Проклятье провинции

Владимир Калуцкий
ПРОКЛЯТЬЕ ПРОВИНЦИИ

Сейчас посмотрел интервью московского писателя Владимира Сорокина телеканалу "Дождь". Очень содержательная беседа. Пожалуй - самая значимая для меня за последние полтора года, На некоторые проклятые вопросы я, если не услышал ответы, то хотя бы увидел в них точки над многими "i". Наверное, я могу назвать себя единомышленником Сорокина, хотя вряд ли он об этом когда-нибудь узнает,
Тут ведь в чем дело. О Сорокине я услышал где-то в конце 80-х годов. Тогда мне в ротаторном варианте попалась его повесть "Голубое сало". Честно сказать - я читал и плевался. Ну - бред, больная фантазия, графоманство чистой воды.
И когда заговорили о "Дне опричника", я даже читать его неи хотел, хотя повесть уже была в Интернете,
Но, пересилив себя, прочитал. И мнение у меня о Сорокине сложилось, как о дрянном сочинителе. Я даже где-то на задворках собственных страниц в Интернете обругал Сорокина и отказал ему в праве именоваться русским писателем. Уж больно мир его книг пугал и отталкивал,
А дальше во мне началась болезненная трансформация. Всё чаще в сутолоке дней я начинал видеть черты сорокинских повестей. Писатель и время стали совпадать даже в деталях. И сегодня мне уже понятно, что в лице Сорокина мы имеем большого русского писателя мирового уровня. Уже потому, что его опричники вышли за пределы России.
Сегодня Сорокин живет за границей. Это результат того, как к нему относится Родина. Родина еще не понимает, что будет гордиться его именем, как все мы гордимся именам великих изгоев прошлого.Сорокин уже вошёл в их плеяду.
И я думаю - его счастье, что он ,как писатель, становился в столице. С её культурой, с её критической школой, с её возможностями. Условно говоря - Москва сделала Сорокина тем, кем он стал. Москва дала ему фору, и для старта ему не пришлось терять годы на разбег...
...я тоже пытался разогнаться. И тоже писал. Но - в провинции, где никакие критики меня в упор не видели. Ни денег у меня, ни волосатой руки. Теперь уж жизнь прошла, и никакого старта не случилось. Но вот я недавно перечитал свою повесть "Война с Поликанией", написанную в те же времена, что и "День опричника".И собственным критическим взглядом оценил, что моя повесть ничем не слабее. Просто, если бы я жил в Москве, обо мне бы тоже так же шумели, как о Сорокине.
Да я ли один такой! Да вся столичная литература - это фурункул на теле провинциальной. Но скажите - какой гений со своими 100 экземплярами шедевра прорвется через непонимание и пренебрежение столицы? Кто из критиков с залысинами позвонит мне сегодня и скажет : "Мы берем твою повесть к изданию в Москве"...
...да поздно уже. Тем более - если её напечатают сегодня, то , вполне вероятно, завтра я окажусь в местах куда более интересных, чем место, где оказался Сорокин. Потому что столичных писателей привечают столицы,
А провинциальных опричники.