Победа русского ампира

Светлана Шаляпина
Предыдущая страница  http://proza.ru/2023/09/27/47

Русский ампир сложился в России под влиянием французского ампира в первой трети XIX века. В России это периоды высокого и позднего классицизма, охватывающие два с половиной десятилетия правления императора Александра I и начальный период царствования его брата, Николая I.

Расцвет стиля пришёлся на правление Александра I - после победы над Наполеоном. 
Особенно ярко русский ампир проявился в архитектуре, дизайне интерьеров и декоративно-прикладном искусстве столицы Российской империи, Санкт-Петербурга. 

Этот художественный стиль не просто копировал модное в начале XIX века европейское направление, переосмыслившее наследие Древней Греции и Древнего Рима, а сочетал его с национальными традициями классицизма. Стиль был заимствован, но видоизменён. 

В орнаментах столичной русской разновидности ампира было гораздо больше классических элементов, чем в узорах французских художников. Русский орнамент не так тяжеловесен, в нём меньше эклектичности. Монументальность переосмыслена в основательность. При этом орнамент более строг и гармоничен и в то же время
отличается большей живописностью и изяществом.

Историки отмечали парадоксальность того, что Россия, будучи победителем в войне, заимствовала имперский стиль наполеоновской эпохи у побеждённой Франции - в отличие от других стран антинаполеоновской коалиции: Германии и Австрии, где этот  стиль не получил такого бурного развития, как в России.

На это были свои причины. Во-первых, в России всегда существовала мода на всё французское, даже во время войны.

Французские влияния проникали в русское искусство ещё до начала Отечественной войны 1812 года. Это были элементы неоклассицизма, стилей Директории и Консульства.

Во-вторых, между Александром I и Наполеоном существовала видимость дружбы.

Архитекторы Персье и Фонтен с разрешения Наполеона через французского посла в Санкт-Петербурге посылали императору Александру I альбомы с видами "всего замечательного, что строилось в Париже".
Русская аристократия подражала нравам парижских Салонов. Сам Наполеон присылал Александру I описания своего Итальянского и Египетского походов с гравюрами.

В 1804-1806 годах на Севрской фарфоровой мануфактуре изготавливали большой "Египетский сервиз" (146 предметов) с росписями и фигурными предметами по гравюрам с рисунков Денона. Наполеон преподнёс этот сервиз в дар императору Александру в 1808 году во время их встречи в Эрфурте в память о заключении Тильзитского мира между Францией и Россией (1807).
Сервиз хранился в Москве, в Оружейной палате.

Но главная причина и основа заимствования ампира - идеологическая. После Венского конгресса 1815 года, когда на территории Франции размещались оккупационные войска, а на французском престоле восстанавливалась династия Бурбонов, у Российской империи появились обоснованные претензии на диктат в Европе. На волне триумфальной победы над наполеоновской Францией имперский стиль стал олицетворять торжество российской государственности, монархической власти.

Русский ампир продемонстрировал властителям Европы, что теперь Россия является наследницей Рима (Москву называли третьим Римом, а Петербург – четвёртым Римом). Победа над Наполеоном доказала это право.

После Венского конгресса 1815 года русский ампир стал воплощением идей Петра Великого: показать свою мощь всем странам Европы.


После окончания войны, в 1814 году, император Александр I встретился в Париже с   П. Фонтеном и, ещё до вторичного вступления союзных армий в Париж, получил тринадцать альбомов с рисунками пером и акварелью - проектов интерьеров, мебели и "разных монументов" - с дарственной надписью: "Благородному императору Александру и храброму российскому воинству".
Эти альбомы хранились в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге (ныне в библиотеке Эрмитажа), они оказали существенное воздействие на работу мастеров русского ампира. Во Франции они были опубликованы только в 1892 году.

Персье и Фонтен после поражения Наполеона стремились на русскую службу, но российский император предпочёл им в то время никому не известного О. Монферрана, который также преподнёс монарху свой "Альбом разных архитектурных проектов, посвящённых Его Величеству Императору Всероссийскому Александру I".

Иллюстрация: Здание Главного штаба - историческое здание в стиле русского ампира на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. Архитектор - К. И. Росси

Продолжение   http://proza.ru/2023/10/28/1756