Письма Учителю. Пьют и воруют

Евгений Садков
 "                Ваше сиятельство,

 а не хлопнуть ли нам по рюмашке?

 Заметьте, Лев Николаевич, не я это предложил. Возможно, уже основательно набравшись, так подходил к Вам, или Вашему отцу, управляющий, умнейший человек Андрей Ильич Соболев.

 Нет, конечно, сначала он снимал картуз и сгибал, уже чуть поменьше остальных,спину. Знамо дело, двадцать лет служил графскому семейству верой и правдой. Точно, как наши знаменитые ещё с советских времен хозяйственники.

 А потом дутый миллиардами финансовый пузырь, обдавая работяг бумажными ошметками, лопнул.

 Вот и Вы, в очередном письме Ергольской, возвращаетесь к губящей, и самого человека, и государство, привычке. И в июне 1852 года Вас достает Соболев.

 Но сначала о иных деталях. Вы пишите Татьяне Александровне о возвращении из похода. В начале текущего года граф Толстой участвует в боевых действиях против горцев.

 В качестве кого? Официально Вы были зачислены на военную службу в середине февраля текущего года. Получается, до этого Вы были добровольцем? Или наемником?

 Однако, повезло Вам, граф.Знай горцы, кто против них воюет, могли выкрасть. А может, они уже были информированы о трудном финансовом положении семьи?

 А все этот Соболев. Освободили в частном порядке от крепостничества, понадеялись на хозяйскую сметку, а он-на тебе.

 Знаете, Лев Николаевич, могли бы, чуть обобщив явление, войти в историю автором важного для России выражения. Одно дело, гладко было на бумаге, другое-короткий слоган.

 Вот Вы пишите Татьяне Александровне:

 "...судя по письмам и ведомостям Андрея, я ясно вижу, что он только и делает, что пьет и ворует".

 А что иного, граф, Вы хотели от бывшего раба, так и оставшегося им даже при власти? Вы же сами сравниваете Соболева с исправником. Исправником, но не исправившемся.

 Раб в России, даже ставший "денежным мешком" не может превратиться в Гражданина, свободного от системы насилия. Он лучше кинется на соседа, чем сделает усилие мысли для исправления ситуации в собственной стране, без насилия над ближним.

 Да, не повезло Вам, граф. Вырази Вы эту очевидность во множественном числе и тогда бы историки не ломали голову, кому она принадлежит. Пишут даже, какому-то Розенбауму.

 Реально, не мог ваш Соболев пить "в однушку". Скроее всего пропивал графский ВВП с кузнецом Прохором Шаляпиным и поваром и слугой Ванюшкой.

 Кстати, к тому времени, когда Ваше письмо дошло до имения, Андрей Ильич уже был уволен, типа по восемьдесят первой.

                Ваш ученик ЕС"