¬ник Хри¬стов с уди¬ви¬тель¬ным му¬же-ством пи¬сал сво¬им род¬ным, чтобы те «про¬сти¬ли все сво¬им вра¬гам, про¬сти¬ли и его му¬че¬ни¬че¬скую смерть». Про¬ща¬ясь с су¬пру¬гой из ок¬на зда¬ния рев¬три¬бу¬на¬ла, отец Ни¬ко¬лай по¬ка¬зал ру¬кой на пе¬сок. Это озна¬ча¬ло, что его ожи¬да¬ла смерть на пес¬ча-ном ка¬рье¬ре неда¬ле¬ко от стан¬ции Мо¬ро¬зов¬ской.
Толь¬ко спу¬стя три ме¬ся¬ца, по¬сле осво¬бож¬де¬ния окру¬га от «крас¬ных», род¬ствен¬ни-ки смог¬ли отыс¬кать и опо¬знать те¬ло му¬че¬ни¬ка Хри¬сто¬ва. Рас¬ка¬пы¬вая сот¬ни мо¬гил за¬му¬чен¬ных боль¬ше¬ви¬ка¬ми, дочь от¬ца Ни¬ко¬лая опо¬зна¬ла из¬руб¬лен¬ное па¬ла¬ча¬ми те¬ло сво¬е¬го от¬ца. Бы¬ло при¬ня¬то ре¬ше¬ние за¬хо¬ро¬нить чест¬ные остан¬ки от¬ца Ни¬ко-лая в огра¬де гну¬тов¬ской церк¬ви, ко¬то¬рую го¬ря¬чо лю¬бил вер¬ный пас¬тырь Хри¬стов. Тро¬га¬тель¬ной и пе¬чаль¬ной бы¬ла встре¬ча ба¬тюш¬ки со сво¬и¬ми ду¬хов¬ны¬ми ча¬да¬ми. По вос¬по¬ми¬на¬ни¬ям оче¬вид¬цев весь ху¬тор вы¬шел за ре¬ку, чтобы встре¬тить под¬во¬ду с те¬лом сво¬е¬го ду¬хов¬но¬го от¬ца. Под ко¬ло¬коль¬ный звон и мо¬лит¬вен¬ное пе¬ние за¬упо-кой¬ной ли¬тии со сле¬за¬ми про¬ща¬лись ве¬ру¬ю¬щие гну¬тов¬цы со сво¬им пас¬ты¬рем. По-сле про¬ща¬ния те¬ло свя¬щен¬но¬му¬че¬ни¬ка Ни¬ко¬лая бы¬ло по¬гре¬бе¬но за ал¬тар¬ной ча-стью хра¬ма. дол¬гое вре¬мя хо¬ди¬ли гну¬тов¬цы на эту мо¬ги¬лу, по¬ка же¬сто¬кое вре¬мя и же¬сто¬кость че¬ло¬ве¬че¬ская не срав¬ня¬ли с зем¬лей сна¬ча¬ла мо¬ги¬лу, а по¬том и сам храм.
Па¬мять о му¬че¬ни¬ке не ис¬чез¬ла. Пе¬ре¬да¬ва¬лась она из по¬ко¬ле¬ния в по¬ко¬ле¬ние гну-тов¬ски¬ми жи¬те¬ля¬ми. Хра¬нил па¬мять о сыне и Ха¬ри¬тон Ива¬но¬вич По¬пов. Он бе¬реж-но со¬би¬рал пись¬ма от¬ца Ни¬ко¬лая в сво¬ем ар¬хи¬ве, став¬шем тем ис¬точ¬ни¬ком, ко¬то-рый до¬нес до нас жи¬вой об¬лик пас¬ты¬ря Церк¬ви, ис¬тин¬но¬го пат¬ри¬о¬та Дон¬ско¬го края, сви¬де¬те¬ля ве¬ры Хри¬сто¬вой - свя¬щен¬но¬му¬че¬ни¬ка Ни¬ко¬лая.
Ре¬ше¬ни¬ем Свя¬щен¬но¬го Си¬но¬да Рус¬ской Пра¬во¬слав¬ной Церк¬ви по пред¬став¬ле¬нию Ро¬стов¬ской-на-До¬ну епар¬хии 17 июля 2006 го¬да иерей Ни¬ко¬лай По¬пов (1864–1919) был при¬чис¬лен к Со¬бо¬ру Но¬во¬му¬че¬ни¬ков и Ис¬по¬вед¬ни¬ков Рос¬сий¬ских XX ве¬ка.
Дни па¬мя¬ти:
1. Со¬бор Но¬во¬му¬че¬ни¬ков и Ис¬по¬вед¬ни¬ков Рос¬сий¬ских — пер¬вое вос¬кре¬се¬ние, на¬чи-ная от 25.01/07.02
2. День му¬че¬ни¬че¬ской кон¬чи¬ны (1919 г.) — 13 мар¬та (по ста¬ро¬му сти¬лю) / 26 мар¬та (по но¬во¬му сти¬лю)