Вспомним строки из Иллиады: где не раз упоминается шлемоблещущий Гектор.
Почему шлемоблещущий? потому, что шлем его блестит. А почему блестит? ведь шлем его был сделан из меди, а медь под действием солнца, дождя и ветра имеет свойство зеленеть и терять блеск.
Вероятно, Гектор, или кто-то из его рабов этот шлем регулярно чистит и полирует. Вот шлем и блестит.
Или вот строки из Песни о Нибелунгах:
Сказал скрипач: Ах, будьте уверены вполне,
Что если струны скрипки расстроите вы мне,
То прежде, чем вернусь я на Рейн родимый вновь,
Ваш, ныне столь блестящий шлем, покроет ржою кровь.
Шлем опять блестит. В произведении описаны события пятого века н. э. Но описывались они уже в 12м веке. Потому возможны исторические неточности. Но шлемы были уже стальными, а сталь имеет свойство ржаветь. Если же стальной шлем блестит, значит, его тоже полируют. Ведь неражавеющая сталь ещё не была изобретена.
Но вот открываем Французский эпос девятого века - "Песни о Гильёме Оранжском".
И вот незадача. У франкских воинов того времени шлемы не блестят. Всякий раз, как описывается вооружение рыцаря, шлем его оказывается зелёным. Почему. Зелёный шлем в этом эпосе такое же устоявшееся выражение, как в русских былинах - Ретивый конь, Тугой лук, калена стрела и т. п.
Любопытно, что в отношении сарацинских шлемов слово зелёный ни разу не употреблено. Почему? Вероятно, у них был какой-то иной цвет?
Теперь суть гипотезы:
А что если франки красили свои шлемы?
Чем?
Масляной краской.
Зачем?
Во первых - защита от ржавчины.
А во вторых, шлем самая заметная часть боспеха, следовательно, по цвету шлема легко распознать свой, или чужой.
Где брали краску?
Делали.
Для этого просто надо взять некий минерал зелёного цвета, растереть его в мелкую пыль и смешать с льняным маслом.
Лняное масло имеет свойство высыхать. То есть из него улетучиваются все летучие липиды и эфиры. И масло превращается в твёрдую липкую водоотталкивающую массу. Вот почему оно хорошо как основа для масляных красок и плохо для смазки механизмов.
Уже точно известно, что рейтары 16 го века сражались в доспехах крашеных масляной краской. Почему в девятом веке не могло быть то-же самое?
Любопытно, что в британских романах круглого стола, часто упоминается цвет доспеха. Иные рыцари сражаются в красных доспехах, иные в чёрных и т. д. Что если тоже красили?
А гербы на щитах чем рисовали? Опять же краской. Какой? Ну не акварелью же. Изображение должно сохраняться и под дождём. Самое простое опять же масляная краска на основе льняного масла.
Ещё древние греки , а до них Пеласги делали изображения на своих щитах. Возможно, франкам первым пришла в голову идея покрасить не только щиты, а ещё и шлемы. И защита от коррозии, и хорошо видно - где свои, где чужие.