Клетка Фарадея

Артем Кресин
     Клетка Фарадея.

« Клетка Фарадея представляет  ограниченный объем закрытый по всей поверхности  электропроводящими материалами. Майкл Фарадей был ученым, внесшим большой вклад в мир науки. Благодаря этому ученому, многие элементы, которые мы используем в наши дни, применен принцип клетки Фарадея. В начале всего этого Майкл Фарадей» 

Мне 14 лет. В 1944 году меня привезли из эвакуации в Ленинград для зачисления в Ремесленное Училище.  В первые же дни  была организована экскурсия в, недавно открытый Музей Обороны Ленинграда.  Конечно же было много интересного. Но по какой то причине мне запомнился  комбинезон , который должны были одевать саперы, которым предстояло пробираться на передовую линию фронта, чтобы перерезать проволочные ограждения , находящиеся под электрическим напряжением.  Это был полностью закрытый комбинезон из медной сетки.   Эта сетка  представляла ткань, выполненная из очень тонкой, голой медной проволоки.  В этот комбинезон входил капюшон для головы с маской для лица,   и полностью закрытые  ноги и руки.  В том возрасте я, конечно, я не понимал роли медной сетки в этом костюме, но сам факт использования подобной конструкции для защиты человека от воздействия электрического тока я запомнил.

Когда волей судьбы, я сам стал электриком, я понял смысл такой защиты.  Комбинезон создавал внутри эквипотенциальную поверхность, в которой нахождение человека безопасно. то- есть разность потенциалов между различными точками внутри этого комбинезона была равна нулю.

Уже во взрослые годы, когда я профессионально  поработал в электроустановках, познакомился с еще одной областью применения подобного комбинезона. По  высоковольтным линиям высокого и сверхвысокого напряжения до 1 150 000 вольт передаются очень большие мощности.  Отключение таких линий для ремонта связано  с нарушением режима работы  энергосистем, обеспечивающих подачу электроэнергии населению городов и  промышленности.  Тем не менее  повреждения на линиях возникают и их устранение является необходимы. Возникла необходимость разработки методов устранения определенных неисправностей без отключения линий.  С этой целью  были проведены поиски способов  работы на проводах линии. В основу этих способов положено применение  металлизированных комбинезонов. Работник  помещается  в такой комбинезон и затем с помощью изолированного устройства  он переносится на высоковольтный провод , подлежащий ремонту. Затем он выполняет электрическое соединение своего комбинезона с ремонтируемым проводом.  И теперь и провод и комбинезон находятся надежно под одним потенциалом, и он на этом проводе работник проводит необходимые работы. 

А теперь для интереса попробуем найти  исток  открытия свойства замкнутого пространства  обрамленного токопроводящим материалом, внутри которого полностью отсутствуют разность потенциалов и электростатическое поле.  Истоком можем назвать открытие английским физиком Майклом Фарадеем так называемой клетки Фарадея.