Цикл Студенческие чтения, пишу со студентами, для

Елена Артемичева
 «О необходимости некоторых законодательных изменений сферы охраны здоровья граждан или …О частнопрактикующих докторах и медицинских работниках»



Сегодня уже никого не удивишь рассказом о том, что был у платного стоматолога. Хотя о чём я?  Как раз стоматологи здесь лидируют, поскольку, удивить они могут обратным. Удивить можно тем, что ты полечил зубы и с тебя не взяли ни копейки. Я, лично, совсем недавно только начала пользоваться этим социальным благом, предоставляемым за счёт средств ОМС (обязательного медицинского страхования), то есть лечу зубы бесплатно, ранее, я, да и родители мои, всегда оставляли у стоматологов кругленькую сумму. Но, стоп!  Сегодня речь не об этом, сегодня речь как раз о тех докторах и медицинских работниках, которые всегда берут за свою работу плату.  Пришла пора поговорить о частном здравоохранении.
Сегодня, высокочтимые члены жюри, я почувствую себя в роли лобби депутатского корпуса Государственной Думы Российской Федерации, а вы … вы , предположим, будете членами «моей» же фракции, которых я попытаюсь убедить в том, что изменения и нововведения назрели и они крайне необходимы.  Конечно, вы можете себя представлять кем угодно в цепочке законодательного процесса. Пока я позволю себе быть не слишком «острой", не слишком «колкой», я не буду вызывать вас на конфликт, который обычен для представительного законодательного органа. Пока я призываю к спокойной и вдумчивой методичной работе, для начала, требующей ситуационного отраслевого, и правового анализа.
Авторство идеи присваивать не буду, и с радостью объявлю, что её вдохновителем является наш преподаватель гражданско-правовых дисциплин ИПЭК Елена Рудольфовна Артемичева. На курсе дисциплины « Гражданское право и Гражданский процесс" , при изучении субъектов гражданского права, как коммерческого, так и некоммерческого толка, в том числе индивидуальных предпринимателей, она приводила нам отличную иллюстрацию и даже рассказывала, что пыталась протиснуться с этой темой в число выступающих перед медицинским сообществом в Российской Правовой Академии при Минюсте России. Довела, посвятила и всё рассказала, но, единомышленников не нашла, быть может, пояснила она, по причине не совсем целевой аудитории, поскольку , как оказалось , слушателями были  в основном представители государственной и муниципальной систем здравоохранения: организаторы здравоохранения, заместители главных врачей и другой подобный контингент, частного  сектора  и сектора «пациенты», то есть того пласта субъектов, которых касается наша тема,  на той медико- правовой конференции, не было.
Тема эта мне очень понравилась, «живучая» – как охарактеризовала её наш преподаватель. Елене Рудольфовне виднее, ведь кроме юридического, когда-то она получила и врачебное образование и даже, почти с десяток лет проработала в сфере организации здравоохранения, точнее, в лицензирующем медицинскую деятельность органе, в качестве юриста. Это я к тому, что она от первого лица знает систему частного здравоохранения, как в количественных, качественных и иных заслуживающих внимания характеристиках.
;
1. Правовой анализ осуществления охраны здоровья граждан РФ.

Начнём с Конституции РФ, в целях охраны здоровья граждан РФ и определения систем здравоохранения, как основного исполнителя данного конституционно обусловленного гаранта, ею предусмотрена 41 статья. Далее, следует пару слов сказать о так называемой многими юристами в здравоохранении «медицинской конституции», а точнее, «Об основах законодательства об охране здоровья граждан в Российской Федерации", датирован документ далёким 1993 годом. В настоящее время, это ФЗ N 323  «Об Охране здоровья граждан в Российской Федерации», который, главным образом, определяет цели и содержание охраны здоровья, принципы, вторит Конституции РФ, разъясняя о системах здравоохранения: государственной, муниципальной и частной, определяет легитимность медицинской деятельности. Конгруэнтно «медицинской конституции", работает законодательство о лицензировании медицинской деятельности, а это ФЗ « О лицензировании отдельных видов деятельности", который определяет медицинскую деятельность, как отдельный вид деятельности, подлежащий на территории Российской Федерации обязательному лицензированию и положение «О лицензировании медицинской деятельности», утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации, определяющий порядок получения лицензий и в т. ч. субъектов лицензирования (соискателей, лицензиатов), определяя их вот уже тридцать лет в виде двух основных лиц: юридических лиц (организаций) и физических, причём, в обязательном порядке имеющих статус индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица.
;
2. О гражданско-правовом статусе частного здравоохранения.

Очевидно, что тридцать лет назад, когда страна только-только встала на рельсы коммерциализации и лишь училась жить по-новому, поэтому, видимо особенно законодателю «выбирать не приходилось». Пошучу, вспомнив строки из известной песни «…я тебя слепила из того, что было…» 
Это я к тому, что кроме статуса индивидуального предпринимателя (ранее ЧП – частного предпринимателя) в 90-х годах для целей частного здравоохранения, то есть работающих частнопрактикующих докторов всевозможных специальностей (от самых многочисленных – стоматологов различных направлений, до менее многочисленных  психотерапевтов и пластических хирургов), других подходящих гражданско-правовых статусов не нашлось. Да, собственно, их и не было, их нет и сейчас. Но, снова стоп! Ранее, законодателю  особенно некогда было разбираться с правовыми тонкостями, видеть противоречия (этой огромной армией молниеносно возникших  в 90 -х , «вышедших из тени»  частнопрактикующих медицинских работников нужно было управлять, направлять и контролировать), вот и была придумана эта административная « машина» лицензионного контроля, чтобы субъект был замечен, он обязан был стать ИП, получить лицензию на медицинскую деятельность, и соблюдая лицензионные требования и условия, под государственным гнётом  лицензионного контроля, продолжать работать. Всё это до настоящего времени исправно действует. И в большей степени является правильным. Но, где есть неправильно? Где следует задуматься?
;
3. Предложение о введении нового статуса для частной системы здравоохранения. Для чего это необходимо.

На сегодняшний день, имея за спиной и правовой, и судебный, и опыт врачебной деятельности самих частнопрактикующих докторов, опыт пациентов, порой недовольный опыт, приходим к следующему. Наши предложения: нужно буквально «придумывать» для частнопрактикующего медицинского контингента новый статус, ну, или выскажусь модно «новую майку». Нужно «уходить» от статуса ИП для частной системы здравоохранения , принимать за аналогию подобный исключительный статус, например частнопрактикующих нотариусов, адвокатов, чья деятельность предпринимательской  деятельностью не является, называть их,  путём  внесения  изменений  в Гражданский Кодекс Российской Федерации, статусом «Частнопрактикующий доктор" или «Частнопрактикующий медицинский работник" и возможно, подумать и об изменении налогового бремени для этих лиц. Пока у меня не было дисциплины «Налоговое право», но, надеюсь, в скором времени, это будет моим следующим правовым исследованием.
Итак, вернёмся к особенному статусу. Для чего это необходимо.
Разъясню. Это необходимо для того, чтобы смотреть всем докторам и иным медработникам (то есть представителям всех трёх систем здравоохранения)  совершенно в одном направлении , которое определено как Конституцией РФ , так и «медицинской конституцией» , то есть ФЗ N 323 « Об  Основах охраны здоровья граждан». Основные начала охраны здоровья, то есть единое направление их взгляда, определено принципами, отраженными в ст.4 ФЗ:
А это:
1) Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий
2) Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи
3) Приоритет охраны здоровья детей
4) Социальная защищённость граждан в случае утраты здоровья
5) Ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья
6) Доступность и качество медицинской помощи
7) Недопустимость отказа в оказании медицинской помощи
8) Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья
9) Соблюдение врачебной тайны
Видите, какое всё благородно возвышенное. А теперь, окунёмся в суть определения предпринимательской деятельности, то есть в те цели, которые могут преследовать ИП и иные субъекты предпринимательской активности, кстати закреплённой в ст.2 Гражданского Кодекса РФ, а это:
Предпринимательская деятельность – самостоятельная, осуществляется на свой риск деятельность, направленная на систематически извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированные в соответствующем качестве.
Видите, что определение предпринимательской деятельности для целей охраны здоровья, значительно приземляет второе, а систематическое извлечение прибыли делает достижение высокого и благородного совершенно невозможным. Очевидное противоречие высокого и низкого. Частнопрактикующий врач или иной частнопрактикующий  медработник  не должен ставить во главу угла только цели своего сегодняшнего статуса, не должен гнаться только за прибылью, поскольку это противоречит самому высокому предназначение врачевания и законодательно определенным принципам охраны здоровья в РФ, для начала, оно  хотя бы формально должно быть уведено из вычурного статуса лица, которому одно главное – нажива, и приведено в более скромное соответствие, которое выше я уже описывала, соответствие самой благородной профессии - профессии врача или медицинского работника.
Аналогичные предложения можно и нужно сделать для организаций, законодательно (путем внесения изменений в законодательство о лицензировании) ограничив статус организаций, желающих получить лицензию на медицинскую деятельность, оставив для этих целей только некоммерческие-учреждения (кстати, которые могут учреждать все субъекты гражданского права).
 
;
Мы не знаем, есть ли для нашей законотворческой идеи реальные единомышленники, но с началом публичности, мы уверены, что единомышленники и лобби обязательно найдутся, а наш проект найдёт полезное применение и оценку.
«…     Из искры возгорится пламя"


апрель- май 2023




;