День рождения брата Вити

Александр Щербаков 5
Сегодня 16 октября близкие моего младшего брата Вити отметят очередной его день рождения. Сегодня ему исполнилось бы 68 лет. Но почему бы? Дело в том, что мой младший брат покинул этот мир 2 года назад, причем был в полном здравии и на глазах близких.  Во время пикника на катере прыгнул в холодные воды Амура и у него остановилось сердце.  Не у него первого и боюсь, не у последнего. Именно так умер знаменитых бард Евгений Клячкин и не менее знаменитый хоккеист Виктор Кузькин.

У нас с братом разница в возрасте 8 лет и 4 месяца. Поэтому мне, как старшему брату, приходилось много ухаживать за ним, пока он не ходил в школу, а потом опекать его и быть примером.  Он, как и я, увлекся спортом, и зимой мы уже взрослыми вместе ходили на хоккей.  Нет, не болеть, хотя Витя был и заядлый болельщик, а играть. Вначале это был стадион «Водник» недалеко от нашей квартиры в Хабаровском Затоне. Потом стадион бывшего завода «Дальдизель», где вместе с нами играли другие сослуживцы Вити и их дети, а иногда и жены. Планировал ходить на хоккей Витя и в тот год, когда так трагически погиб.  За несколько лет до этого ему поставили протез тазобедренного сустава, как и мне за 8 лет до этого. Но если я не успел до своего инфаркта поставить второй протез, то Вите это не советовали делать врачи, которые стали лечить его консервативно, вводя в полость сустава незадолго до этого изобретенный состав, стабилизирующий процесс в суставе. Раз в полгода ему делали эту процедуру, и брат надеялся, что он обойдется без второй операции.

Но вот другому его увлечению брат обязан нашему дяде Володи. Для меня Володя, всего на год старше меня, скорее как старший брат, а вот для Вити – настоящий дядя. И этот дядя осенью 1964 года, когда приехал в гости в наш поселок Херпучи, что на районе имени Полины Осипенко Хабаровского края, стал ходить с Витей на рыбалку и учил его некоторым премудростям ловли рыбы. До этого такие уроки Витя не мог получить ни от меня, ни от нашего отца – нам обоим не нравилось ловить рыбу, хотя отец свое детство вообще провел на Амуре, где его отец был засольщик рыбы и икры, да и вокруг Херпучей хватало речек. Не больших, но зато нерестовых, куда заходила метать икру красная рыба.  Но Витя так увлекся рыбной ловлей, что лучшего отдыха, чем ловить рыбу, не представлял.

А вот кто из его друзей или сослуживцев увлек его сплавом по горным речкам, не знаю. Но он почти каждый год вместе с ними спускался по таким речкам, а потом присылал мне фотографии. Кстати, о фотографиях. Сейчас любой может их делать. И на цифровых фотоаппаратах, и на телефонах-смартфонах.  И потом можно смотреть их или на самих этих устройствах, или сбрасывать на компьютер и пересылать без проблем кому угодно.  В пору нашего детства, юности и молодости сделать фотографию было намного труднее. Была в нашем поселке фотография, куда можно было сходить и сделать фотографию на память, или попросить  редких обладателей фотоаппаратов сделать фото дома. А вот у Володи к этому времени уже был фотоаппарат, подаренный ему моими родителями, с которым он приехал к нам в гости. В Херпучах Володя снял немало кадров нашей семьи. А потом, уже в Хабаровске, где он жил со своими родителями, нашими с Витей дедушкой и бабушкой, сделал фотографии и прислал нам их в письме.  Позже у Вити так и не появился свой фотоаппарат, в отличие от меня, где я, начав работать, купил фотоаппарат «Смена», в потом, уже в самом начале 90-х годов, члены японской делегации подарили мне, тогда первому заместителю заведующего отделом здравоохранения Хабаровского крайисполкома, цветной фотоаппарат CANON, и я стал делать фотографии. Правда, в первое время мне пришлось с оказией отправлять экспонированную пленку в Японию, где делали цветные фотографии.

В детстве на лето нас с братом родители увозили в Хабаровск, на свежее молоко, овощи и вообще, в более благоприятный после севера климат. Но  детей у бабушки с дедушкой было много, все жили в северных районах, и на лето тоже старались привезти своих чад поближе к теплу.  Так что в небольшом частном доме бабушки с дедушкой набиралось много жильцов, кушали обычно в две очереди, а спать укладывались на полу. Поэтому моего брата часто брала к себе наша многолетняя соседка по квартире в поселке, учительница Агния Иннокентьевна Кокорина, которая вместе с мужем жилп в частном доме примерно в 40 минутах ходьбы о дома бабушки с дедушкой. Чем там занимался мой брат, не знаю. А нам с Вовкой хватало работы.  Напилить и наколоть двора, принести воды из колодца, прополоть грядки в огороде. Но главная наша задача была пасти корову, а если был, то и теленка.  На неделю нас брали в собой на покос взрослые, где мы занимались тем, что переворачивали валки скошенной травы, чтобы они быстрее сохли. А в более старшем возрасте мы уже сгребали сено и носили копна сена к месту, где формировали стог для  загрузки в кузов автомобиля, чтобы увезти к дому бабушки с дедушкой.

Мы с Витей все же доставили родителям волнения. Я своей ранней женитьбой на 4-м курсе медицинского института, а брат тем, что запустил учебу на первом курсе железнодорожного института и был отчислен.  Пришлось родителям приложить усилия, чтобы брата взяли в армию и оформить ему академический отпуск в институте.  Он честно отслужил два года и восстановился в институте. Это был хороший урок для моего брата. После окончания института у него хорошо сложилась и карьера. В последние годы перед уходом на пенсию Витя был заместителем начальника Дальневосточной железной дороги.  И был на хорошем счету, его приглашали в РЖД в Москву, но он решил остаться в Хабаровске, где у него уже был устроен быт и в его семье, и в семье младшего сына Алеши, у которого родилась дочка.  Родители назвали её Сашенькой, видимо, в честь нашей с Витей мамы, Александры Степановны.

Витя был дважды женат. Обе его жены, и первая Лариса, и вторая Марина, тоже окончили Хабаровский институт железнодорожного транспорта. От обоих жен у Вити сыновья – старший Андрей, младший Алексей.  Оба закончили тот же институт, что их родители. Но если родители связали свою жизнь с железнодорожным транспортом, сыновья пошли по другим сферам деятельности. Андрей сейчас уже майор в полиции, а Алексей занимается бизнесом. Но не только. Увлекся бодибилдингом, т.е. качанием красивой атлетической фигуры, и даже выступал на городских соревнованиях.

Однажды высоким служебным положением младшего брата воспользовался я. Это случилось, когда после обширного инфаркта у меня на сердце образовалась грыжа, на медицинском языке аневризма, и потребовалась сложная и рискованная операция в Новосибирском институте кардиологии имени Мешалкина, о чем я сообщил Вите,и он сам предложил мне услугу. Связался со своим коллегой на железной дороге в Новосибирске, тот встретил меня на вокзале и отвез в институт, находящийся за городом. А потом, после успешной операции, привез меня вместе с моим сыном Сережей на железнодорожный вокзал, откуда я уехал в Тюмень, где к этому времени жил.

Последний раз мы с братом виделись в июне 2003 года, накануне моего отъезда в Сибирь. Моя жена с одним из внуков уже уехала туда, в город Нефтеюганск, куда меня пригласили работать директором местной многопрофильной больницы. Еще раньше туда уехал сын Сережа, а с младшей дочерью Наташей и её мужем Витей мы уезжали после моего дня рождения 20 июня.  В нашу квартиру переехала семья старшего сына Саши. И примерно за неделю до отъезда я созвонился с братом и приехал к нему в гости попрощаться. Мы долго сидели за столом с ним и его женой Мариной, разговаривали, вспоминали нашу жизнь, спортивные увлечения. На прощанье Марина нас сфотографировала вместе, и эту фотографию я поставил на заставку. 

Уезжая, я не думал, что больше не увижу брата.  Но так сложилась жизнь, что это была наша последняя встреча. Выйдя на пенсию, Витя продолжал заниматься тем, что ему нравилось. Летом ездил на рыбалку, зимой ходил на каток и сам играть, а на стадионе болел за команду по хоккею с мячом СКА-Нефтяник.  Тем более что в последние годы болеть было не обязательно на морозе, как в пору нашей молодости – в Хабаровске был построен специализированный Дворец спорта «Ерофей» для хоккея с мячом. Когда там проходил чемпионат мира и на его открытие приехал премьер-министр Дмитрий Медведев,  Витя оказался на трибуне недалеко от него и прислал фотографию Медведева.

Когда Витя погиб и в Хабаровске состоялись его похороны, там совершенно случайно оказался моя старший сын Саша, который присутствовал и на похоронах, и на поминках. Проводить Витю в последний путь пришли много его одноклассников из родного поселка, с которыми Витя не раз встречался в Хабаровске. Одна из землячек, Галя Коршунова, не была одноклассницей ни моей, ни Вити, но мы с ней подружились в «Одноклассниках», и она приезжала ко мне на 70-летний юбилей вместе с другой моей землячкой, Верой Малининой. Я попросил Галю принять участие в похоронах и сделать фотографии, и она выполнила мою просьбу. Так что по фотографиям узнал, как хоронили моего брата и поминали. Спи спокойно, Витя, пусть земля тебе будет пухом. Мы тебя не забудем.