Встреча с шахматным гением

Григорий Саамов
В 1960 году произошла встреча великого Михаила Ботвинника и мало ещё известного тогда молодого шахматиста Михала Таля. Это был финал чемпионата мира, то есть победитель становился чемпионом мира. Все считали, что Ботвинник легко победит молодого соперника. Но победил Михал Таль. Это была мировая сенсация!..
Весной 1961 года ко мне на работу в редакцию пришёл ректор Телавского педагогического института Николоз Малудзе. Он раньше был первым секретарём райкома комсомола, и мы часто и плодотворно сотрудничали. Потом он защитил диссертацию и был назначен ректором института.
Цель его визита ко мне была такова: он где-то в санатории познакомился Михаилом Талем. И вот он пригласил знаменитого шахматиста к нам, в Телави.  Чемпиону мира показали исторические памятники, музеи, дали послушать знаменитые многоголосые грузинские песни, и наш джаз оркестр, участником которого был и я. Перед отъездом по просьбе студентов и вообще горожан решили устроить встречу чемпиона мира с любителями шахмат. Малудзе попросил меня выступить на встрече. Я согласился, тем более что тогда увлекался шахматами.
В актовом зале института народа собралось в несколько раз больше, чем было мест: стояли в проходах, сидели на полу…
Выступающие хвалили молодого гения шахмат, говорили много лестных слов. Таль, как я заметил, даже смущался.
И вот к трибуне пригласили меня. Я сказал буквально следующее:
«Человечество издревле старалось создать приспособления для усиления умственной и физической силы. Что касается умственной силы, человек создал гениальную игру ШАХМАТЫ. И сегодня мы встречаем самого гениального шахматиста современности, самого молодого чемпиона мира в истории шахмат Михаила Таля (аплодисменты).
Для усиления физической силы человек тоже создал много приспособлений, начиная от простейшего рычага и до современных сложнейших машин. Но было на этом пути развития техники одно сравнительно простое приспособление, которое позволяет человеку поднять тяжести, в несколько раз превосходящие его физические возможности. Этот механизм называется ТАЛЬ. То есть механизм таль усиливает силу человека в несколько раз. Образно говоря таль – это сила. А Михаил Таль сам таль, сама сила (аплодисменты). И потому сегодня нет в мире ему равных (бурные аплодисменты).
Мы рады встречать в нашем древнем городе чемпиона мира по шахматам, который победил даже великого Ботвинника. 
Новых Вам успехов, новых побед, уважаемый чемпион мира, Михаил Таль!».
Моё выступление закончилось овацией…
Фото из Интернета