Отец китайской авиации

Андрей Бухаров
Фэн Жу – патриот, мечтатель и отец китайской авиации.

После свержения цинского правления в начале 20 века именитые революционеры, подняв полезные связи в первую очередь в США, привлекали в страну талантливых и работоспособных специалистов, некогда эмигрировавших из Китая в поисках лучшей жизни. Подавляющее большинство таких американских хуацяо были кантонского происхождения. Среди них – молодой инженер, патриот и мечтатель по имени Фэн Жу. За свою короткую жизнь мужчина заслужил звание “отца китайской авиации”, и именно его детище красуется в числе прочих достижений аэрокосмической отрасли Китая на коллекционных стоюаневых купюрах 1999-2018 годов.

Первый китайский авиатор и авиаконструктор Фэн Жу родился он 12 января 1884 года в бедной крестьянской семье в деревне Синпу, которая относится к уезду Эньпин к юго-западу от города Гуанчжоу.

Используя подручные средства, буквально – глину и палки, ещё в детстве он увлечённо мастерил воздушных змеев, машины и лодки. Все соседи считали, что у сообразительного мальчика, всё время фантазировавшего о волшебных полётах, большие перспективы.

В поисках новых возможностей для работы и жизни Фэн переехал в США вместе с отцом в возрасте двенадцати лет, хотя поначалу его мать выступала резко против такого рискованного поступка. По другим данным он отправился в США с дядей, у которого там уже был свой бизнес, а отец с матерью остались в Гуандуне. Так или иначе, до семнадцати лет юноша жил и работал в разных частях Калифорнии.

В 1901 году он отправился на фабрику в Нью-Йорке изучать механическое производство и одновременно подрабатывать. Юный инженер видел развитую промышленность США и ;;всё больше убеждался, что процветание страны зависит от развития технологий. К тому же, так как после завершения русско-японской войны  Россия “передала” Японии китайские земли, Фэн Жу постоянно думал о том, как помочь отечеству быть сильнее. Поначалу он хотел сконструировать новый военный корабль для укрепления береговой обороны Китая. Позже, изучив опыт других стран, Фэн Жу рассудил, что строительство военного корабля обойдется в миллионы долларов, и лучше уж построить сотни самолетов, которые дешевле и эффективнее.

Первая трудность, с которой столкнулся молодой, но амбициозный авиаконструктор, – это отсутствие средств. Фэн Жу продал всё ценное, но вырученных средств не хватало. Тогда он обратился к единомышленникам. Местные хуацяо и революционеры охотно спонсировали китайского инженера, ведь к тому времени он уже имел репутацию усердного, экономного и добросовестного работника, а также ярого патриота.

Работа шла своим чередом. В 1906 году Фэн Жу попытаться обосноваться в Сан-Франциско, но из-за последствий сильного землетрясения, произошедшего там 18 апреля 1906 года, был вынужден изменить планы и направиться в Окленд.

Примерно в это время Фэн начал буквально бредить летательными аппаратами братьев Райт и после прибытия в Окленд первым делом организовал небольшую компанию по производству самолетов. На проектирование и строительство своего первого самолета у Фэна ушло около двух лет. Для нового сескиплана, то есть популярной в те годы модели биплана с очень узким нижним крылом, Фэну потребовалось не только улучшить чертежи Райтов, но и разработать собственный двигатель нового образца.

Первый полёт оказался неудачным, затем на заводе в Окленде произошёл пожар. Но Фэн Жу не отчаивался. Позже он арендовал дом по адресу №939 East 9th Street в Окленде и использовал его в качестве фабрики-мастерской, назвав её Guangdong Manufacturing Machinery Factory.

Вторая попытка тоже не увенчалась успехом. А вот 22 сентября 1909 года (по другим источникам 21 сентября) Фэн Жу всё же совершил полёт на западном побережье США. Так он стал первым китайцем, и иностранцем в общем, который пролетел на самолёте над территорией Америки. Полёт продлился всего двадцать минут: из-за резкого ветра крепящий пропеллер болт сорвался, и Фэну пришлось резко приземлиться. О полете сообщили сразу в нескольких газетах, в том числе в The San Francisco Call и Oakland Tribune.

Так, в октябре 1909 года в США была официально учреждена Гуандунская авиастроительная компания, в которой главным инженером стал Фэн Жу. Выступив перед инвесторами, он привлек 67 акционеров и получил 5 875 долларов США в качестве поддержки.

Летом следующего года ставший популярным китайский авиатор выпустил второй самолет как комбинацию двух моделей от других разработчиков. Фэн возил его на авиашоу в Окленде, где машина получила высокую оценку сообщества хуацяо и лично китайского революционера Сунь Ятсена. Также он получил сертификат пилота первого класса, выданный Американским международным авиационным обществом, став первым в истории США пилотом-китайцем.

Сменив название компании на Guangdong Aircraft Company, Фэн Жу вернулся в Китай весной 1911 года по просьбе Сунь Ятсена, который хотел использовать умения Фэна для борьбы против династии Цин. Вместе с Фэном приехали и шесть жителей Окленда, среди которых были талантливые инженеры кантонского происхождения Чжу Чжуцюань, Сыту Бижу, Чжу. Также он привёз с собой биплан собственной разработки.

Губернатор провинции Гуандун и Гуанси, узнав о прибытии важных гостей, отправил специальный военный корабль в Гонконг, чтобы поприветствовать прибывших и установить самолеты и машины в Янтане, пригороде Гуанчжоу. Губернатор подозревал, что Фэн Жу тайно общается с революционерами, поэтому регулярно вёл слежку за ним, но так и не раскрыл его до последнего момента. Уже осенью новые власти назначили Фэн Жу капитаном армии в Гуанчжоу. Его задача заключалась в организации авиационных разведывательных групп для борьбы с цинской армией. Однако из-за стремительного краха правительства Цин план авиаразведки так и не был осуществлен.

Не суждено было сбыться и другим планам молодого авиатора. 25 августа 1912 года самолет, пилотируемый Фэн Жу, разбился во время авиасалона в Янтане на глазах тысяч зрителей. Согласно официальной версии, при заходе на посадку после успешного выступления пилот увидел  детей, игравших на взлетно-посадочной полосе. Он резко направил машину вверх, чтобы избежать столкновения, и в итоге не смог справиться с управлением, получив сильнейшие травмы.

Фэн Жу было посмертно присвоено звание генерал-майора. Сунь Ятсен настоял на том, чтобы талантливого китайского инженера похоронили у Мавзолея 72 мучеников в парке Хуанхуаган  в Гуанчжоу, а также чтобы на его могиле было написано «Пионер китайской авиации».

Ушедший в возрасте 28 лет Фэн Жу успел сделать немало для авиационной промышленности родины. В частности, он предложил стратегию развития национальной авиации, которая до сих пор оказывает глубокое влияние на военно-воздушные силы страны и китайскую авиацию в целом.

Помимо открытия бюстов и памятников Фэн Жу в разных частях Китая, в 2009 году в Laney College в Окленде был открыт бронзовый бюст Фэн Жу, «отцу китайской авиации». В честь Фэн Жу названы начальная и средняя школы, улица и площадь в уезде Эньпин, также в уезде открыт Мемориальный музей Фэн Жу. Китайское общество аэронавтики и астронавтики учредило премию его имени.

Жизненный путь Фэн Жу вдохновил Лоуренса Йепа написать исторический роман  «Dragonwings» (1975) который был основан на биографии авиатора кантонского происхождения. На коллекционных 100-юаневых купюрах первый успешно запущенный биплан Фэн Жу стоит в одном ряду с другими достижениями аэрокосмической науки и техники Китая.

На фото: Бюст Фэн Жу в Пекинском аэрокосмическом университете.

Фэн Жу яркий представитель тех людей, которым "обидно" за свою великую державу....

Именно благодаря им китайская межпланетная станция успешно "посеяла" хлопок на южном полюсе Луны.

Российская же лунная станция Луна-25, несмотря на полувековую историю советских межпланетных экспедиций, в результате "смещения приоритетов" как в системе управления станцией, так и в системе управления всей аэрокосмической отраслью, потому что энтузиастам, патриотам, мечтателям в ней места сегодня нет....