100 лет моему дедушке Василию

Алексей Акиндинов
15 октября 2023-го года исполнилось 100 лет со дня рождения моего дедушки по материнской линии Фокину Василию Алексеевичу. Фронтовик, ветеран Великой Отечественной войны, участник Сталинградской битвы, имеет ордена за боевые заслуги. Мой первый учитель живописи. Годы жизни — 1923-1998.

Не особенно верю в мистику, но сегодня в очередной раз убедился, что всё-таки невидимый обычному взору мир существует. Мне приснился дедушка Василий, он смотрел на меня и улыбался. Его лицо было добрым, взгляд лучился счастьем. Утром рассказал сон маме, она мне сказала, что сегодня моему дедушке было бы ровно сто лет. Я об этом совсем забыл. Так, во сне, он напомнил мне об этой дате. Ведь он был мне не только дедушкой, но и учителем живописи и наставником по жизни, по сути он мне был вторым отцом.

Василий Алексеевич Фокин родился в деревне Бахмачеево Рыбновского района Рязанской области. Ушел на фронт в 1941-м году. В 42-м был ранен в бою под Сталинградом. Имеет много боевых наград (ордена и медали). Вернулся с фронта, женился. В мирное время военные награды не надевал, о войне не говорил, фильмы о войне не смотрел. Единственное фото, где он сфотографирован с боевой наградой — 1943-й год (с медалью "За отвагу").

Дедушка обладал многими талантами: был прекрасным плотником (строил деревянные дома); столяром (изготавливал авторскую мебель); художником (писал картины и расписывал храмы); музицировал (играл на гармони и аккордеоне); занимался фотоделом и реставрацией книг; валял валенки; изготавливал для детей куклы из папье-маше. На протяжении десятилетий увлекался атлетизмом, от чего по фигуре напоминал спортсмена — гимнаста. Также много читал, — у него была большая библиотека.

Говорить я начал в 9 месяцев, — дедушка держал меня на руках на кухне. Из радиоприемника была слышна трансляция хоккейного матча. Дедушка сказал мне: "Алешка, скажи, "хоккей". Я: "Хокке-е-е-й!" Как только я начал ходить, взял в руки карандаши стал рисовать. Нарисовал на обоях несколько "дедов морозов", дедушка, разглядев, мой талант, вручил мне кисти, масляные краски и старинный этюдник с палитрой, изготовленный на рубеже 19-20-го веков. Откуда у него взялся этот этюдник не знаю. Там была дарственная надпись, датированная 1917-м годом, а город значился — Петроград. Дедушка сам мне делал подрамники, натягивал холсты, проклеивал и грунтовал их. От того с ранних лет я стал заниматься масляной живописью. В дедушкиной библиотеке было много книг по искусству, я с удовольствием смотрел репродукции прекрасных полотен эпохи Возрождения. Помню, мне очень понравилась живопись Пьетро Перуджино и Яна ван Эйка. Были книги и с более "современными" авторами, мне запомнилась иллюстрация автопортрета Винсента ван Гога "Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой".

В 1988-м году, по настоянию преподавателя ИЗО общеобразовательной школы №34 в Рязани — Ирины Петровны Бауковой, дедушка и мама решают отдать меня на обучение в Детскую художественную школу №1. В период учебы в ДХШ, с 1988 по 1992-й годы, благодаря дедушке, я написал несколько больших полотен маслом. Среди них была картина "Осенний сон, или колесо совести", имеющая размер 80х100 см.

В 1992-м году я с первого раза поступил в Рязанское художественное училище. Сделать это было не так просто — конкурс 12 человек на место. Большая заслуга в этом моего дедушки, ведь кроме педагогов ДХШ, основы реалистической живописи заложил в меня он. Помню его слова, когда я поступил в РХУ: "Алешка, сейчас период твоего студенчества, который ты будешь вспоминать как лучшие годы своей жизни. Я так счастлив за тебя, что ты учишься в Рязанском художественном училище!" В этот момент у него на глазах появлялись слезы. Он был сильным, мужественным и в то же время сентиментальным человеком. А может быть и от того у него были такие яркие эмоции, что он сам мечтал учиться в РХУ, — после войны он успешно сдал вступительные экзамены туда, но жить было негде (у училища не было общежития) и дедушка уехал обратно в деревню. Когда в начале 60-х годов он всё-таки переехал в Рязань, то учился у Владимира Александровича Иванова (член Союза художников России, 1967-1988 гг. — Председатель правления Рязанской организации Союза художников РСФСР, с 1988-2009 г. — директор Рязанского государственного областного художественного музея им. И.П. Пожалостина). Сохранилось коллективное фото 60-х годов, где большая группа мастеров кисти позирует фотографу у Дома художника в Рязани, — среди них мой дедушка с бабушкой Зинаидой Федотовной.

Дедушка обучил меня и столярному делу. После чего я уже сам изготавливал себе подрамники и рамы к картинам. У него было много инструментов по обработке древесины: рубанков; фуганков; стамесок; пил; рейсмусов и фигурных рубаночков для изготовления узорных рам к картинам.

В самом начале 90-х годов, дедушка также приобщил меня к миру атлетизма. Я был очень плохо развит физически (не мог выжать вверх даже 20 кг обеими руками), обладал очень "узкой костью" и склонностью к полноте. В большой библиотеке дедушки были советские журналы о спорте. Мне особенно запомнились книги легендарного советского тяжелоатлета, чемпиона Олимпийских игр в Риме 1960-го года Юрия Петровича Власова. Неизгладимое впечатление на меня оказала его книга "Справедливость силы". Я узнал о таких прославленных атлетах конца 19, начала 20 веков как: Евгений Сандов (основоположник бодибилдинга); Пётр Крылов ("король гирь"); Георг Гаккеншмидт ("Русский лев"); Карл Свобода; Аркадий Воробьёв; Пол Андерсон и многие, многие другие. Через несколько лет тренировок я уже смог выполнять упражнения с большими весами.

Обучаясь в Рязанском художественном училище я искал свой стиль в живописи и в 1996-м году придумал направление в искусстве, назвав его — орнаментализм. Я стал писать картины, полностью покрывая реалистические сюжеты разрисованными тонкой кистью узорами. Как сейчас в голове возникает момент, когда дедушка впервые увидел мою особую манеру письма. Я пишу картину "Осенняя Марта", покрываю портрет девушки узорами, затрагивая ими не только платье, но и небо, лицо и руки. Дедушка вошел в мою комнату, посмотрел на картину и через несколько секунд произнёс: "Да, Алёшка,.. Такого я ещё никогда раньше не видел, это что-то новое, необычное..." В 2005-м году я написал портрет моего дедушки "Мой дед Василий" в своём стиле орнаментализма и в 2015-м году сделал вариант этой картины с более тонкими узорами и цветовыми отношениями. На портрете я изобразил дедушку в возрасте 18-и лет, когда он уходил на Великую Отечественную войну. Пейзаж в картине — виды Рязани: река Трубеж, Рязанский Кремль, дороги с идущей на фронт военной техникой. Молодой человек не знает, вернётся ли он с войны, но он готов защищать свою Родину. Мой дедушка вернулся героем, прожил достойную жизнь, оставив после себя добрую память.

О моём дедушке на сайтах:
"Первый канал" — "Ветераны": https://veterani.1tv.ru/id/106073/
"Бессмертный полк": https://www.moypolk.ru/soldier/fokin-vasiliy-alekseevich-1

© Copyright: Алексей Акиндинов, 15 октября 2023.
РОССИЯ, Рязань.