Оформитель

Александр Щербаков 5
В самом центре города Хабаровска, на площади Ленина, напротив здания администрации края, находится Дальневосточный государственный медицинский университет, который в советское время назывался Хабаровским государственным медицинским институтом. Именно в нем я начал учиться в 1965 году после окончания средней школы в поселке на севере Хабаровского края. Этот основной корпус, где проходили занятия на первых двух курсах учебы в институте, а потом читались лекции по некоторым дисциплинам, появился незадолго до моего поступления в институт. Со временем вокруг здания появились посадки различных кустарников, и самым запоминающимися из них были кусты сакуры, которая цветет нежным розовым цветом.  Затем в торец к основному зданию было построено здание студенческого общежития, но это было уже на моих глазах и я был в числе первых студентов, которые получили возможность туда заселиться. Изюминкой этого симбиоза был теплый переход между двумя заданиями, и студенты могли перемещаться, не выходя на улицу и не одевая верхней одежды. Это было очень удобно, тем более, что в общежитии был свой буфет и читальный зал, а в основном корпусе буфет и студенческая столовая. Я иногда неделями не выходил на свежий воздух, хотя исправно посещал занятия, ел-пил.

Как это не странно звучит в настоящее время, я, будучи студентом второго курса Хабаровского медицинского института и не имея никакого опыта, принял участие в оформлении стен на центральной лестнице основного корпуса родного института. Случилось это в сентябре 1966 года.  Причем панно, которые были нами изготовлены, провисели на стенах года 3-4, хотя планировалось, что через год их сделают профессиональные оформители.

В те годы было принято всех студентов первых, а иногда и вторых курсов отправлять на уборку урожая в колхозы и совхозы края. Колхозников было мало, и им требовались помощники при двух страдах – на покосах и на уборке урожая картофеля, которые чаще убирался без использования специальной техники, вручную. Примерно так же убирали урожаи овощей и ягод.  На некоторых заводах даже создавали специальные бригады косарей, которые косили сено для колхозов и совхозов, и при высоких расценках могла заработать много денег, некоторых хватало на покупку «Москвича» или «Жигулей».

Слышал, чтобы стимулировать уборку урожая помидоров и огурцов, каждое десятое убранное ведро отдавалось тем, кто убирал урожай, обычно это были женщины. И не имеющие дач работники охотно ехали на уборку урожая.

А вот студенты за свой труд ничего не получали, работали, так сказать, за кормежку и крышу над головой.  А ведь среди студентов хватало людей из малообеспеченных семей, и стипендия в 28 рублей не могла удовлетворить их потребности. Но если для первокурсников выбора не было – лишь уборка урожая в сентябре, то для студентов более старших курсов выбор был. Это могли быть студенческие строительные отряды или работа на рыбзаводах во время путины. Там тоже можно было неплохо заработать.  На эти работы ездили обычно во время летних каникул, а в сентябре отдыхали.

И хотя студентом я нуждался в деньгах, так как не получал стипендии  (в нашей семье, живущей на севере, на одного члена семьи приходилось больше 70 рублей в месяц), но поехать в стройотряд или на путину я не смог, потому что был членом сборной команды института. Вначале ездил в Ленинград на республиканское первенство по легкой атлетике среди медицинских вузов (были даже такие соревнования, правда, на моей памяти, лишь один раз), а когда вернулся (обратно ехали на поезде для экономии денег),  все студенты уже уехали на работы. Так что мне маячил снова колхоз с некоторый частью студентов нашего курса.

Но мне снова повезло. Как член сборной команды института для участия в традиционных эстафетах по улицам Хабаровска, которые проводились дважды в год – в начале мая и в начале октября, меня не только оставили в Хабаровске для тренировок, но и выдавали талоны на питание в нашей столовой из расчета полтора рубля в день. Такие же талоны давали учащимся ПОНС (подготовительного отделения народов Севера) для подготовки к поступлению в медицинский институт. Они жили бесплатно в студенческом общежитии, и, по-моему, такие же условия были и во время учебы в институте. Вот так поощряли малочисленные коренные народности на Дальнем Востоке в советское время.

Но тренироваться и больше ничего не делать, в деканате сочли излишним. И мне замдекана лечебного факультета Юрий Михайлович Помыткин  поручил сделать оформление стен по главной лестнице.  Он знал у меня такие способности, ведь я привлекался к оформлению стенных газет на нашем курсе. Мне в помощь дале тройку студентов первого курса, сами понимаете, блатных. Выделили аудиторию, проектор, кисти, краски, и другие материалы. Мы сами сделали подрамники размером 2 на 2 метра, натянули на них холсты и приступили к работе.

Не знаю, как сейчас читают лекции студентам, а в наше время лектор ставил на стол проектор, на котором на прозрачном листе рисовал что-то, а система зеркал отбрасывала изображение на стену или белый экран на стене. Примерно также делали и мы. Только клали на проектор открытку, изображение которой отбрасывалось на стену, к которой мы прислоняли наше самодельное панно, и там делали набросок изображения. И уже потом раскрашивали его, положил на сдвинутые столы. Процесс трудоемкий, но нас никто не торопил. Работали до обеда, потом кушали кто где, и расходились. Я шел в общежитие, чтобы  к вечеру пойти на тренировку, а мои помощники по домам.  Но к концу сентября наши творения уже висели на стенах в проемах между этажами.  Смотрелись они вполне неплохо, и никто не догадывался, что сделаны любителями, а не профессиональными оформителями.

В повседневной жизни мы редко используем слово «оформители», предпочитая ему другое, более благозвучное – «дизайнеры». Сегодня они просто необходимы, чтобы привнести что-то красивое и утончённое. Но мы даже не задумываемся, как много вокруг нас – дело их рук. Кроме того, мы так мало знаем о них! Так что же это за зверь такой – оформитель?

Обратимся к истокам. Дизайн зародился еще в XVI веке. В те времена под данным термином подразумевалась рождённая в голове у художника и навеянная Богом идея создания произведения искусства. Дизайн быстро распространился во всех сферах деятельности. Способствовать этому стало развитие промышленности.
Бывает, что мы отправляемся в торговые центры просто побродить, посмотреть на витрины. Особенно в предпраздничные дни, когда они превращаются в настоящие произведения искусств. Никогда не задумывались над тем, как много труда необходимо, чтобы получилась такая красота? Но не только в преддверии праздников трудятся оформители витрин. Надо довольно часто менять что-то на витринах, хотя бы аксессуары на манекенах. Конечно же, не все магазины пользуются услугами этих специалистов, это прерогатива только раскрученных брендов.

Где же учат на оформителя?
Во многих вузах есть специальность «дизайнер». Например, в главном вузе культуры страны – Московском государственном институте культуры. Но в действительности всё немного по-другому – не все люди, которые чувствуют, что они художественно одарённые, идут получать высшее образование в этой области. К тому же осознать, что тебя тянет на искусство можно как в 18, так и 38 лет. В таком случае спасут разнообразные курсы, тренинги и мастер-классы. Продолжительность обучения и стоимость варьируется. В среднем это будет стоить полгода вашего времени и 40 тысяч рублей. Подчеркнём, что это средняя сумма.
Никто не учил на оформителя в наше время. Мой товарищ по игре в волейбол Витя Мироненко окончил Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта и в 80-е годы работал главным инженером в конторе, которая занималась оформление. Не знаю точно, как она называлась в то время, но что располагалась на улице Флегонтова, рядом с протезно-ортопедическим предприятием, где делали протезы инвалидам, помню.

Качества хорошего оформителя:
Нестандартное мышление: необходимо уметь выходить за рамки уже существующего, не бояться пробовать новое. Понимание психологии и потребностей клиента: разумеется, оформители должны знать, чем можно привлечь внимание клиентов. Кроме того, к каждому заказчику требуется индивидуальный подход.

Чувство гармонии: креатив – это краеугольный камень оформителя, но если с этим делом переборщить, то это может начать работать и против него. Нужно знать меру во всем. Много знаний: владеть графическими редакторами, уметь работать со светом и различными материалами, знать их свойства и многое-многое другое. Хорошее настроение – творить не для себя, а для других нужно в приятном расположении духа, ведь от оценки клиентов зависит репутация фирмы.

Художник-оформитель — это профессионал, специализирующийся на разработке и создании визуальных и декоративных элементов для различных целей и сред. Он может работать над оформлением интерьеров, печатной продукции, выставочных стендов, рекламных материалов, упаковки товаров, сценографией для театральных и киносцен и многим другим. Художник-оформитель сочетает в себе творческие и технические навыки, чтобы воплотить концепции и идеи в конкретные визуальные образы, соблюдая при этом требования заказчика и технические ограничения проекта. Его задача — создавать эстетически привлекательные и функциональные композиции, применяя свои художественные навыки и знания в области композиции, цвета, формы и материалов.

Ничего подобного не было в те годы. Разве что на афишах крупных городских кинотеатров висели панно, выполненные какими-то профессиональными художниками. Они были в штатах этих кинотеатров и получали за выполненную работу деньги.  Ничего этого не было в институте, поэтому и использовали дармовой труд студентов для оформления лестницы. Но я без претензий. Не надо было копаться в земле, убирая картошку, или работать грузчиком в колхозных амбарах.  Оплата питания за месяц – хорошее подспорье для вечно голодного студента.

Умение хорошо рисовать я получил в наследство от отца. Кстати, один мой сын и один внук тоже прекрасно рисуют, хотя, кроме уроков рисования в школе, нигде не учились. Поэтому в школе я постоянно оформлял газеты и «боевые листки» на злобу дня.  Но еще лучше у меня получалось лепить из пластилина. Пластилин мягкий материал, но под воздействием теплоты расплавляется. И тогда я придумал, как сделать, чтобы выполненные из него фигуры стояли и не плавились. Я стал делать  внутри каркас из упругой проволоки, который крепил к подставке. Моя фигура памятника «Перекуем мечи на орала» около 30 см высотой, прекрасно простояла на выставке изобразительного искусства в школе больше месяца.

Но больше всего я любил лепить фигуры на спортивную тематику. Однажды увидел фотографию в спортивном журнале, как бегуны на 3000 метров с препятствиями преодолевают барьер, и по этой фотографии сделал композицию.  Представляете, один бегун касается барьера, закрепленного на деревянной подставке. Его касается локтем другой бегун, а там третий-четвертый другими частями тела, и вся эта композиция висит в воздухе.  Естественно, пришлось много потратить проволоки, чтобы сделать каркас. А еще деревянных брусочков, чтобы облегчит композицию. Сделал я это, когда учился в 11 классе.

Вся эта композиция хранилась у нас в холодных сенях на амбаре на входе в дом  всю зиму. Однажды в нашу школу приехала комиссия из районо. Мой отец был директором школы, и когда проверка закончилась, был проведен итоговым педсовет, он вечером пригласил членов комиссии к себе домой поужинать, ведь поселковая столовая к этому времени уже не работала. На входе в дом члены комиссии увидели мою композицию и зайдя в квартиру, попросили посмотреть её более внимательно. Я принес, показал, рассказал, как такое получилось, и все работники районо сказали, что у меня талант и надо подавать документы в училище имени Сурикова в Москве.  Я послушал совета, написал туда об условиях приема, но мне ответили, что надо иметь документ об окончании обучения в кружке в том же Доме пионеров и положительная характеристика оттуда. Ну какой дом пионеров в нашем поселке, скажите?.  И я поступил в медицинский институт и не жалею об этом. Но это так, в порядке лирического отступления.

А  наша сборная команд той осенью удачнее всего выступила в смешанной эстафете, в которой бежали юноши и девушки, мы заняли второе место после педагогического института. Я бежал этап по улице Ленина от гидрометеоцентра до площади Славы, которую тогда только начали создавать. На этих 400 метрах я так «наелся», что по завершения этапа зашел на газон, где меня вырвало. Помню, передал эстафетную палочку Пономаренко, Она бегала на коньках и как никто другой могла бежать по крутому спуску к Уссурийскому бульвару, дав нам немалую фору.  А вот потом таких успехов уже не было. Появился Хабаровский институт физкультуры, хорошие легкоатлеты появились в институте железнодорожного транспорта, и пока я бегал,  нашим уделом стало четвертое место из шести вузов в краевом центре, опережая эстафетные команды лишь политехнического и института народного хозяйства.