Сепаратизм в России. Поляки. По роману

Михаил Шульгин 2
Николая Лескова "Некуда"
М. Шульгин, 2023

Крайней формой социал-демократического и либерального движения выступает его левый крен в сторону сепаратизма - отделения территорий. Это характерно для малых народов на окраинах империй.
      Н. Лесков в своем романе «Некуда» называет сепаратистами людей, настроенных на передел общественного порядка, не касаясь вопроса отделения или раздела территорий, но предостерегает, что крайние формы движения сепаратизма на пути к справедливости и свободе связаны с кровавыми делами (как и у Ф. Достоевского в «Братьях Карамазовых»).
       Автор не приводит различий сепаратистов с социалистами и либералами, которые представляют симбиоз в обществе, оставляя эти вопросы открытыми.

ЦЕЛЬ СЕПАРАТИСТОВ

Вырастить новое поколение и удобрить для него почву и полить ее кровью

«Мы выше предрассудков толпы. Мы приготавливаем почву для других поколений. Все наши пороки и корысть, ложный стыд и гордость прививаются нам в юности. Надо избавить «девушку» от растлевающего влияния среды».

ИДЕИ СЕПАРАТИСТОВ

1. Извращённое представление о
Правде и свободе, основанные на биологических инстинктах и стремлениях: - «В силе, угнетающей свободные стремления лучших людей страны, нет правды» (у Достоевского напротив, «Господь не в силе, а в правде»).

2. Отрицание веры.
- Сынок майора, малоросс, утверждал «Никакой, говорит, веры не надо»(один мой знакомый, агент западного влияния, написал работу Девероизация.

3. Идея неизбежности жертв и ошибок.
- «Век жертв очистительных просит. А если случиться ошибка, то каждый может оправдаться».

4. Личное счастье приносится в угоду общественного.
- «Мы должны терпеть то, что полезно обществу. Задача в том, чтобы всем равно было хорошо, а не в том, чтобы некоторым было отлично».

МЕТОДЫ СЕПАРАТИСТОВ

привлекать
подогревать
подготавливать
волновать умы.

Для этого надо:
1. Распространять книги и мнения.
2. Склонять одних на подписи, других на лозунги о свободе, третьих – о земле.
3. Находить нужных людей, способных действовать и вести подземную работу, надобно по невыгодным о них отзывам.
4. «Приобщать к делу раскольников – они все наши».
5. «Дураков также употреблять в дело, т.к. каждый дурак имеет себе подобных. Полезнее дураков и энтузиастов нет. Их можно заставить делать все».
6. «Привлекать энтузиастов и должников – это все равно что и дураки - материал лепкий».
7. «Надобно уметь резать, когда придет время, а не так, как подлец Робеспьер».

       ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В СТРАНЕ

«Дух свободы и справедливого распределения витал среди людей чести и бескорыстия. Все живые связи с прошедшим меркли и рвались. Беспечное будущее народов рисовалось прекрасным».
       Чувства простых людей становились все больше буржуазны, мелки, недостойны.
«Добрые люди стремились только к добру без всяких теорий или наивно желали ему содействовать…, но они растворялись в масса людей из разряда плутов и дураков, коих было большинство. Одновременно с духом свободы витал дух себялюбия, двоедушия и продажности».

       РОЛЬ ПОЛЯКОВ

Одними из первых системных распространителей социальных идей свободы, правды и справедливости в России выступили поляки, проживающие в России.  Вспоминая о бывшем величии Польши, они создавали протестные тайные кружки из наивных, глупых, энтузиастов и недовольных своим положением людей. Некоторые из них руководствовались стремлением к добру и свободе.

       Средства для поддержания проекта действия тайных обществ поступали от разных людей. Для это использовались шантаж, слежки, связи и пожертвования. Деньги жертвовали и одалживали под туманную перспективу замаранные во взятках чиновники, отмеченные высказываниями против власти и порядка люди; те, кто каким-либо образом был замешан в нарушениях закона; состоятельные люди, симпатизирующие веянию моды социального протеста и обманутые ожиданиями мелкие чиновники.

       Руководство кружками осуществлялось в атмосфере секретности через присланные тайные директивы от неизвестных вождей (как сегодня через некоммерческие организации).

ХИТРЫЕ ПОЛЯКИ

Хитрые поляки, используя идеи социализма, не приемлют их для себя. Тезис – «Дать человеку широкие равные права и уничтожить принципы семьи для поляков не подходит. Поляки этого не хотят и бьются за национальное обособление».
«Они католики, следовательно, не материалисты, но собственники и девиз общность имущества для них неприемлем».
        Не подходит им и идея социалистов о том, что женщины должны руководствоваться функциями, «поскольку у каждой польки сидит по три ксендза (князя) во лбу. Нынешнее стремление поляков аристократически-католистическое, а не социально-демократическое».
        Поляки хорошие манипуляторы, торговцы и обладают природной способностью извлекать выгоду из ситуации. – «Тонкое ухо еврея слышало о каких-то особенных людях. Он связал это с одесской торговлей запрещенными газетами и раскусив Арапова, выдоил из него четвертак», прикидываясь озлобленным к русским порядкам.

РАЗВРАЩЕНИЕ УСТОЕВ СЕМЬИ

Революционеры исповедовали свободу в отношениях:
«Любя человека, вы не обязаны хранить к нему верность, если это требует ваша физиология».
       Проводилась работа по обесцениванию материнских чувств:
«Женские страдания возникают от безделья. Слезы матери – глупость, а нежности – разнузданное сладострастие».
       «Мать целуя ребенка только удовлетворяет свои чувства» (в духе Базарова по И. Тургеневу).
       В среде сепаратистов формировалась установка служить обществу и жертвовать своими интересами: «Надо чтобы не было узких забот только о себе и детях своих. Мы должны терпеть то, что полезно обществу. Задача в том, чтобы всем равно было хорошо, а не в том, чтобы некоторым было отлично» (позиция социалистов).
       Следуя закону «Естественного права» приверженцы социальных и либеральных идей утверждают, что «нравственные обязательства не согласованы с правилами физиологии и противоречат требованиям природы поскольку их нет у существ, живущих естественной жизнью».

        Тогда возникает вопрос: не на основе ли этой теории сегодня защищают и превозносят свободный натуральный до распущенности образ жизни гомосексуалистов, транссексуалов и ранее ущемленных в правах чернокожих рабов?
        Лозунгом социалистов становится: нет веры и морали - есть свобода самовыражения.

       В заключение скажем словами Н. Лескова: «Увлечение революционной социальной деятельностью даже не фанатизм для честных людей, а просто игра человеческой глупостью и страстями, это эксплуатация людей, легко увлекающихся».