О фильме Дурацкое дело нехитрое

Евгений Чернецов
Я много слышал от людей с постсоветского пространства о том, что они хотят стабильности, вроде как стремятся к ней, но стоит им попасть в такую стабильную страну, как Норвегия, они тут же начинают ныть о том, что им совсем не нужна синица в кулаке, что им лучше журавль в небе, что им там скучно, что им нужно чудо, и много и сразу, что достала их эта размеренность и стабильность и поедут они лучше на родину, но никуда они, конечно не едут, мучаются там дальше. Вот с этой стабильности и начинается этот фильм. Скарсгард очень органично смотрится в роли пожилого, спокойного водителя снегоочистительной машины, ведущего простую размеренную жизнь. И фильма бы не было, если бы не случилось несчастие с этим типичным норвежцем. Ему сообщают, что его сын умер от передозировки героина. Он в это не верит и начинает сам расследовать причины его смерти, и оказывается, что сын его был связан с наркомафией.

И тут во всей красе перед нами предстает скандинавский, нордический темперамент. Пожилой мужик не истерит, не кричит, а спокойно, безэмоционально, обдуманно, тихо начинает убивать мафиози одного за другим. Те, конечно, не могут и мысли допустить, что их ликвидирует какой-то работяга предпенсионного возраста. Они начинают войну с конкурирующими с ними сербскими наркоторговцами, нарушают мирный договор с ними, а война дело не прибыльное, даже убыточное, и глава мафии Граф очень раздражен, когда понимает, что все дело в том парнишке, которого они убили, а не в конкуренции между группировками. Отец парня снегоочиститель, а дядя мафиози на пенсии, который хоть и мирно живет с тайкой в удаленном уголке, но все-таки имеет опыт убийств, в отличии от брата, который всю жизнь снег чистил. Заняться они решают, конечно пенсионером, а не снегоуборщиком. Но два брата уже связались друг с другом и мафиози в отставке сказал брату, что с главой мафии ему не справится без профессионала. И рекомендует нанять киллира китайца.

Когда к мафиози приходят его бывшие коллеги, он берет все убийства на себя, чтобы дать брату шанс победить в неравном бою, хотя цена этого шанса - его жизнь. Тайская жена пенсионера очень зла на него из-за того, что ей надо ехать обратно на родину после его смерти, потому плюет на его свежую могилу. А брат погибшего смотрит на это спокойно, понимающе, толерантно. Киллер, конечно, решает, что Граф заплатит ему больше, если он убьет этого работягу одиночку. Но тут Граф оценивает его предательство, пользуется им, но предателей не любит никто, и этого киллера убивает, на всякий случай. И понимает, что теперь он воюет с сербами, потерял столько людей из-за какого-то пожилого тракториста, и это приводит его в ярость. Но тут ему ещё сообщают, что его сын похищен, и он впадает в гнев. В гневе люди очень уязвимы, потому что действуют опрометчиво, не продумывая последствий своих действий. И гнев мафии идет на пользу народному мстителю, дилетанту в области убийств, но действующему очень спокойно и размеренно. В итоге все мафиози гибнут, в живых остается только взятый в заложники сын Графа и глава сербского клана. И они втроем чинно едут в новом снегоочистителе по горной заснеженной дороге.

Мораль этого фильма такова, что не стоит поддаваться эмоциям, важно уметь их проявлять, так, чтобы они помогали медленно, но верно приближаться к цели, а не лишали энергии, и не провоцировали необдуманные действия, которые в итоге приводят к краху. Вообще каждое необдуманное неосознанное действие в этой жизни идет во вред его совершающему и его близким. Да, иногда может повезти, и что-то человек получает просто так, но после этого он мнит себя великим и совсем теряет осторожность, совершает больше неосознанных действий, которые уже приводят его к большим неприятностям. Много поколений формировался этот нордический темперамент, в условиях суровой природы, где одна оплошность может привести к смерти от холода, где надо просчитать заранее все обстоятельства, которые могут навредить собранному урожаю, которым надо питаться целый год до сбора следующего. Это в теплых странах можно не особо думать об одежде, там невозможно сделать запас на год, там все портится на жаре, там можно собрать несколько урожаев за год, в общем, там люди не планируют все надолго, и не особенно думают о сохранении энергии, они могут себе позволить истерику на полдня из-за пустяка, могут бесконечно откладывать ремонт жилища на завтрашний день, ошибки для них не критичны и поправимы, отсюда и разные понятия об ответственности, и разное отношение к жизни, разные взаимоотношения друг с другом.

Этот фильм прекрасно передает норвежскую атмосферу, поначалу она многих отталкивает, но потом, начинаешь её чувствовать, и она неудержимо влечет в себя, затягивает...