Дух охмуряем - народ в быдло обращаем

Хамзат Фаргиев
Нет большего бесстыдства, чем
выдавать за правду утверждение,
ложность которого заведомо известна.
Кей-Кавус - персидский писатель XI в.

Осетинская народная мудрость гласит: «Змею узнают по шипению». Оно и определяет членство в Ордене Растлителей Духа Осетинского Народа (ОРДОН).1 Этот змеиный клубок абсолютно не представляет своей жизни без злобного шипения «о насильственном переселении осетин на земли ингушей в 1944 г.».

Этот вопрос рассмотрим на примере «научных» изысканий историка Ф. Гутнова - члена ОРДОНа и ярого приверженца его Кодекса Нечисти. Лживость и лицемерие, якобы, ученого подтверждают его собственные наукообразные блуждания, документы, которые он приводит и... осетинский народ.2

По утверждению Ф. Гутнова, осетин «из горной  части Северной Осетии и Грузии в 1944 году (!) насильственно заселили в села  депортированных  ингушей». Это заселение «происходило очень медленно и с трудом. Многие осетины в силу национальных традиций не желали селиться в чужих  домах».

Помимо научных выкладок, есть здравый смысл, опровергающий бред о насильственном переселении осетин, прежде всего, кударцев (юго-осетин) на земли ингушей и в их жилища. Как утверждает мой виртуальный друг в соцсетях Роза Х., «если кударцы так уж не хотели заселять дома ингушей и их насильно вынудили, то в 1957 г., когда ингуши массово возвращались на свою Родину, они с великой радостью должны были освобождать ингушские дома и возвращать все ингушское. Ведь если человека заставить насильно сделать что-то аморально преступное, он при наличии у него совести, чести, мужества и понятия о справедливости, при же первой возможности (!) исправит свое деяние зла, к совершению которого его вынудили "насильно". В данном случае всего лишь нужно было освободить чужие дома и земли, но этого не случилось ни в 1957 г., ни до сих пор. Этот факт является ярким показателем массового и постыдного отклонения кударцев от Господних предостережений и их гнусного преклонения перед Сатаной и его прислугой Мамоной».

Таким образом, Ф. Гутнова опровергает здравый смысл и... кударцы. Они, совершенно не терзаясь угрызениями совести, в 1957 году отказались освободить дома, квартиры и земли ингушей после их возвращения из мест депортации в г. Владикавказ и Пригородный р-он. В этом же регионе в 1992 г. они, нисколько не цацкаясь с «национальными традициями», нагло, гуртом захватывали ингушские дома, квартиры и земельные участки, оставленные ими в итоге этнической бойни, которую устроили ингушам власть имущие Северной Осетии и их наци-банды под откровенным прикрытием армии и ВВ РФ. Осетины знают эти постыдные факты бандитизма своих соплеменников.

Следует отметить, что алчное нашествие кударцев на ингушские земли  подтверждает свидетельство - официальное заключение Северо-Осетинского института госисследований, сделанное в 1991 г. Оно однозначно утверждает, что (!) «освободившиеся после депортации земли были заселены в основном осетинами из Грузии. Всего из осетинских районов в Грузии было переселено до 35 тыс. чел.»3

Ф. Гутнов начинает свое около научное блуждание с пикировки с моим другом Хаджимуратом Костоевым. Мой соратник, ссылаясь на Протокол № 1 совещания республиканской Переселенческой комиссии при Совнаркоме СО АССР от 5 марта 1944 года, отрицает насильственность переселения осетин в Пригородный район и приводит ряд свидетельств о том, что от желающих переселиться не было отбоя. Ф. Гутнов, не подвергая сомнению наличие такого документа, не опровергая факты, приведенные в нем, утверждает, что в его «распоряжении имеются документы (совсем) другого рода», видимо, доказывающие обратное. Пройдясь по ним, проследим их доказательность.

В чем, по мнению ученого-ОРДОНца, проявилась «насильственность» переселения осетин на ингушские земли?.. Как он живописует, оказывается власть принимала «жесткие меры (и) за (!) нежелание переселяться на новые земли людей исключали из партии, (!) отстраняли от  занимаемой должности, оказывали постоянное давление». Горе-учёный, правда, никак не прояснил в чем именно выражалось «постоянное давление» на осетинцев. Он также не привел ни единого, документально подтвержденного, примера «исключения (осетин) из партии и отстранения от должности».

Даже предположение о принятии таких же мер в отношении народов - арестантов сталинизма, звучало бы явным издевательством над истиной. Нет сомнений, что они все поголовно предпочли бы депортации «крайне жесткие меры» в гутновской интерпретации «экзекуции» осетин в виде «исключения из партии, отстранения от должности» и абсолютно секретного «постоянного давления». Окрестить их насилием и «крайне жесткими мерами» в состоянии лишь аморальный и бездарный доктор геббельсовских наук.

Если следовать логике «ученого», также можно предположить, что все кударцы были при партбилетах и на должностях и они, ни в какую не желая лишаться их, соглашались переселяться в чужие дома. Воистину, неистощимы фантазии Геббельсовича: гарно «уміє він з чорного біле зробити» (укр. посл.).

В своих около научных блужданиях Ф. Гутнов раз за разом вляпывается в лужу откровенного невежества. Он возомнил, что о «насильственном» характере переселения осетин, «свидетельствует Постановление СНК СССР от 9 марта 1944 г., (обязывавшее) Совнарком СО АССР переселить до 15 апреля 3 000 семей». ОРДОНец-ученый сокрушается, что акты, принятые СНК СО АССР о переселении «начинались словом "обязать", которое «повторено ... четыре (пять) раз!»

Надо же, какое чудовищное насилие, выраженное в слове «обязать» да еще «повторенное четыре (пять) раз!..» ОРДОНец Ф. Гутнов, трезвоня (!) о «насильственности переселении осетин», не соизволил привести перечень насильствовавших сил, использованных для насилия. Он и другие ОРДОНцы мычат о «насильственности переселения осетин», но не приводят не единого факта насилия, примененного по отношению к ним. 

Во время, воистину, насильственной депортации ингушей и чеченцев были задействованы оперативные работники НКВД, НКГБ, «СМЕРШ» и войска НКВД численностью 119 000 чел. На депортацию балкарцев было брошено 21 000 карателей, калмыков - 4 101, карачаевцев - 53 327, крымских татар - 32 000.4 На арене не реального, а воображаемого насильственного переселения осетин десятилетиями бесчинствует скопище «научных» деятелей и власть имущих двух Осетий - ярых извращенцев истины, насилующих дух и сознание осетинского народа.

В отличие от всех поголовно депортируемых народов, тоталитарный режим давал осетинам (!) пятинедельный срок на переселение 3000 семей. Первым на сборы отводился (!) один час, а «насильственно» переселяемым осетинам - 888 часов, т.е. в 888 раз больше времени, чем депортируемым народам. Им, под «присмотром» автоматов и пулеметов, разрешалось брать с собой до 100 кг на одного человека (но не более 500 кг на семью). Осетины переселялись без автоматно-пулеметного надзора со всем своим скарбом, продовольствием и живностью, предвкушая знатную поживу в селах ингушей и распевая песенки под араку.

Все познается лишь в сравнении. Поэтому не обойтись без дальнейших параллелей между, поистине, насильственной депортацией народов и мнимо насильственным переселением осетин в ингушские села. Ни один ОРДОНец не приводит данных о количестве транспорта, который был использован НКВД для проведения «насильственной операции» переселения осетин. Ей следует дать наименование «Осетинам - дармовщина от Мамоны!..» (сокр. - «Дармовщина»). Например, для депортации ингушей и чеченцев НКВД было задействовало 180 эшелонов по 65 вагонов в каждом (ГАРФ. Ф.Р-9401. Оп.2. Д.64. Л.161). Для их доставки к местам расселения только в Казахстане было «мобилизовано 1590 машин, 57 тысяч подвод, 103 трактора...» (ГАРФ. Ф.Р-9479. Оп.1. Д.182. Л.62,64).

Если по аналогии с депортацией народов «Дармовщина» была актом насилия в отношении осетин, то возникает ряд обоснованных вопросов к власть имущим двух Осетий и их идеологической прислуге.
Сколько осетин расстреляли во время «насильственного переселения», как балкарцев, ингушей, калмыков, карачаевцев, крымских татар, чеченцев?
Сколько их было заживо сожжено, как ингушей и чеченцев в селах Гули, Таргим и Цори, Моцкар, Мозгар и Хайбах?
Сколько их было утоплено, как чеченцев в озере Кезеной-Ам?
Сколько непогребенных трупов умерших осетин осталось тлеть навеки у «дороги смерти» из Южной Осетии в Ингушетию?
Сколько осетин умерло не по причине естественной убыли, а именно из-за многолетнего «насильственного прозябания» на землях ингушей и в их домах?..
 
По всему перечню этих вопросов карателям духа осетинского народа нечего и некого предъявить в качестве жертв «Дармовщины». Ответы на эти вопросы даны в виде невнятного мычания о насильственности переселения... Из псевдонаучной казуистики ОРДОНа следует вывод о том, что переселение, конечно, было насильственным, но насилие при этом... не применялось.

Напротив, любой народ - узник сталинизма, может привести ужасающе скорбный мартиролог соплеменников, умерщвленных сталинским режимом. Но более правильным будет привести мартиролог от НКВД - Справку отдела спецпоселений МВД СССР о наличии и движении выселенцев (по состоянию на 1 октября 1948 г.) от 14. 01. 1949. В ней приведены данные о численности умерших спецпереселенцев. Следует одернуть карателей НКВД: выселенцы не умерли - они были умерщвлены. Средствами их умерщвления были голод, холод, болезни, пуля, штык, тюрьма, жестокое обращение и тоска по отнятой Родине.

По данным Справки всего было выселено:
227 457 крымских татар, из них к 1 октября 1948 г. умерщвлено 44 887 (20 %),
соответственно, калмыков 90 940  - умерщвлено 16 594 (18 %);
ингушей, балкарцев, карачаевцев, чеченцев, 578 527 - умерщвлено 146 892 (25 %);
курдов, турок, хемшилов 95 669 - умерщвлено 15 432 (16%);
немцев 1 070021 - умерщвлено 45 275 (4%)... (ГАРФ. Ф. Р-9479. Оп.1. Д.436. Л.14). Значит, лишь в течение первых пяти лет пребывания репрессированных народов в адском пекле и хладе депортации тоталитарный режим умертвил 269 080 человек (ГАРФ. Ф. Р-9479. Оп. 1. Д. 436. Л. 14).

Геббельсовичи 2-х Осетий, имеющие политический статус неистовых вдов сталинизма, оскудевших духом, сердцем и разумом, не в состоянии привести ни одного факта создания такой искусственной среды умерщвления осетин, как по отношению к «наказанным народам». Но они с маниакальным упорством яро продолжают гадить дух и сознание осетинского народа своим идеологическим дерьмом о насильственном переселения осетин. Облако его  вони накрыло весь Кавказ и Россию.

В чем еще, по утверждению ученых - ОРДОНцев, Осетий проявлялся, насильственный характер переселения осетин на ингушские земли? Ф. Гутнов, «опираясь» задом на архивные документы, изгаляется над истиной и пишет: несмотря на «жесткие меры административных органов план переселения выполнялся плохо». На заседании Переселенческой комиссии 25 марта 1944 г. констатируется, что в Дигорском районе «из планируемых по разнарядке 200 семей переселенцев (!) заявлений пока 70», соответственно, в Даргкохе 300 - 159, в Кировском р-оне его глава Козырев докладывал, что «желающих переселяться нет». Но этот же Козырев (!) 5 марта  сообщал о 400 заявлениях на переселение - Х. Ф.).

Эта и другие выдержки Ф. Гутнова из актов Переселенческой комиссии опровергают его лживую версию о насильственности переселения осетин. На ее заседании «председателю Даргкохской комиссии Хозиеву было (просто - Х. Ф.) указано (!) «на слабое развертывание работы по переселению в новые районы».

Таким образом, Ф. Гутнов четко признает наличие осетин, добровольно изъявлявших желание к переселению и подававших заявления. Он сам своей выдержкой из актов Переселенческой комиссии представил 229 заявок (159 + 70) на «Дармовщину». Ни в документах, приведенных им, ни в его выводах нет ни единого слова о том, что осетин вынуждали писать данные заявления насильно или под угрозой применения насилия. Если бы подобные факты имелись, то с каким сладострастно извращенным наслаждением Ф. Гутнов и другие Геббельсовичи швырнули бы их в лицо ингушскому народу.

Во-вторых, если переселение, и вправду, было насильственным, то в этом случае слова о заявлениях, о «желающих переселяться» звучат нелепо. Если следовать аналогии с депортацией народов - узников сталинизма, то после получения разнарядки НКВД на насильственное переселение какой-то части осетин должен был последовать произвольно-принудительный отбор кандидатов, без учета их желания и подачи заявлений. Каратели, оцепив дворы переселяемых осетин, врывались бы в их дома, отделяли мужчин от женщин и детей, а больных и немощных, не подлежащих транспортировке, расстреливали бы или сжигали заживо. Время на сборы - 1 час, а не 888 часов, а далее скопом - марш-бросок в Ингушетию на автотранспорте, подводах и пешком под конвоем карателей.

В-третьих, в случае саботажа насильственного переселения, виновным не было бы «указано (!) на слабое развертывание работы по переселению в новые рaйоны». Перед Хозиевым, Козыревым и другими саботажниками выселения осетин каратели распахнули бы следующие перспективы: расстрел на месте, тюрьма либо уход в мстители, как супругов Байсаровых - чеченца Ахмеда и ингушки Лайсат.

Но у осетин не было оснований для мести государству карателей, ибо не было никакого насильственного переселения. Если б оно имело место, то, вне сомнений, рядом с ингушскими абреками во главе с А. Хучбаровым бок о бок встали бы достойные сыны Осетии, так как насилие над народом всегда порождает героев, противостоящих ему. Но история, литература, искусство, фольклор двух Осетий, которые не сохранили ни единого имени мстителя за насильственное переселение осетин, однозначно свидетельствуют о том, что Ф. Гутнов и К* - двуличные лжецы, поганящие сознание осетинского народа.

Но истина им - не указ, и потому он лжет и по поводу Постановления СНК СО АССР от 14 июля 1944 года, утвердившее «план дополнительного переселения 1571 семьи». В этом Ф. Гутнов усмотрел факт, подтверждающий проведение «жестких мер» в отношении осетин. Именно так им расценен 2-й пункт Постановления. Он обязывал «председателей исполкомов, райсоветов, заврайзо, председателей сельисполкомов и колхозов организовать массовую разъяснительную работу среди населения о переселении в новые районы ... (до) 1 декабря  1944  г.».

Таким образом, на переселение 1571 семьи было отведено 4,5 месяца или 3 216 часов, т.е. в 3 216 раз больше чем предоставлялось депортируемым народам. История их насильственной депортации свидетельствует, что на ее проведение не требовалось столько времени. Почему осетинам его отводили так много?!.. Оно требовалось для «организации массовой разъяснительной работы» среди них, чтобы прельстить их радужными перспективами участия в операции «Дармовщина». Какое «ужасающее» насилие! Депортированным народам оно и не снилось...

О заманчивости участия в спецоперации «Дармовщина» поведают Ф. Гутнов, другие ОРДОНцы и автор на основании правовых актов СССР и СО АССР. Согласно Постановлению СНК СССР № 255-74 «О заселении и освоении районов бывшей Чечено-Ингушской АССР» от 9 марта 1944 года из принятого (по-бандитски изъятого режимом - Х. Ф.) у переселенцев на Северном Кавказе скота Северной Осетии передаются 5000 голов крупнорогатого скота, 5000 голов коз и овец, 1000 голов лошадей и 1000 пчелосемей.

Во-вторых, Наркомзагу было предписано из (!) принятого у ингушей и чеченцев картофеля, семенного зерна выдать вновь организуемым колхозам и приусадебным участкам, т.е. индивидуальным лицам, значит, и осетинам. Никакого принятия картофеля и зерна у ингушей и чеченцев не было и в помине. Был бандитский государственный грабеж...

В-третьих, им, якобы, «насильственно переселенным», безвозмездно передаются общественные и индивидуальные постройки, сельхозинвентарь и другое имущество, оставленное ингушами и чеченцами (изъятое режимом государственных бандитов - Х. Ф.). А. А. Цуциев назвал еще один государев дар: осетины, «проработавшие на новом месте более пяти лет, получали казенную землю в свою собственность».5 Напротив, переселенцев режим карателей предписывал «расселять в пустующих зданиях колхозов, совхозов и предприятий, а также (!) путем... уплотнения (в чужих домах - Х. Ф.». (Постановление ГКО «О мероприятиях по размещению спецпереселенцев в пределах Казахской и Киргизской ССР», № 5073сс от 31. 01. 1944 г.).

В гутновское прокрустово ложе о «насильственном переселении» осетин никак не укладываются вышеперечисленные блага, перепавшие им при проведении операции «Дармовщина» и поэтому ученый их попросту замалчивает. Конечно, он может напомнить о благах, якобы, просыпавшихся на переселенцев из рога изобилия режима карателей. Да, действительно, есть ряд документов ГКО, СНК и НКВД СССР о льготах, кредитах, живности и продуктах, выданных семьям выселенцев, как в них указано, (!) «бесплатно». Но о количестве, значимости и эффективности «помощи» режима карателей свидетельствует уже упомянутая Справка об умерщвлении выселенцев.

О реальном создании режима умерщвления спецпереселенцев тирану народов СССР И. Сталину в июле 1944 года докладывал персональный палач народов - узников, Л. Берия. Он сообщал о неудовлетворительном «бытовом устройстве спецпоселенцев, приобщении их к труду...», отказе приема их на работу в колхозы, совхозы и предприятия. Также Л. Берия был вынужден признать нeудовлетворительность наделения переселенцев «приусадебными участками, огородами ... обеспечения жильем» и отметил разгул сыпного тифа (ГАРФ. Ф.Р-9401. Оп.2. Д.63. Л.311 - 313).

Ф. Гутнов не успокаивается на приведенных невежественных примерах «насильственности переселения осетин» и вбрасывает в сознание осетинского народа другие образцы «чудовищного» насилия в отношении него. Как он живописует, Постановление СНК СО АССР от 18 мая 1945 года заносит «кнут» насилия над переселенцами, обязывая административные органы «запретить переселение из закрепленных за ними домов».

Также, предусматривалось «проведение организационной и политико-массовой работы» для их «закрепления на новом месте и решительной борьбы с незаконным выселением». В конечном счете, эта борьба вылилась в очередную «насильственную» операцию (по-гутновски - пряник) «передачи колхозникам жилых домов и надворных построек со страховой оценкой до... 5000 рублей (!) бесплатно».

Ф. Гутнову - горе-историку, следовало бы знать, что «закрепление переселенческого контингента на новом месте» в Средней Азии и Казахстане, в отличие от осетин, подкреплялось принятием «насильствующих» правовых актов и организацией насильствовавших 429-ти спецкомендатур НКВД для «обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка и предотвращения побегов спецпереселенцев с мест их поселения, а также контроля за их хозяйственно-трудовым устройством» (ГАРФ. Ф. 9408. Оп. 1. Д. 2. Л. 55).

Деятельность спецкомендатур была обеспечена «правовыми» актами от СНК и Прокуратуры СССР.6 Они предусматривали «штраф до 100 руб. или арест до 5 суток», если происходило нарушение режима спецпоселения, а также запрещали переселенцам «отлучаться за пределы района расселения». Самовольная отлучка расценивалась, как побег, и влекла за собой наказание до 20 лет каторжных работ. Пособникам и укрывателям беглецов сталинизм гарантировал до 5 лет лишения свободы, а спецпереселенцам - уклонистам от трудовой деятельности - до 8 лет.

Директивы НКВД СССР (№ 155 от 6 мая 1944 г. и № 140 от 22 августа 1945 г.) жестко гарантировали балкарцам, ингушам, карачаевцам, калмыкам, крымским татарам и чеченцам, откровенное надругательство над их честью и национальным достоинством при демобилизации из армии и освобождении из заключения. Им было запрещено возвращаться на Родину - их ссылали в места поселения своих народов.7

ОРДОНцы, не имеют примеров подобного политического, правового, физического насилия и нравственного прессинга на переселенцев - осетин. Поэтому их «научные» доказательства ограничиваются лишь нескончаемым распеванием лицемерной песенки о «насильственности переселения осетин» протяженностью в одну строку: «Уа-райда... осетин насильно переселили... ой, онай, совсем насильно... ой, алай, пришла им совсем хана...»8 Скудость доказательств и убогость песенки ОРДОНцев, объясняет украинская народная мудрость: «яка головонька, така й розмовонька!»

Завершая, осталось вбить последний гвоздь в крышку гроба с чертовой дюжиной явных бредней о «насильственном переселении осетин». Поистине, насильственную депортацию народов, как свидетельствуют документы НКВД, проводили каратели из НКВД, НКГБ, «СМЕРШ» и войска НКВД. Организация и проведение совершенно ненасильственного выселения осетин в Ингушетию, как свидетельствуют правовые акты СССР и Северной Осетии, к змеиному «прискорбию» ОРДОНцев, возлагалась не на карателей из силовых структур, а на партийные и советские органы, а на низовом уровне - глав предприятий, организаций, колхозов и совхозов.

Подводя итоги «научной» спецоперации «насильственное переселение осетин», проводимой власть имущими Осетий и их идеологической сворой, можно сделать следующие выводы. Их «научно» идеологическое дерьмо под воздействием их пропагандистских заклинаний в сознании всего осетинского народа преобразовалось в жемчужины истины. Но торжество лжи не вечно. Об этом свидетельствуют слова обличения Виктора Гюго: «Всемогущество зла обречено на поражение. Мысль всегда ускользает от того, кто (!) пытается ее задушить. Она неуловима (!) для насилия; она (!) скрывается то под одним обличьем, то под другим. Ничто не может победить человеческий разум, ибо человеческий разум - это (!) помысел  Бога».9

Хамзат Фаргиев

6 февраля 2017,
в редакции от 16 октября 2023

Примечания

1. Подробнее о понятии ОРДОН смотри в статье «Когда ложь заправляет, зло властвует». http://proza.ru/2023/10/13/692
2. Ф. Гутнов. «Игра в историю». 
http://www.darial-online.ru/2007_2/gutnov.shtml
На таких же позициях застыли и другие каратели духа осетинского народа:
а) Р. Бзаров Рассказы по истории Северной Осетии. Владикавказ, 1994;
б) А. Б. Дзадзиев. Демографическая ситуация в Сев. Осетии. 1989 – 1997 гг.
в) Н. Г. Каберты. Динамика этнической структуры населения Сев. Осетии за 80  лет. Владикавказ. 2005 г. г) Д. Г. Кабисов. Рост благосостояния населения и демографические процессы в Южной Осетии, Цхинвали, 1987;
д) В. Д. Кучиев. Школьный учебник «История Осетии. XX век». Владикавказ, 2011 г.;
е) Р. Кучиев. История Осетии. 2005 г. http://ossetians.com/rus/news.php?newsid=4
ж) А.Д. Туаллагов «Истоки трагедии», Владикавказ, 1993.
з) Сб. «Осетия и осетины». Под ред. К. Челехсаты, Вл., 2009 г. 2-е изд.
и) А. А. Цуциев «Осетино-ингушский конфликт (1992 -...): его предыстория и факторы развития». М. «Российская политическая энциклопедия», 1998.

3. Материалы по переселению осетин: Отчет о насильственных переселениях осетин. - Владикавказ: Северо-Осетинский институт госисследований, 1991, с. 7 - 9.

4. Эти и др. данные по «наказанным народам» приводятся из сл. источников:
а) Бугай Н.Ф., Коцонис А.Н. «Обязать НКВД СССР... выселить греков». М. 1999;
б) Н.Ф. Бугай. Турки из Месхетии: долгий путь к реабилитации (1944 - 1994). М.: Изд. дом «РОСС», 1994;
в) Документы из архива Иосифа Сталина. Особая папка.
https://www.ng.ru/specfile/2000-02-29/10_top_secret.html
г) П. Полян. Принудительные миграции в годы второй мировой войны и после её окончания (1939–1953). http://old.memo.ru/history/deport/polyan2.htm
д) Сб. законодательных и нормативных актов о репрессиях и реабилитации жертв политических репрессий. Под ред. Г.Ф. Весновской. Курск. 1999, ч. I.;
е) Фонд А. Яковлева. Сборник документов. Сталинские депортации. 1928 – 1953 гг. https://www.alexanderyakovlev.org/db-docs

5. Цуциев А. А. Указ. сочинение, с. 72 - 73.
6. Постановление СНК СССР № 35 от 08. 01. 1945 г., Приказ Прокуратуры СССР № 39с от 13. 02. 1945 г. и Постановление Совмина СССР № 4367-1726сс от 24. 11. 1948 г.
7. Указ. сборник под ред. Г.Ф. Весновской, ч. I. стр. 185.
8. При составлении приведенного «поэтического» одностишия использованы междометия из осетинских народных песен из сб. «Песни народов Северного Кавказа».
9. В. Гюго. Возмездие.

***

На фото - картина о депортации чеченца-аккинца Джамалдинова Алимпаши Алимшейховича, подаренная им Государственному музею изобразительных искусств Ингушетии наряду с коллекцией из 62 живописных и графических работ.